Мир художественной культуры Просвещения. Литература, музыка

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Особенности и значение темы: уроки насыщены материалом, требующим не запоминания, а эмпатии и эмоционального отклика, соотнесения с уже знакомыми учащимся компонентами культуры. Содержание урока завершает изучение духовных исканий и особенностей культурной жизни эпохи Просвещения. Рассматривается преемственность культуры Возрождения и Просвещения, значение культуры в жизни общества. Широкие возможности для знакомства с художественным творчеством Просвещения открывает Интернет. Методологической основой преподавания искусства в школе является положение об искусстве как об особой форме общественного сознания, имеющей образно-личностную природу и отличающейся от сознания исторического.

Тип урока: лекция.

Планируемые результаты изучения материала:

  • Личностные:
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира;
    • способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
    • общая духовная культура как особый способ познания жизни;
    • эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; потребность в общении с художественными произведениями.
  • Метапредметные:
    • решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
    • устанавливать взаимосвязи между явлениями и процессами (взаимодействие духовной сферы с другими сферами);
    • извлекать информацию из письменных и визуальных источников;
    • предъявлять результаты познавательной деятельности в разных формах (устное и письменное монологическое высказывание);
    • организовывать учебное сотрудничество при выполнении заданий.
  • Предметные:
    • знать значение понятий и терминов, применять их при выполнении заданий: гравюра, натюрморт, барокко, рококо, классицизм;
    • анализировать произведения искусства;
    • определять основную идею произведения искусства;
    • высказывать мнение о замысле автора, смысле художественного произведения и его значении.

Межпредметные связи: обществознание (духовная сфера жизни общества, искусство); литература (зарубежная литература XVIII века).

План урока:

  1. Удивительные приключения Гулливера и Робинзона.
  2. «Человек ценней, чем мнили вы».
  3. Живописцы знати.
  4. «Певцы третьего сословия».
  5. Свидетель эпохи.
  6. Музыкальные перекрёстки Европы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

Учитель предлагает ученикам разработать критерии оценки проектов с точки зрения экскурсионной деятельности.

Учащиеся, которые подготовили свои проекты, оформляют выставку, готовятся к представлению. Остальные - характеризуют критерии проверки проектов.
Оценка выступлений учащихся. Называние личностей и их произведений, о которых услышали информацию. Чьё представление понравилось больше? Почему?

Урок 1.
Открытие нового знания.

Школьная лекция с элементами беседы.
Рассказ о творчестве Дефо и Свифта предваряется заданием и вопросом:
- найдите схожие обстоятельства в жизненном пути и творчестве авторов;
- в чём проявляется сходство судеб Робинзона и Гулливера?
Д. Дефо родился в Лондоне в семье богатого мясника. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Они отдали его в частную школу, где юноша изучал языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Всё свободное время Дефо отдавал литературе: создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 году он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение 4-х месяцев переиздавался четыре раза и вызвал огромное число подражаний.
Прообразом Робинзона Крузо был моряк Александр Селькирк. В 1704-1709 гг. он жил на необитаемом острове Мас-а-Тьерра в Тихом океане, в 640 км от берегов Южной Америки. Впоследствии этот гористый островок переименовали, и сейчас он называется Остров Робинзона Крузо. По находкам старинных навигационных приборов археологи определили место стоянки Селькирка. На Острове Робинзона Крузо сейчас живут люди (менее тысячи человек). Неподалёку от него находится островок, названный в честь Александра Селькирка.
Джонатан Свифт родился в столице Ирландии - Дублине. Его родственники мечтали о том, чтобы он станет священником и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений - памфлеты, обличающие католическую церковь. Эти произведения заставили важных политических деятелей прислушиваться к голосу священника.
Вскоре Свифт становится влиятельным политиком и дипломатом. Но не забыта и литература. В 1726 году без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший огромное количество переизданий.
- Рассмотрим названия романов, которые по традиции того времени были очень длинными:
«Жизнь, необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья великой реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим».
«Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».

Сходства:
- оба родились на территории современной Великобритании (Англия и Ирландия);
- их родственники хотели, что они стали священниками;
- оба получили богословское образование;
- оба - представители третьего сословия;
- оба занимались литературной деятельностью - писали памфлеты;
- оба занимались политикой;
- их романы пользуются до сих пор популярностью;
- оба романа являются своеобразным манифестом просветителей;
- герои романов - представители третьего сословия;
- герои оказываются далеко от дома, переживают приключения.

- Зачем открывать книгу, если читатель по заголовку может представить себе сюжет произведения?
- Почему Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул рукопись издателю?
- Что побуждало авторов постоянно указывать в произведениях географические координаты тех мест, в которых оказались герои?
- Читатели Дефо неоднократно говорили ему, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. и это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чём?
Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» - представителям поднимающегося «третьего сословия», убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны» (Вольтер). Именно поэтому его роман назвали гимном труду и ясной человеческой мысли.
Свифт не столь оптимистично смотрит на мир, а буржуазное благополучие его просто раздражало.
В финале произведений Робинзон счастливо вернулся домой, разбогател, выгодно женился и вполне счастлив; Гулливер несчастлив: всё вокруг раздражало его, единственное место, где он чувствовал себя спокойно- это конюшня.
- Романы породили массу подражаний и даже новый литературный жанр - робинзонаду. В чём причина популярности этих произведений у современного читателя? Ответы на какие вопросы мы ищем в них сегодня?
Учитель приводит четыре фрагмента, показывая связь литературы с реальностью, и как по-разному может проявлять себя человек в разных обстоятельствах:
- «Шотландский моряк Александр Селькирк поссорился с капитаном своего корабля и был высажен на необитаемый остров в Тихом океане. Здесь он провёл четыре года и четыре месяца, пока не был подобран английским кораблём, командиром которого был известный путешественник Вудс Роджерс. Спасители были поражены диким видом несчастного моряка, полубезумного, одетого в лохмотья и почти потерявшего дар речи».
- «…Двое йеху, впервые появившиеся в их стране, прибыли к ним из-за моря… они были покинуты товарищами и, высадившись на берег, укрылись в горах; затем из поколения в поколение, потомки их вырождались и с течением времени сильно одичали по сравнению со своими одноплеменниками, жившими в стране, откуда прибыли двое из их прародителей… Голова и грудь у них покрыты густыми волосами… бороды их напоминают козлиные; вдоль спины и передней части лап тянулись узкие полоски шерсти, но остальные части их тел были голые… Вооружённые сильно развитыми крючковатыми и заострёнными когтями на передних и задних лапах, они с ловкостью белки карабкались на самые высокие деревья… В некоторых местах этой страны попадаются разноцветные блестящие камни, к которым йеху питают настоящую страсть; и если камни эти крепко сидят в земле, как это иногда случается, они роют когтями с утра до ночи, чтобы вырвать их, после чего уносят свою добычу и кучами зарывают её у себя в логовищах; они действуют при этом с крайней осторожностью, беспрестанно оглядываясь по сторонам из боязни, как бы товарищи не открыли их сокровищ».
- «Очутившись на земле целым и невредимым, я поднял взор к небу, возблагодарил Бога за спасение моей жизни, на которое всего лишь несколько минут назад у меня почти не было надежды… Утешившись мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал и что мне прежде всего делать. Моё радостное настроение резко упало: я понял, что хотя и спасён, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, переодеться было не во что; мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы, а в будущем мне предстояло либо умереть голодной смертью, или быть растерзанным хищными зверями… Прежде всего мне нужна была лодка, чтобы перевезти на берег те вещи, которые по моим соображениям, могли мне понадобиться. Однако бесполезно сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя получить. Нужда изощряет изобретательность, я живо принялся за дело».
- «Ален Бомбар, французский исследователь и путешественник, поставил на себе смелый эксперимент. В одиночку на утлом судёнышке он пересёк Атлантический океан, чтобы доказать, что в критических ситуациях, грозящих жизни, человек способен одержать победу над стихией, если он сможет преодолеть страхи, не потеряет способности действовать. Бомбар провёл в океане несколько недель и благополучно завершил своё необыкновенное путешествие. Единственным источником пищи была для него выловленная рыба».
- Какой жизненный урок можно вынести из этих историй?
Деятели эпохи Просвещения считали искусство способом влияния на умы людей. Отсюда и назидательность и нравоучительный характер.

Домашнее задание

Разделы 1-2 в параграфе 5-6, ответить на вопросы 1 и 4 второго уровня.

Урок 2.
Открытие нового знания

Общая характеристика изобразительного искусства XVIII века:
- обращение к внутреннему миру человека;
- анализ переживаний и настроений, переданных в жанре портрета, бытовой живописи и пейзажа;
- утверждение внесословных ценностей;
- значимость личности;
- исправление и совершенствование нравов.

- Очень важна для характеристики эпохи идея, высказанная Д. Дидро. Тонкий знаток искусства и критик был современником многих выдающихся художников. Но едва ли не выше всех ставил он художника Жана Батиста Грёза (1725-1805).
- Рассмотрим картину «Паралитик» (1763). Выскажите своё мнение о картине.
- Второе название картины «Плоды хорошего воспитания». Дидро сказал по поводу этой картины: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели».
- Объясните значение термина «рококо».

Ученики рассматривают картину, высказывают свои мысли.

- Объясняют смысл термина «рококо».

Лекция.
Архитектура, интерьеры, живопись

«Многое меняется в искусстве. Король перестаёт быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.
В первой половине XVIII века, когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением во Франции стало рококо. Многие исследователи до сих пор отказывают рококо в самостоятельности как стилю, считая его лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо во Франции складывается в определённую стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но ещё более их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской культуры, ещё хуже - двора, французской аристократии.
Городские дворцы знати, богатой буржуазии - «отели», сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами, часто устанавливаемыми друг напротив друга, чтобы в них множилось, дробилось, делалось фантастическим отражение («Век зеркал и мемуаров»).
Входит в моду стилизация под Восток: Китай (шинуазери»), Японию («жапонез»), Турцию («туркери». Светлые по колориту панно, лепной орнамент, шёлк обоев, золото украшений, хрустальные люстры, изящная, удобная, хоть и вычурная, мебель с инкрустацией - всё вместе составляет праздничное, феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Всё искусство рококо построено на асимметрии, обостряющей ощущение изменчивости, мимолётности - игривое, насмешливое, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» возводят к слову «раковина». Сюжеты только любовные. Любимые героини - нимфы, вакханки, Диана, Венера.
Но за всем театрально-праздничным, легкомысленно-бездумным в искусстве этого направления таилось немало сложностей. В нём впервые проявился интерес к тонким интимным переживаниям человеческой души.
Жак Луи Давид - французский художник, обращающийся к античной истории накануне Французской революции. В 1776 году была разработана большая правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Давиду был предложен героический сюжет из ранней римской истории - подвиг трёх братьев из знатного патрицианского рода Горациев. Эпизоды античности настолько волновали современников Давида, что власти во избежание скандала пытались убрать с выставки картину «Клятва Горациев», а около картины «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» пришлось установить почётный караул из учеников художника.
Оба полотна воспроизводят фрагменты истории Древнего Рима. Тарквиний Гордый - последний царь Рима, изгнанный из города, собирает войска, чтобы силой оружия вернуть себе власть. Римляне готовятся дать отпор тирану. Исход противоборства зависит от поединка: братья Горации будут сражаться за свободу Рима против братьев Куриациев - сторонников Тарквиния. Художник выбрал момент, когда братья клянутся отцу победить или умереть. Герой второй картины Юний Луций Брут был одним из первых консулов и прославился как ярый противник тирании, безупречно честный и принципиальный политический деятель. По преданию, узнав об участии в монархическом заговоре своих сыновей, он приговорил их к смерти.

Музыка

- В чём причина интереса современного слушателя к музыке Баха, Бетховена, Моцарта?
Слушание вступления и первой части оратории «Магнификат», арии «О, сжальтесь», пьесы «Шутка» Баха.
Музыка композитора вызывала всяческие нарекания со стороны церкви: его упрекали в том, что его произведения «недостаточно богобоязненны» и слишком «опероподобны». Один учёный профессор возмущался: «В церковь тащат уже всякий песенный мусор, и чем музыка веселее и танцевальнее, тем больший успех она имеет». Бах как композитор при жизни не пользовался популярностью среди современников, гораздо больше его ценили как исполнителя. Однако сегодня вряд ли найдется композитор, произведения которого исполняют столь часто.
Слушание Моцарта: начало симфонии № 41 соль минор, увертюра к опере «Свадьба Фигаро», фрагменты «Реквиема» (незаконченное произведение - заупокойная месса).
Музыка Моцарта производит сильное эмоциональное впечатление. А.Г.Рубинштейн сказал: «Вечный свет в музыке. Имя тебе - Моцарт!».
Слушание произведений Л.Бетховена: «Лунная», «Героическая» и «Апассионата».
В советское время соната приобрела особую известность благодаря словам В.И.Ленина о ней, записанным в 1924 году в очерке Максима Горького:

Как-то вечером, в Москве, на квартире Е.П.Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал:
- Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди,
И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:
- Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя - руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, - должность адски трудная.

- Высказывают свои впечатления о прослушанных произведениях (чувства и эмоции).