Особенности и значение темы: уроки насыщены материалом, требующим не запоминания, а эмпатии и эмоционального отклика, соотнесения с уже знакомыми учащимся компонентами культуры. Содержание урока завершает изучение духовных исканий и особенностей культурной жизни эпохи Просвещения. Рассматривается преемственность культуры Возрождения и Просвещения, значение культуры в жизни общества. Широкие возможности для знакомства с художественным творчеством Просвещения открывает Интернет. Методологической основой преподавания искусства в школе является положение об искусстве как об особой форме общественного сознания, имеющей образно-личностную природу и отличающейся от сознания исторического.
Тип урока: лекция.
Планируемые результаты изучения материала:
-
Личностные:
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира;
- способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- общая духовная культура как особый способ познания жизни;
- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; потребность в общении с художественными произведениями.
-
Метапредметные:
- решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
- устанавливать взаимосвязи между явлениями и процессами (взаимодействие духовной сферы с другими сферами);
- извлекать информацию из письменных и визуальных источников;
- предъявлять результаты познавательной деятельности в разных формах (устное и письменное монологическое высказывание);
- организовывать учебное сотрудничество при выполнении заданий.
-
Предметные:
- знать значение понятий и терминов, применять их при выполнении заданий: гравюра, натюрморт, барокко, рококо, классицизм;
- анализировать произведения искусства;
- определять основную идею произведения искусства;
- высказывать мнение о замысле автора, смысле художественного произведения и его значении.
Межпредметные связи: обществознание (духовная сфера жизни общества, искусство); литература (зарубежная литература XVIII века).
План урока:
- Удивительные приключения Гулливера и Робинзона.
- «Человек ценней, чем мнили вы».
- Живописцы знати.
- «Певцы третьего сословия».
- Свидетель эпохи.
- Музыкальные перекрёстки Европы.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учеников |
Организационный момент |
Учитель предлагает ученикам разработать критерии оценки проектов с точки зрения экскурсионной деятельности. |
Учащиеся, которые подготовили свои проекты, оформляют выставку, готовятся к представлению. Остальные - характеризуют критерии проверки проектов.
|
Урок 1.
|
Школьная лекция с элементами беседы.
|
Сходства:
|
- Зачем открывать книгу, если читатель по заголовку может представить себе сюжет произведения?
- Почему Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул рукопись издателю? - Что побуждало авторов постоянно указывать в произведениях географические координаты тех мест, в которых оказались герои? - Читатели Дефо неоднократно говорили ему, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. и это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чём? |
Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» - представителям поднимающегося «третьего сословия», убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны» (Вольтер). Именно поэтому его роман назвали гимном труду и ясной человеческой мысли.
Свифт не столь оптимистично смотрит на мир, а буржуазное благополучие его просто раздражало. В финале произведений Робинзон счастливо вернулся домой, разбогател, выгодно женился и вполне счастлив; Гулливер несчастлив: всё вокруг раздражало его, единственное место, где он чувствовал себя спокойно- это конюшня. |
|
- Романы породили массу подражаний и даже новый литературный жанр - робинзонаду. В чём причина популярности этих произведений у современного читателя? Ответы на какие вопросы мы ищем в них сегодня?
Учитель приводит четыре фрагмента, показывая связь литературы с реальностью, и как по-разному может проявлять себя человек в разных обстоятельствах: - «Шотландский моряк Александр Селькирк поссорился с капитаном своего корабля и был высажен на необитаемый остров в Тихом океане. Здесь он провёл четыре года и четыре месяца, пока не был подобран английским кораблём, командиром которого был известный путешественник Вудс Роджерс. Спасители были поражены диким видом несчастного моряка, полубезумного, одетого в лохмотья и почти потерявшего дар речи». - «…Двое йеху, впервые появившиеся в их стране, прибыли к ним из-за моря… они были покинуты товарищами и, высадившись на берег, укрылись в горах; затем из поколения в поколение, потомки их вырождались и с течением времени сильно одичали по сравнению со своими одноплеменниками, жившими в стране, откуда прибыли двое из их прародителей… Голова и грудь у них покрыты густыми волосами… бороды их напоминают козлиные; вдоль спины и передней части лап тянулись узкие полоски шерсти, но остальные части их тел были голые… Вооружённые сильно развитыми крючковатыми и заострёнными когтями на передних и задних лапах, они с ловкостью белки карабкались на самые высокие деревья… В некоторых местах этой страны попадаются разноцветные блестящие камни, к которым йеху питают настоящую страсть; и если камни эти крепко сидят в земле, как это иногда случается, они роют когтями с утра до ночи, чтобы вырвать их, после чего уносят свою добычу и кучами зарывают её у себя в логовищах; они действуют при этом с крайней осторожностью, беспрестанно оглядываясь по сторонам из боязни, как бы товарищи не открыли их сокровищ». - «Очутившись на земле целым и невредимым, я поднял взор к небу, возблагодарил Бога за спасение моей жизни, на которое всего лишь несколько минут назад у меня почти не было надежды… Утешившись мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал и что мне прежде всего делать. Моё радостное настроение резко упало: я понял, что хотя и спасён, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, переодеться было не во что; мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы, а в будущем мне предстояло либо умереть голодной смертью, или быть растерзанным хищными зверями… Прежде всего мне нужна была лодка, чтобы перевезти на берег те вещи, которые по моим соображениям, могли мне понадобиться. Однако бесполезно сидеть сложа руки и мечтать о том, чего нельзя получить. Нужда изощряет изобретательность, я живо принялся за дело». - «Ален Бомбар, французский исследователь и путешественник, поставил на себе смелый эксперимент. В одиночку на утлом судёнышке он пересёк Атлантический океан, чтобы доказать, что в критических ситуациях, грозящих жизни, человек способен одержать победу над стихией, если он сможет преодолеть страхи, не потеряет способности действовать. Бомбар провёл в океане несколько недель и благополучно завершил своё необыкновенное путешествие. Единственным источником пищи была для него выловленная рыба». - Какой жизненный урок можно вынести из этих историй? Деятели эпохи Просвещения считали искусство способом влияния на умы людей. Отсюда и назидательность и нравоучительный характер. |
||
Домашнее задание |
Разделы 1-2 в параграфе 5-6, ответить на вопросы 1 и 4 второго уровня. |
|
Урок 2.
|
Общая характеристика изобразительного искусства XVIII века:
|
|
|
- Очень важна для характеристики эпохи идея, высказанная Д. Дидро. Тонкий знаток искусства и критик был современником многих выдающихся художников. Но едва ли не выше всех ставил он художника Жана Батиста Грёза (1725-1805).
|
Ученики рассматривают картину, высказывают свои мысли.
- Объясняют смысл термина «рококо». |
Лекция.
|
«Многое меняется в искусстве. Король перестаёт быть единственным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.
|
|
Музыка |
- В чём причина интереса современного слушателя к музыке Баха, Бетховена, Моцарта?
Как-то вечером, в Москве, на квартире Е.П.Пешковой, Ленин, слушая сонаты Бетховена в исполнении Исая Добровейн, сказал:
|
- Высказывают свои впечатления о прослушанных произведениях (чувства и эмоции). |