Метапредметный урок "Битва за Москву"

Разделы: Математика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: математика, Битва за Москву, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (25 МБ)


Цель: познакомить детей с подвигом советского народа во время битвы под Москвой.

Задачи:

  • познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны;
  • воспитывать познавательный интерес, формировать умение находить самостоятельно информацию и применять ее на практике;
  • совершенствовать вычислительные навыки и навыки устного счет в пределах 100, развивать логическое мышление, внимание;
  • развивать умение рассуждать.

Оборудование: проектор, экран, презентация, рабочий лист, карточки с заданием.

Ход урока

1. Мотивация

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. У нас сегодня будет познавательный, необычный урок. Пожелайте друг другу отличной работы.

2. Организационный момент

У вас на парте рабочие листы, подпишите их. В конце урока, оцените, как вы работали и сдадите на проверку.

- Прочитайте пословицу:

  • Тот герой, кто за Родину горой. (Слайд 1)

Как вы понимаете эту пословицу?

3. Актуализация знаний

Устный счет. (Слайд 2)

На доске:

  • 6 32 3 26 35 1
  • 7 19 27 28 41 30
  • 34 14 16 15 23 24
  • 18 20 3 22 21 17
  • 25 29 10 9 37 12
  • 36 19 33 4 45 31

- Назови все числа, в которых 2 дес.? (26,27,28,20,22,21,25,29, 26)

- Найдите числа, в котором единиц на 1 больше, чем десятков? (34, 23,12,45).

- Запишите все числа первой строки в порядке возрастания? (1, 3, 6, 26, 32, 35).

Самопроверка.

- Запишите все числа из 4 столбика в порядке убывания? (28, 26, 22, 15,9,4).

Взаимопроверка.

- В каком столбце и в какой строке находится число 19? Есть еще? (2 строка и 2 столбец; 6 строка и 2 столбец). Давайте обведем ответы в круг.

- Запишите значение выражения: 20+10+15-4= (41) Найдите это число в числовом квадрате. Обведем его. (лист)

- Запишите значение выражения: 18-11+8+30= (45) Найдите это число в числовом квадрате. Обведем его. (лист)

- В каких строках у нас обведены числа? (вторая и последняя). Какие это числа? (19 и 41, 19 и 45) Давайте числа во второй строке соединим в одно, что получится? 1941. Сделайте тоже самое с числами в последней строке.

1941-1945 (Слайд 2.1)

Учитель: Ребята, что это за год? Кто может ответить? (Ответы детей)

- 1941 год стал годом начала Великой отечественной войны.

- Кто знает, какого числа началась Великая отечественная война? (22 июня)

- А когда закончилась война? (9 мая 1945 года) (Слайд 2.2)

- 9 мая 1945 года наступил День Победы. День, когда советский народ одержал победу над фашистской Германией.

Учитель: На этой войне было много героев.

- Как вы думаете, а кто такой герой?

(Это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.)

- А почему его так назвали? (Потому что, он совершил подвиг)

- А какой это должен был бы быть подвиг? (Спасти кого-то, уничтожить врага)

- А может быть город-герой? (Ответы детей)

Чтобы узнать, что это за город и какая тема урока, вам нужно найти значения выражений и соотнести результаты с буквами. Работать будем по рядам. Каждая группа, получает карточку. Капитаны команды будут подводить итоги своей команды. (Слайд 3)

Карточки.

На доске:

25

42

20

64

50

30

31

36

40

22

60

43

58

69

57

б

д

с

п

о

к

и

м

в

о

й

т

о

а

в

25

31

43

57

69

64

58

42

36

22

20

30

40

50

60

б

и

т

в

а

п

о

д

м

о

с

к

в

о

й

1 карточка

  • 75-50= 25 б
  • 50-7=43 т
  • 26+5=31 и
  • 44+25=69 а
  • 80-23=57 в

Расположите все числа в порядке возрастания.

Какую закономерность заметили? (Все двузначные числа, нечетные)

25

31

43

57

69

б

и

т

в

а

(Слайд 4.1)

2 карточка

  • 70-6=64 п
  • 39+3=42 д
  • 78-20=58 о
  • 28+8= 36 М
  • 40-18=22 о

Расположите все числа в порядке убывание.

Какую закономерность заметили? (Все двузначные числа, четные)

64

58

42

36

22

п

о

д

М

о

(Слайд 4.2)

3 карточка

  • 100-80=20 с
  • 19+11=30 к
  • 95-35=60 й
  • 25+15=40 в
  • 80-30=50 о

20

30

40

50

60

с

к

в

о

й

- Расположите все числа в порядке возрастания.

- Какую закономерность заметили? (Все двузначные числа, круглые)

- Давайте соединим все ваши ответы и посмотрим на тему урока. (Слайд 4.3)

4. Тема и цели урока

Учитель: Какая тема урока? (Битва под Москвой)

- А каком городе-герои будем сегодня говорить? (о Москве)

- Какую цель поставите? (узнать, научиться)

- А задачи? (подумать, поинтересоваться, изучить, запомнить, сделать вывод)

(Слайд 5)

Учитель: Захват Москвы был главным пунктов немецкого плана.

Как вы думаете, а почему враги хотели его захватить? (Чтобы сломить дух советского народа).

Горькими были первые месяцы войны. Наши войска отступали, через несколько месяцев фашистские войска вплотную подошли к Москве. Фашисты были уверены в своей победе и даже разработали план полного уничтожения Москвы.

(Слайд 6)

Но самых первых дней войны москвичи стали готовиться к защите своего города. «Все для фронта, все для победы!» - вот девиз тех дней.

(Слайд 7)

На заводах, вместо ушедших на фронт мужчин, к станкам встали женщины и подростки. Они трудились по 12 часов в сутки, обеспечивая столицу оружием и боеприпасами.

(Слайд 8)

Тысячи горожан, несмотря на холод и дождь, строили оборонительные рубежи, копали траншеи, сооружали заграждение и баррикады.

(Слайд 9)

Учитель: Вокруг Москвы были размещены артиллерийские войска. Они сбивали вражеские самолеты на подлете к столице. Чтобы защитить город от обстрела самолетами использовали аэростаты. Наши бойцы вывешивали аэростаты в шахматном порядке, а для верности на каждый трос подвешивали мину.

(Слайд 10)

Первые успехи аэростатов показали в небе Москвы уже 23 июля 1941 года. 150 фашистских бомбардировщиков в составе 20 групп прорывались к столице, но преодолеть оборону смогли только единицы. Чтобы узнать сколько за один день уничтожалось вражеских самолетов с помощью аэростатов, решим задачу.

Физминутка для работы головного мозга

Задача:

Было 15 вражеских самолётов. Летчики сбили 10 самолетов и зенитчики - 3 самолета. Сколько самолетов запутались в аэростатах?

Было - 15 с. (листы)

Сбили - 10 с. л. и 3 с. з.

Запутались - ? С

(Слайд 10.1)

15- (10 +3) =2 (с.)

Ответ: 2 самолета запутались в аэростате.

Самопроверка

(Слайд 11)

Учитель: Над Москвой аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов врага. В 1943 году Москву защищали 440 заградительных постов, а всего на фронтах в воздух поднималось около трёх тысяч аэростатов.

(Слайд 12)

Учитель: На въезде в Москву по Ленинградскому шоссе в городе Химки нас встречает 10-метровая конструкция «Ежи». Памятник славит всех советских граждан, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны, и воплощает идею неприступности столицы.

(Слайд 13)

Именно в первые дни войны противотанковые ежи стали одной из серьезных преград на пути врага. Автор конструкции военный инженер, генерал-майор Михаил Львович Гориккер. А в чем же гениальность «ежа»? В простоте конструкции. Профиль или рельсы нарезались на равные куски, они приваривались друг к другу в виде буквы «Ж», - и непроходимая преграда для танков готова. Конструктор рассчитал, что «еж» не должен быть выше начала лобового листа брони танка, - высота его составляла 80 см. Правильно выполненный «еж» выдерживал наезд танка весом 60 тонн.

(Слайд 14)

Задача

Давайте найдем, сколько требовалось материала для одного ежа. Если длина одной детали «ежа» составляла 80 см, а для «ежа» надо было три таких детали. Сколько потребуется метров материала?

(Слайд 14.1)

Сначала переведите см в дм. Сколько в 1 дм см? (10 см). Сколько в 1 м дм? (10 дм) Тогда 80 см=8 дм

Запишите на рабочем листе решение и ответ. Выразите в метрах и дм.

Взаимопроверка по образцу.

(Слайд 14.2)

Проверка:

- Как нашли?

8+8+8=24 (дм)

- Сколько это будет метров и дм? (2 м 4 дм)

- Кто справился?

(Слайд 15)

«Ежи» ставили по четыре ряда в шахматном порядке, и это было серьезной проблемой для танков. Задача «ежа» - оказаться под танком, поднять его на дыбы.

В битве за Москву было расставлено 37500 «ежей».

(Слайд 16)

Учитель: Мужественно защищали родной город москвичи, но все же основная тяжесть войны обрушилась на плечи воинов нашей армии.

(Слайд 17)

Командующий Западным фронтом, который отвечал за оборону столицы, был назначен Георгий Константинович Жуков. Солдаты говорили: «Где Жуков, там-победа!»

(Слайд 18)

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Мероприятие проводилось в разгар битвы за Москву, когда линия фронта находилась всего нескольких десятков км от столицы. Парад имел большое значение для поднятия боевого духа Красной армии и населения страны и считался важной военной операцией. С парада бойцы сразу отправлялись на фронт. А теперь узнаем сколько человек приняли участие в Параде на Красной площади?

(Слайд 19)

Работа в командах:

Найдите значения выражений, используя удобный способ:

  • 16+ 8 +4 =
  • 4+27+3+12=
  • 30-20-3=

(Слайд 19.1)

  • 16+4+8=28
  • (27+3)+(12+4)=46
  • 30-20-3=7

Какой способ использовали в 1 выражении? (Переместительное свойство)

Во 2 выражении? (Переместительное и сочетательное свойство)

Самопроверка с доской.

(Слайд 19.2)

А теперь давайте соединим все значения выражений по порядку в одно число и узнаем сколько человек приняли участие в Параде на Красной площади (28 467)

(Слайд 20)

Учитель: Красная армия остановила вражеские войска и перешла в контрнаступление. А какого числа началось контрнаступление? (5 декабря 1941 года)

(Слайд 21)

Немецкая армия, которая считалась непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Победа в битве под Москвой показала всему миру, что фашистов можно победить!

В битве под Москвой германская армия понесла такие потери, которых еще не знала: более 500 тыс. солдат, 1300 танков, 2500 орудий, 38 дивизий, из них 11 танковых.

(Слайд 22)

Учитель: Битва под Москвой закончилась 20 апреля 1942 года. Погибло очень много людей. Каждый, кто смог выжить - стал героем.

С тех пор прошло много лет, но нельзя забывать о той войне, о тех людях, которые подарили нам мирное небо над головой.

Как мы называем людей, которые остались в живых после ВОв? (Ветераны)

Важно ли помнить о героях Великой Отечественной войны? (Слайд 23)

Итог урока:

- Какие ассоциации у вас возникают с темой «Битва под Москвой»? (Работа с понятием) Сайт «Облако слов.рф»

- Какого числа началось контрнаступление? (5 декабря 1941 года)

- Сколько человек приняли участие в Параде на Красной площади? (28 467)

- Сколько требовалось метров материала для одного «ежа»? (2м 4дм)

- Сколько за один день уничтожалось вражеских самолетов с помощью аэростатов? (2 самолета)

Вспомните нашу цель? Достигли ли мы этой цели? Оцените себя на листах, как вы работали.

Ребята, спасибо за активную и слаженную работу.