Цели: выявить уровень качества и прочности знаний по теме, проверить умение использовать их на практике; развивать умение формулировать свои мысли, отбирать главное, отбрасывать второстепенное; способствовать активизации работы мысли, памяти, эмоций; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.
Методы: продуктивные, активизирующие мышление.
Приемы: словесно-понятийного мышления, запоминания, синтеза, обобщения, умственной деятельности.
Оборудование: карты «Европа с 1799 по 1815 гг.», «Европа в 50-60-х гг. XIX века», индивидуальные карточки, маршрутные листы.
Ход урока
Форма проведения
Класс разбивается на группы по 2 человека: один учащийся сидит на первом варианте, другой на втором. Получается 10-12 групп в классе. С каждой группой работает старшеклассник-экзаменатор или учитель истории, расположившись за тем же столом, что и дети.
Экзаменаторы заранее прорабатывают задания своих групп, готовят дополнительный материал, сдают учителю теорию. Каждый из них знает номер группы, с которой будет работать.
Маршрутные листы находятся у старшеклассников-экзаменаторов. В процессе смотра они сами заполняют их, а в конце урока подводят итог по своей группе, отмечая качество ответов.
I. Вступительное слово учителя
Однажды путешественник встретил на своем пути трех рабочих, толкающих перед собой тяжелые тачки. И спросил он их, что они делают. Один ответил: «Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята». Другой сказал достойно: «Я зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий произнес: «Я строю прекрасный храм!» Наподобие третьего путешественника, мы с вами строим прекрасный храм - храм знаний. И сегодня мы должны показать его гостям: родителям, администрации школы, учителям- предметникам.
II. Работа в группах по этапам-заданиям
1. Разминка «По страницам истории»
1) В XIX веке в Западной Европе и США рождается и получает свое дальнейшее развитие индустриальное общество.
- Что такое индустриальное общество?
2) Переход от традиционного общества в индустриальное происходит в процессе модернизации.
- Что же такое модернизация в экономической, политической, духовной, социальной сферах?
3) Вспомните изученный в 7 классе материал по данной теме.
- Что такое капитализм?
- Как назывался капитализм до 70-х годов XIX века?
- Какова главная черта капитализма свободной конкуренции?
- Назовите английского экономиста, противника государственного регулирования социально-экономической жизни.
- Что такое «Исследование о природе и причинах богатства народов»?
- Какую роль Адам Смит отводил государству?
4) В 70-80-е гг. XIX века капитализм свободной конкуренции переходит на новую стадию развития - империализм.
- Что такое империализм? Каковы его признаки?
5) Перечислите формы монополий.
Итак, XIX век - время становления и развития в Европе и США индустриального общества. Это век великих технических изобретений и научных открытий, это смена капитализма свободной конкуренции монополистическим капитализмом.
2. Практический этап
На партах карточки, на них 3 задания: понятия, даты, тестовые задания. На подготовку дается 6 минут, затем начинается диалог с экзаменаторами. Два ученика работают у доски с учителем.
3. Исторический диктант
Педагог задает вопрос, а ученики должны дать лаконичные ответы на листах. Правильность работ учащиеся проверяют по заранее подготовленным ответам, оценки за диктант в маршрутные листы вписывают сами учащиеся.
Вопросы для исторического диктанта
- «Разрешено все, что не запрещено законом» - какому общественно-политическому учению принадлежит этот девиз?
- Общественно-политическое учение, главной целью которого является построение общества социальной справедливости, свободы и равенства.
- Интерес государства и общества стоит над интересами конкретного частного человека - какому общественно-политическому учению присущи эти приоритетные ценности?
- С чьим именем ассоциируется у Вас понятие «фаланга»?
- Когда возник революционный социализм, то есть марксизм?
- Во времена Эдисона газовые рожки служили для освещения. Не можешь заплатить - сиди в темноте. Месть Эдисона была страшной. Он отнял доходы у газовых компаний, создав что?
- Жена этого ученого вошла в историю благодаря изображению своей руки с обручальным кольцом.
- Он не только изобрел динамит, но, и учредил международную премию.
- Этот церковный староста довел до сведения всего мира, что аборигены на его родном острове - потомки обезьян.
- Когда была построена первая железная дорога?
Ответы:
- Либерализм
- Социализм
- Консерватизм
- Ш.Фурье
- 40-е годы XIX века
- Лампочка
- Рентген
- А.Нобель
- Ч.Дарвин
- 1825г.
Игра «Штрихи к портрету»
На интерактивной доске появляются ключевые слова, с помощью которых учащиеся должны понять, о каком историческом деятеле идет речь (английская королева Виктория, канцлер Германии Бисмарк, народный герой Италии Джузеппе Гарибальди, Наполеон Бонапарт, Карл Маркс).
КАРТОЧКА 1
- До сих пор историки нередко поминают его как «маленького капрала».
- Он пришел к власти 18 брюмера и потерял ее 18 июня.
- Во время коронации он выхватил корону у Папы Пия VII и возложил ее себе на голову.
- Любимый конь этого императора звался Маренго.
- Именно ему Бетховен посвятил «Героическую симфонию», но, разочаровавшись, уничтожил свое посвящение.
- По его приказу на Эльбе строились дороги, лазареты, школы.
- Уже в ссылке этот император приказал высечь над дверью своего дома надпись «Я всегда счастлив».
КАРТОЧКА 2
- Его прозвище - «железный канцлер».
- Имя этого прусского князя носит архипелаг в Тихом океане.
- Он отклонил проект организации Государственной службы погоды в Пруссии.
- Именно он впервые ввел в Германии пенсионное обеспечение и систему страхования от болезней, несчастного случая на работе и инвалидности.
КАРТОЧКА 3
- Уроженец Трира.
- Этот человек называл революции локомотивами истории.
- Именно он заметил, что исторические события повторяются дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса.
- Автор книги «Манифест Коммунистической партии».
- Основатель революционного социализма (марксизма).
- Энгельса в его семье называли Генералом.
КАРТОЧКА 4
- Целая эпоха в истории Англии названа именем этой королевы.
- Она царствовала 64 года.
- Двенадцатилетней девочкой, узнав, что ей предстоит стать королевой, стала готовиться к будущей деятельности - много училась, вела размеренный образ жизни.
- Ее семейная жизнь способствовала поднятию престижа Короны не меньше, чем экономические и политические успехи.
- В ее царствование Англия становится «Мастерской мира», «Мировым банкиром», «Мировым извозчиком», Империей, и королева получает титул императрицы.
- Через своих сыновей, дочерей, внуков и внучек (а их насчитывалось около 40) она установила династические связи со всеми королевскими дворами Европы и использовала это для усиления английского влияния.
- 22 января 1901 года миллионы подданных искренне оплакивали свою королеву.
- В Канаде ее день рождения по-прежнему отмечается как праздник.
КАРТОЧКА 5
- Сын моряка.
- Член общества «Молодая Италия».
- Сторонник единой демократической республики.
- Борец против диктаторских режимов в Южной Америке.
- В 1860 году высадился на Сицилии с 1200 добровольцами, одетыми в красные рубашки (отсюда «краснорубашечники»), разгромил армию неаполитанского короля и торжественно въехал в Неаполь.
- Только с его помощью король Виктор Эммануил II смог стать королем всей Италии.
- Человек-легенда, о нем слагали песни:
На белом коне едет,
Едет в красной рубашке,
Кто на него взглянет,
Тот с ума сойдет.
III. Итог
Старшеклассники подводят итог работы своей группы, объявляют отметки. Награждение лучших учащихся.