Деловая игра "Солдаты – герои Великой Отечественной войны"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Патриотическое воспитание

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: УМК «Начальная школа XXI века», Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


УМК: «Начальная школа XXI века».

Предмет: окружающий мир и изобразительное искусство.

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок формирования УУД

Форма проведения: интегрированный урок, интерактивная раскраска, фронтальная, групповая.

Технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие, игровая.

Оборудование:

  • для учителя: - компьютер, мультимедиа проектор, наглядный материал (для работы в группах и индивидуально),карточки для рефлексии, презентация по теме урока,
  • для детей - листы для раскрашивания, цветные карандаши.

Мини-музей (что удалось найти): плащ-палатка, военная каска, автомат, холостые патроны, папка-планшет, солдатские сапоги.

Тема педагогического совета: Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеучебной деятельности.

Цели урока: доступным для детей 7-8 лет, языком, рассказать о некоторых событиях и героях Великой Отечественной войны; выполнить рисунок «Советский солдат - герой».

Задачи урока:

Познавательные:

  • формирование знаний об исторических событиях и героях ВОв;
  • формирование способности объективной оценки исторических фактов и явлений.

Развивающие:

  • обогащать и усложнять словарный запас учащихся;
  • способствовать развитию мыслительных операций: внимания, памяти, речи;
  • развитие мелкой моторики рук, пальцев;
  • обучение умению правильно держать карандаш и плотному и равномерному раскрашиванию.

Воспитывающие:

  • способствовать развитию патриотических чувств - любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о героях войны;

Формирование УУД:

Личностные УУД:

  • обладать мотивационной основой учебной деятельности;
  • использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД:

  • понимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь находить и исправлять свои ошибки;
  • адекватно воспринимать оценку учителя, сверстников.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;
  • контролировать свои действия и действия партнёра;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные результаты: (получат возможность научиться)

  • овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину;
  • определять по датам некоторые события, место события и т.д.
  • разделять целое на части, выявлять главное, обобщать.

Мотивационный аспект: игровая мотивация (приурочен в международному Дню Победы - 9 Мая)

Предварительная подготовка:

  • подбор литературы по теме;
  • разработка сценария классного часа, изучение материалов;
  • подготовка наглядного материала (презентация №1 «Подготовительный этап», презентация № 2 «Раскраска для деловой игры»);
  • подготовка раздаточного материала;
  • подготовка технического обеспечения;

План урока:

  1. Организационный момент - 1 минута
  2. Мотивация учебной деятельности - 2 минуты
  3. Актуализация. - 5 минут
  4. Постановка темы, цели урока - 2 минуты
  5. Работа по теме урока - групповаяи индивидуальная работа 22 минуты
  6. Динамическая пауза - 3 минуты
  7. Контроль и оценка результатов. Самооценка. - 2 минуты
  8. Рефлексия учебной деятельности - 2 минуты
  9. Итог урока - 1 минута

Ход урока

1. Организационный момент

(приветствие участников и гостей, проверить подготовленность к уроку учащихся)

2. Мотивация учебной деятельности

(звучит отрывок песни День Победы)

- Кто из вас, дети, знает эту песню?

- О чём она? С каким событием связана?

- Почему мы сегодня говорим об этих событиях?

3. Актуализация

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, к тем годам, когда не было ни телевидения, ни интернета, а все новости люди узнавали по радио, к героическим и трагическим годам Великой отечественной войны, которые навечно вписаны в летопись нашей страны.

На протяжении нескольких уроков у нас был серьёзный подготовительный этап - мы с вами изучили некоторые исторические события Великой Отечественной войны, познакомились с героями - солдатами, офицерами и простыми гражданами нашей страны - героями той страшной войны. Мы только начали эту работу.

Для начала нашей беседы и работы объясните, как вы понимаете смысл пословиц:

  • «Как русский за штык берется, так враг трясется»
  • «Русский солдат не знает преград»
  • «Знает весь мир: крепче нашего солдата нет»

4. Постановка темы, цели урока

5. Работа по теме урока - групповая и индивидуальная работа

(Одновременно с показом слайдов и раскрашиванием картинки повторяем и запоминаем новые слова: шинель, шлем - каска, кирзовые сапоги, патронташ для патронов, портупея через плечо, Винтовки и карабины - Трехлинейка Мосина, дальность стрельбы до 2 километров, штык - нож, сапёрная лопатка, рюкзак «сидор», объём до 30 литров.

Презентация № 2:

Слайд 1, 2.

Казалось было холодно цветам
И от росы они слегка поблёкли
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось...
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Слайд 3.

Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг: - Война! - Война!..

Слайд 4.

На нашу Родину напали немецкие фашисты 22 июня 1941 года или 1 сентября 1939 года?

Слайд 5.

Так называлась в те годы наша страна: Советский Союз или Российская Федерация?

Слайд 6.

Карта СССР.

Слайд 7.

Эта крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день - и крепость у них в руках.... Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь». (Брестская или Московская?)

Слайд 8.

Картина. Защитники крепости.

Слайд 9.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех
На все четыре года.

Слайд 10. Фото.

Слайд 11. 7 ноября 1941 год. Парад на Красной площади.

Слайд 12. Защитим родную Москву.

Слайд 13.

Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев - солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли... Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли… И всё же не отступили в этом бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов. Великая Московская битва или Сталинградская битва?

Слайд 14.

На Ленинград
Обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.

Слайд 15.

В страшной блокаде держался мужественный Ленинград 600 дней или около 900 дней?

Слайд 16.

Ленинград. Блокада. Около 900 дней и ночей.

Слайд 17.

Как называлась дорога по Ладожскому озеру, связывающая блокадный Ленинград с большой землёй? Дорога жизни или Дорога смерти?

Слайд 18.

Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя? 250 или 150 дней?

6. Динамическая пауза

«Пусть всегда будет мир!»

Пусть всегда будет солнце! (поднять руки вверх над головой)
Пусть всегда будет небо! (развести руки в стороны над головой.)
Пусть всегда будет море! (развести руки в стороны перед собой)
Пусть всегда буду я! (подняться на носочки, погладить себя)
Пусть всегда поют песни! (сделать наклоны головы в стороны)
Пусть всегда будут танцы! (сделать присядку)
Пусть всегда будут птицы! (наклоны в стороны, отводя руки назад)
Пусть всегда будет мир! (хлопки над головой)

Слайд 19.

В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Этот подросток в 12 лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В 14 лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза. Кто это: Валя Котик или Зоя Космодемьянская?

Слайд 20.

(Валя Котик 11 февраля 1930 - 17 февраля 1944) - пионер - герой, юный партизан-разведчик, самый молодой Герой Советского Союза - на момент гибели ему едва исполнилось 14 лет. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.)

Слайд 21.

Лётчик был сбит в воздушном бою. Но он уцелел. Был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Но он научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное - управлять истребителем. Кто это: Алексей Маресьев или Валерий Чкалов?

Слайд 22.

Алексей Маресьев - лётчик, Герой Советского Союза, который после тяжёлого ранения и ампутации ног, освоил протезы голеней обеих ног , добился возвращения в полк и продолжал летать.

Слайд 23.

Валерий Павлович Чкалов, советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе.

Слайд 24.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война закончилась. В самом центре Берлина, столице Германии, в Трептов парке на высоком холме возвышается и сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках. О ком речь: Георгий Жуков или Николай Масалов?

Слайд 25.

Масалов Николай Иванович (1922 - 2001) - советский пехотинец, старший сержант, участник Великой Отечественной войны, почётный гражданин города Берлина, города Вайсенфельса и посёлка Тяжин. Его подвиг спасения немецкой девочки 30 апреля 1945 года лёг в основу сюжета известного монумент Воина-освободителя. Этот солдат является символом освободительной миссии СССР, символом победы над врагом в самой жестокой войне в истории человечества.

Монумент Воину - освободителю.

Трептов - парк. Берлин.

Слайд 26.

Георгий Константинович Жуков. Выдающийся полководец Великой Отечественной войны, маршал, принимавший Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. Народное прозвище «Маршал Победы»

Слайд 27.

Кто из советских солдат установил знамя Победы? (Егоров и Кантария или Сталин?)

Слайд 28.

Мелитон Кантария (слева) и Михаил Егоров на фотографии 1945 года со Знаменем Победы.

Слайд 29.

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) - лидер Советского государства с конца 1920 годов до своей смерти 5 марта 1953 года.

Слайд 30.

Фашисты признали полное своё поражение 9 мая 1995 года или9 мая 1945 года?

Слайд 31.

Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.

Слайд 32. Фото парада Победы 1945 года.

Слайд 33.

Прошло ... лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты? (100 лет или 79 лет?)

Слайд 34.

Что гибель нам?
Мы даже смерти выше!
В могилах мы построились в отряд
И ждём приказа нового.
И пусть не думают, что мёртвые не слышат
Когда о них потомки говорят.

Слайд 35.

Поздравляем с 75 - летием Великой Победы!
Выставка.

7. Контроль и оценка результатов. Самооценка

8. Рефлексия учебной деятельности

Как вы думаете, какое настроение у солдата на нашей картинке?

Для закрепления патриотической темы, новых понятий и слов можно провести дидактическую игру «Получи колечко - назови словечко».

9. Итог урока

Спасибо за работу. Картинки для раскрашивания.

9 мая 2020 года мы будем отмечать 75-ю годовщину Великой Победы. Как много лет прошло! Но мы снова и снова вспоминаем о тех страшных годах, потому что если бы наша страна, наш народ не победили в той войне, нас с вами просто не было бы на свете.

Мирное небо над головой…
Как странно сегодня для нас с тобой,
Что можно проснуться от взрывов снарядов,
И плакать без слез от бессилия, страха.
Мы даже порой перестали ценить,
Что можно спокойно учиться, растить,
Строить, выращивать, делать, мечтать,
Петь, конструировать, изобретать!
Три поколения без войны!
За это «Спасибо!» сказать должны
Мы поколению сороковых.
Мир в неоплатном долгу у них!