Церковь и государство в XVI веке

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Церковь и государство в XVI веке

Основные вопросы изучения материала

Духовенство и миряне.
Иосифляне и нестяжатели.
Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Церковь и государство

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 12. Пакет с рабочим материалом для работы в группах, схема.

Основные понятия и термины

Миряне. Приходской храм. Епархии. Митрополит. Архиерей. Патриархия. Цер­ковный собор. Тарханы. Иосифляне и нестяжатели. Ереси

Основные даты

1551 г. - Стоглавый собор. 1584 г. - отмена церковных и монастырских тарханов. 1589 г. - назначение патриархом Иова

Персоналии

Иосиф Волоцкий. Нил Сорский. Вассиан Патрикеев. Максим Грек. Матвей Башкин. Феодосий Косой. Митрополиты Макарий, Филипп, Иов

Домашнее задание

§ 12 учебника.
Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Цели: Создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, умение находить ответ на вопрос: "Какое значение для меня имеет изучение истории русской православной церкви?"
  • Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск, выделение и структурирование информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)
  • Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и уровня усвоения)
  • Коммуникационные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Планируемые результаты: Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики:

  • Личностные: учащиеся умеют: определять собственное отношение к событиям в истории, формулировать свою точку зрения
  • Метапредметные: учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять цели и задачи, планировать и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать друг с другом.
    1) коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументиро­вать и отстаивать свое мнение;
    2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности;
    3) познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; личностные УУД: формировать и разви­вать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к историческому наследию.
  • Предметные:
    • учащиеся знают: изменения произошли в положении русской православной церкви в 14-16 вв., историю создания основных православных монастырей Руси, христианских пастырей, кто такие "нестяжатели" и "иосифляне". Давать определения понятия архиерей, описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и роли православия в истории России в XVI в.; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; приводить примеры взаимоотношения церкви и власти; высказывать суждения о важности для светской власти ее поддержки церковью; сравнивать интересы церкви и государства; оценивать деятельность церкви в укреплении самодержавной власти;
    • Учащиеся умеют: структурировать информацию в таблицу, работать с документами и учебником, составлять исторический портрет, рассуждать, делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(исторический диктант по теме «Россия в конце XVI века»). 7 баллов.

1. Укажите истинность или ложность утверждений:

  1. Федор Иванович вступил на престол в 1854 году. (ДА)
  2. Правившая в России династия Рюриковичей пресеклась со смертью царевича Дмитрия Ивановича. (НЕТ)
  3. Указ о заповедных летах был издан в 1597 году. (НЕТ)
  4. Русско-шведская война 1590-1593 гг. принесла неудачи Российскому государству. (НЕТ)
  5. Патриаршество на Руси было введено в 1589 году. (ДА)
  6. Первым патриархом Московским и всея Руси стал митрополит ИОВ. (ДА)

2. Укажите понятие: «Высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви» (ПАТРИАРХ).

III. Мотивационно-целевой этап

Учитель: Часто возникают вопросы о полумесяце, расположенном в нижней части накупольных крестов православных храмов. Он не имеет никакого отношения к исламу или победе над мусульманами.

С древних времён полумесяц являлся государственным символом Византии. Только после взятия Константинополя турками он стал эмблемой Османской империи.

К тому же со времён появления христианства пришло и другое значение креста с полумесяцем. Это своеобразный символ якоря, который является надёжной опорой в мире страстей.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы учеников)

Заглянем в прошлое и познакомимся с историей взаимоотношений Русской православной церкви со светской государственной властью.

IV. Введение в новый материал: результаты исследования обучающихся по теме «Русская православная церковь в XV - нач. XVI вв.»

Первый ученик. В конце 15 - начале 16 веков на Руси происходили события, на долгое время предопределившие пути её социально-политического развития.

Царские регалии

Именно в тот период русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Поэтому то время отмечено весьма острыми спорами по многим религиозным и политическим вопросам.

Православная церковь поддерживала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства.

Она поддерживала Александра Невского в его мирных отношениях с Ордой, выступала против княжеских усобиц, оказала поддержку князьям в Куликовской битве и противостоянии с ханом Ахма̀том.

Великие князья, в борьбе за объединение Руси, поддерживали церковь, предоставляли ей земельные владения и льготы, делали в монастыри и церкви богатые вклады.

В 1439 году на соборе во Флорѐнции, иерархи Греческой и Римской церкви заключили унию - акт о соединении обеих ветвей христианства.

За участие в этой акции собор московских владык прогнал митрополита Исидо̀ра, избрав вместо него в 1448 году рязанского владыку Ио̀ну.

В 1453 году пал Константинополь. Выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от патриархов Византии и получила полную самостоятельность, провозгласив свою автокефа̀лию. Авторитет церкви возрос.

Но такое положение дел имело обратную сторону. Митрополит зачастую избирался с согласия великого князя, что давало возможность последнему вмешиваться в церковные дела. Князья видели, что церковь с её огромным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала соперничать с великокняжеской властью.

Церковные деятели противились такому положению дел. Они старались помешать князьям в их устремлениях. Часто это приводило к конфликтам.

Церковь оставалась мощной религиозной силой, богатейшим землевладельцем и средоточием культурных ценностей.

Второй ученик. Церковь вела себя агрессивно по отношению к другим религиям, которые исповедовали враги России, - к католичеству и мусульманству. Все это было на руку великокняжеской власти. Поэтому, не смотря на противоречия, церковь и государство нуждались друг в друге.

Вторая половина 15 - первая 16 века - период распространения на землях Руси различных еретических учений. Ѐреси - это отступление от официального церковного учения и церковных догм. Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

Одним из центров распространения ереси был Новгород. Он был ближе всего к Западу, любое вольнодумство быстро достигало этого города по торговым путям вместе с привозимыми товарами.

Первые ереси появились в Новгороде в 14 веке. Приверженцев такого учения называли «стриго̀льниками». Руководителями движения стали диаконы Карп (который был стригольник, или парикмахер, от его профессии и произошло название «стригольники») и Никита.

Суть учения выражалось в неприятии поклонения иконам, неприятии молитв святым. Они отрицали, существование души и загробную жизнь. Выступали против взяточничества священников, церковного землевладения, угнетения одних людей другими.

Новая ересь, известная под именем жидо̀вствующих, появилась в Новгороде во второй половине 15 века и оттуда перешла в Москву. Её приверженцы частично использовали иудейское учение, отсюда и название.

Еретики отрицали божественное происхождение Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, поклонение святым. Критиковали монашество за непотребный образ жизни.

Взгляды еретиков нашли поддержку среди народа, некоторой части духовенства, бояр, дьяков, людей близких к Ивану 3.

Иван 3 не вмешивался в религиозные споры и терпимо относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь, поддерживали великокняжескую власть и требовали отмены особого положения церкви в государстве.

Но вскоре споры возникли и внутри руководства православной церкви. Их основой был вопрос о церковных богатствах.

15 век был периодом бурного развития монастырей. В различных частях страны появилось большое количество новых обителей. В 1436 году, в землях Новгорода, монахами Зо̀симой и Германом был основан Соловѐцкий монастырь.

В 1479 году преподобным Иосифом был основан Ио̀сифо-Волокола̀мский монастырь.

Ещё в 14 веке Сергием Ра̀донежским был основан Троице-Сергиев монастырь, бывший одним из самых богатых на Руси.

Монастыри получали богатые подношения, являлись собственниками земли. Собирали деньги и товары за свою церковную деятельность. Монастыри занимались торговлей и ростовщичеством. Тем не менее, монастыри занимались благотворительностью.

Другая ситуация была в небольших монастырях, скѝтах и пу̀стынях. Там монахи жили от собственного труда. Вели аскетический образ жизни.

Скит

План урока

  1. Духовенство и миряне.
  2. Иосифляне и нестяжатели.
  3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
  4. Церковь и государство.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос

- Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

В XVI в. сложилось единое централизованное Российское государство. Русская православная церковь способствовала преодолению раздробленности, объединению русских земель, участвовала в разработке идеологии самодержавия, представители духовенства обосновали тезис о божественном происхождении царской власти. Церковь стремилась воздействовать на государственную политику, а царская власть желала установить единовластие, подчинить церковь своему влиянию. Как складывались отношения церкви и государства? Этот и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

V. Содержательно-операционный

Работа по теме урока

1. Духовенство и миряне

Работая с п. 1 § 12 учебника и предложенной схемой, сравните иерархию Русской православной церкви до и после 1589 г. (С помощью учителя)

Иерархия Русской православной церкви до 1589 г.

До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян.

Архиерей - общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.

Иерархия Русской православной церкви в конце XVI в.(после 1589 г.)

Третий ученик. В XVI в. в России шло интенсивное храмовое строительство, росла численность городских приходов, увеличивалось количество монастырей. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями. Русская православная церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы.

Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения.

Возле монастырей образовывались села, а иногда и города. В голодные годы монастыри кормили сотни голодающих, в годы войны в них создавались больницы. Также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности.

Некоторые основатели монастырей - Феодосий Печерский, Кирилл Белозерский, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский - сами писали уставы для своих монастырей. Однако общие основы монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.

Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях - игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели самых крупных монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем.

Прием в монастыри был свободный, но требовался вклад деньгами или имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастырской жизни. Стоглав предписал принимать в монастыри и без вклада приходящих с верою и страхом Божьим.

Приходские храмы были центрами религиозной жизни. Строили их на пожертвования землевладельцев, крестьянских и приходских общин, которые также давали средства на обеспечение храмов.

Прихожане сами избирали кандидата в священники. С ним заключался договор, по которому священника вознаграждали за службу продуктами.

В храмах не только молились. Здесь также объявляли указы царя. Священники проводили обряды крещения и венчания, отпевали умерших. Они занимались обучением детей грамоте, участвовали в определении границ земель и даже помогали в расследовании преступлений.

Чтобы обсудить накопившиеся дела или составить документы, прихожане собирались на сход. Проводился он в трапезной, пристроенной к храму.

Тех, кто не посещал церковь, не соблюдал пост, священники пытались вразумить беседой.

Люди приносили деньги и вещи в храмы, чтобы их упомянули во время службы.

После образования единого государства власти всё чаще стали предпринимать попытки изъять земли у церкви. Это объяснялось не только желанием государя получить плодородные монастырские земли, но и стремлением подчинить себе церковную власть.

Иван III хотел изъять земли, которые находились во владении митрополита, епископов и монастырей. В обмен на это он предложил содержание церкви за счёт казны. Таким образом, церковь потеряла бы свою независимость. Церковный собор 1503 года отверг это предложение государя.

Разногласия среди православного духовенства вызывал вопрос о церковных богатствах.

2. Иосифляне и нестяжатели (по группам: прочитать текст и заполнить таблицу)

В XV-XVI в. церковь стала обладателем больших земельных угодий. Государство предприняло ряд попыток изъятия церков­ных земель. Эти действия порицались на церковных соборах.

Однако в самой среде духовенства возник спор о праве церкви владеть обширными земельными угодьями.

Задание: Работая с п. 2 § 12 учебника, заполните таблицу «Нестяжатели» и «иосифляне».

Линии сравнения

Иосиф Волоцкий «иосифляне»

Нил Сорский «нестяжатели»

Церковное
землевладение

Церковь должна обладать большими материальными средствами

Монастыри не должны заниматься хозяйственной деятельностью и благотворительностью

Отношение
к еретикам

Еретиков и вероотступников нужно казнить

Еретиков нужно перевоспитывать

Отношение
к светской власти

Государству необходимо беспрекословно подчиняться

Нельзя допускать угодничества светской власти

- Как вы думаете, почему Иван III поддерживал нестяжа­телей, а Иван IV - иосифлян? (Примерный ответ. Нил Сорский ничего не имел против отнятия земель и другого имущества у монастырей и передачи их государству, что было выгодно Ивану III. Иосиф Волоцкий провозглашал божественную природу царя, призывал выполнять его волю, «как если бы Господу работали, а не человеку», что было необходимо для утверждения самодержавной идеи.)

Споры между иосифлянами и нестяжателями продолжались много лет, пока Соборы 1547 г., 1549, 1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, напоминавшую византийскую.

- Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи?

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и богослужения.

ФИЗМИНУТКА

3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого (работа в группах с документами)

Стараясь укрепить «истинную» православную веру, церков­ники вели упорную борьбу против пережитков язычества, других религиозных учений, а также разнообразных еретических учений.

- Используя ранее полученные знания, ответьте на вопросы в начале п. 3 § 12 учебника. (Ответы учеников.)

Церковь тревожило, что в деревнях продолжали широко отмечать древние народные праздники (например, день Ивана Купалы), городские жители вместо церкви охотно посещали представления скоморохов, служилые люди брили бороды «как латиняне», чтобы угодить своим женам.

Большим почтением в народе пользовались «Божьи люди», «юродивые», «блаженные». Английский дипломат Джильс Флетчер писал, что «они ходят совершенно нагие, даже зимой в самые сильные морозы... с длинными волосами, распущенными и висящими по плечам, а многие еще с веригами на шее или посередине тела. Их считают пророками и весьма святыми мужами, потому и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге».

Но если к юродивым церковь относилась достаточно терпимо, то языческие развлечения резко осуждала. Стоглавый собор признал «бесовские игрища» греховным занятием.

В середине XVI в. появились вольнодумцы, подвергавшие сомнению важнейшие догматы христианского вероучения и критиковавшие церковные порядки.

- Разделитесь на две группы. Изучив п. 3 § 12 учебника и дополнительный материл, ответьте на вопросы.

Задание: (по группам). Познакомиться с текстом документа и ответить на вопросы к тексту.

Дополнительный материал для первой группы

Перед ответом, сообщение ученика.

Четвертый ученик. Матвей Башкин был сыном небогатого боярина. Усомнившись в правильности существующих порядков, он стал самостоятельно изучать Библию и к своей большой радости убедился в том, что подлинно евангельское учение почти ничего общего не имеет с официальным проявлением мёртвой религии, которую он наблюдал вокруг. Проникнутый учением Иисуса Христа о любви ко всем людям, о равенстве всех людей, этот боярин освободил своих крепостных крестьян, а грамоты на них публично изорвал. Пройдут ещё века российской и американской исто­рии, прежде чем русские и американские господа и дворяне, лучшие из них, единицы, осознавши безнравственность крепостного, рабского владения людьми, отпустят своих крепостных и рабов на волю. Матвей Башкин сделал это в середине XVI в.

«Дело» Матвея Башкина

Матвей Семенович Башкин, дворянин высокого ранга, зачисленный в 1550 г. в «Тысячную книгу» как сын боярский по городу Боровску, много размышлял над вопросами христианской морали и своими мыслями и сомнениями не раз делился со своим духовником - священником придворного Благовещенского собора Симеоном.

Вот и ранней весной 1553 г. он пришел к нему, чтобы получить наставления, но беседа показалась Симеону странной, и он обратился за советом к Сильвестру: Башкин «от мене поучение требует, а иное мене и сам учит»! Сильвестр заметил, что «слава про него недобрая носится», и велел Симеону продолжать беседы.

Не знал Башкин, что с этой поры каждое его слово становилось частью следственного «дела». Он пригласил к себе Симеона и показал ему Апостол, в котором были воском помечены места, вызвавшие его недоумение и вопросы.

Башкин никак не мог понять - ведь если в Новом Завете написано, что весь христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей? Сам он ответил на этот вопрос: отпустил на волю своих холопов.

Башкин отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви. Теперь Симеон уже не сомневался - перед ним опасный вольнодумец, еретик.

Оповещенный о настроениях Башкина, Сильвестр решил принять меры. В итоге дело дошло до царя.

Иван IV лично просмотрел Апостол с пометами Башкина и, убедив­шись в их крамольности, приказал заключить его в тюрьму. Следствие возглавили иосифляне - непримиримые враги всякого свободомыслия.

Башкина жестоко пытали. От мучений он чуть не лишился разума: «Язык извеся непотребная и нестройная глаголаша на многи часы, и потом в разум прииде...» Так обвинение в ереси было доказано. Башкина предали анафеме. По некоторым сведениям, его казнили - посадили в деревян­ную клетку и сожгли.

(Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVII вв.)

Вопросы по тексту

  1. Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Матвея Башкина? (Отпустил холопов на волю. Отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви.)
  2. В чем вы видите его вольнодумство? (Если «христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей», т.е. он выступал против закрепощения крестьян.)

Дополнительный материал для второй группы

Перед ответом, сообщение ученика.

Пятый ученик. Феодосий Косой. Крепостной крестьянин, холоп, он в 1551 г. бежал от своих хозяев, «честных слуг царёвых», в пределы Белоозера, где и принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре на севере России. Стал монахом только потому, что очень любил «научение книжное», хотел приобрести духовное образование, знание Священных Писаний. Феодосий Косой стал последователем Матвея Башкина и был одним из видных представителей русского протестантского движения XVI в. Он снискал уважение современников, был знаком с Артемием, учеником Нила Сорского. Со временем, под влиянием заволжских старцев и лютеранского учения, стал организатором кружка монахов, отрицательно относившихся ко многим сторонам тогдашней религиозно-общественной жизни православия.

«Дело» Феодосия Косого

Не одному Башкину приходили в голову «странные» мысли и мучительные вопросы.

Многие упорно искали истину. «Московитин» Феодосий Косой, холоп одного из царских слуг, создал свое «новое учение» и прослыл едва ли не самым опасным вольнодумцем.

Около 1554-1555 года Феодосия арестовали. Но ему и некоторым его единомышленникам удалось бежать в Великое княжество Литовское.

О еретических взглядах Феодосия, проповедовавшего устно, мы узнаем из сочинений его обличителей. Один из них, Зиновий Отенский, называл учение Феодосия Косого «рабьим».

Чем же привлекало оно людей?

Феодосий считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Да и может ли Бог родиться от женщины? - вопрошал он. Христос - пророк, наставник, не более!

Феодосий Косой хотел понять первоначальное христианство. Первые христиане не знали ни икон, ни монашества, ни самой церкви. Феодосий Косой пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал он и поклонение кресту. Ведь крест - только дерево, в нем нет святости, почитание его противоречит вере в Бога. Не нужны были, по его мнению, молитвы и таинства. Служителей церкви он называл лицемерами, «ибо гонят нас и в тюрьмы затворяют, не дают нам истины учити по Евангелию». Как же можно исповедовать любовь, мучая людей за их убеждения?

Он был бунтарем: «Не подобает поклонятися не токмо умершим, но и живым». Истина заключалась, по его мнению, в следовании заповедям раннего христианства. Феодосий стремился к невозможному - разумом понять веру.

(Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России 16-18 вв.)

Вопросы по тексту

- Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Феодосия Косого? (Считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал поклонение кресту, молитвы и таинства.)

- В чем вы видите его вольнодумство? (Стремился к невозможному - разумом понять веру.)

4. Церковь и государство

Задание: Прочитать текст на с 98-99 и указать:

А) Какие из представленных утверждений говорят о том, что интересы церкви и светской власти не всегда совпадали?

Б) Какие из представленных утверждений говорят о том, что светской власти была важна поддержка церкви?

За каждый верный ответ 1 балл. Всего за задание 10 баллов.

1

Объединяя русские земли, великие князья ограничивали налоговые льготы церкви и подчиняли настоятелей монастырей своему суду по светским делам.

А

2

Светская власть нуждалась в поддержке церкви, так как не имела надежного аппарата управления.

Б

3

Иосиф Волоцкий провозглашал божественный характер власти государя.

Б

4

Митрополит Даниил разрешил развод Василия III с первой женой.

Б

5

Митрополит Даниил оправдывал расправы великого князя над политическими противниками.

Б

6

Митрополит Макарий стал одним из сторонников и организаторов венчания Ивана IV на царство в 1547 году.

Б

7

После церковно-земского Стоглавого собора в 1551 году монастыри лишили привилегий не платить основных налогов и таможенных пошлин.

А

8

Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы Ивана IV.

А

9

В 1584 году церковно-земский собор отменил церковные и монастырские тарханы (освобождение вотчин от всех налогов)

А

10

Закрепление независимости Русской православной Церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти.

Б

Количество баллов:

10

VI. Подведение итогов урока

  • В XVI веке Россия стала единственным православным государством Европы.
  • Вопрос о церковных богатствах разделил общество на иосифлян и нестяжателей.
  • Первая половина XVI века стала временем распространения разнообразных ересей.
  • В конце XVI века Русская православная церковь обрела статус патриархии.

Рефлексия

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что в работе над темой оказалось для вас наиболее простым (интересным)?
  • Что вызвало затруднения?
  • Выразите одним словом ваши эмоции.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 12 (вопросы и задания для работы с текстом параграфа на с. 100).
  2. Выполнить задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 100 учебника. «Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод».
  3. Подготовиться к историческому диктанту по теме «Церковь и государство в XVI веке».