Строительство новой Европы

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Западная Европа


Цели: выявить уровень качества и прочности знаний по теме, проверить умение использовать их на практике; развивать умение формулировать свои мысли, отбирать главное, отбрасывать второстепенное; способствовать активизации работы мысли, памяти, эмоций; формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи сверстников, своего коллектива.

Методы: продуктивные, активизирующие мышление.

Приемы: словесно-понятийного мышления, запоминания, синтеза, обобщения, умственной деятельности.

Оборудование: карты «Европа с 1799 по 1815 гг.», «Европа в 50-60-х гг. XIX века», индивидуальные карточки, маршрутные листы.

Ход урока

Форма проведения

Класс разбивается на группы по 2 человека: один учащийся сидит на первом варианте, другой на втором. Получается 10-12 групп в классе. С каждой группой работает старшеклассник-экзаменатор или учитель истории, расположившись за тем же столом, что и дети.

Экзаменаторы заранее прорабатывают задания своих групп, готовят дополнительный материал, сдают учителю теорию. Каждый из них знает номер группы, с которой будет работать.

Маршрутные листы находятся у старшеклассников-экзаменаторов. В процессе смотра они сами заполняют их, а в конце урока подводят итог по своей группе, отмечая качество ответов.

I. Вступительное слово учителя

Однажды путешественник встретил на своем пути трех рабочих, толкающих перед собой тяжелые тачки. И спросил он их, что они делают. Один ответил: «Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята». Другой сказал достойно: «Я зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий произнес: «Я строю прекрасный храм!» Наподобие третьего путешественника, мы с вами строим прекрасный храм - храм знаний. И сегодня мы должны показать его гостям: родителям, администрации школы, учителям- предметникам.

II. Работа в группах по этапам-заданиям

1. Разминка «По страницам истории»

1) В XIX веке в Западной Европе и США рождается и получает свое дальнейшее развитие индустриальное общество.

- Что такое индустриальное общество?

2) Переход от традиционного общества в индустриальное происходит в процессе модернизации.

- Что же такое модернизация в экономической, политической, духовной, социальной сферах?

3) Вспомните изученный в 7 классе материал по данной теме.

- Что такое капитализм?

- Как назывался капитализм до 70-х годов XIX века?

- Какова главная черта капитализма свободной конкуренции?

- Назовите английского экономиста, противника государственного регулирования социально-экономической жизни.

- Что такое «Исследование о природе и причинах богатства народов»?

- Какую роль Адам Смит отводил государству?

4) В 70-80-е гг. XIX века капитализм свободной конкуренции переходит на новую стадию развития - империализм.

- Что такое империализм? Каковы его признаки?

5) Перечислите формы монополий.

Итак, XIX век - время становления и развития в Европе и США индустриального общества. Это век великих технических изобретений и научных открытий, это смена капитализма свободной конкуренции монополистическим капитализмом.

2. Практический этап

На партах карточки, на них 3 задания: понятия, даты, тестовые задания. На подготовку дается 6 минут, затем начинается диалог с экзаменаторами. Два ученика работают у доски с учителем.

3. Исторический диктант

Педагог задает вопрос, а ученики должны дать лаконичные ответы на листах. Правильность работ учащиеся проверяют по заранее подготовленным ответам, оценки за диктант в маршрутные листы вписывают сами учащиеся.

Вопросы для исторического диктанта

  1. «Разрешено все, что не запрещено законом» - какому общественно-политическому учению принадлежит этот девиз?
  2. Общественно-политическое учение, главной целью которого является построение общества социальной справедливости, свободы и равенства.
  3. Интерес государства и общества стоит над интересами конкретного частного человека - какому общественно-политическому учению присущи эти приоритетные ценности?
  4. С чьим именем ассоциируется у Вас понятие «фаланга»?
  5. Когда возник революционный социализм, то есть марксизм?
  6. Во времена Эдисона газовые рожки служили для освещения. Не можешь заплатить - сиди в темноте. Месть Эдисона была страшной. Он отнял доходы у газовых компаний, создав что?
  7. Жена этого ученого вошла в историю благодаря изображению своей руки с обручальным кольцом.
  8. Он не только изобрел динамит, но, и учредил международную премию.
  9. Этот церковный староста довел до сведения всего мира, что аборигены на его родном острове - потомки обезьян.
  10. Когда была построена первая железная дорога?

Ответы:

  1. Либерализм
  2. Социализм
  3. Консерватизм
  4. Ш.Фурье
  5. 40-е годы XIX века
  6. Лампочка
  7. Рентген
  8. А.Нобель
  9. Ч.Дарвин
  10. 1825г.

Игра «Штрихи к портрету»

На интерактивной доске появляются ключевые слова, с помощью которых учащиеся должны понять, о каком историческом деятеле идет речь (английская королева Виктория, канцлер Германии Бисмарк, народный герой Италии Джузеппе Гарибальди, Наполеон Бонапарт, Карл Маркс).

КАРТОЧКА 1

  • До сих пор историки нередко поминают его как «маленького капрала».
  • Он пришел к власти 18 брюмера и потерял ее 18 июня.
  • Во время коронации он выхватил корону у Папы Пия VII и возложил ее себе на голову.
  • Любимый конь этого императора звался Маренго.
  • Именно ему Бетховен посвятил «Героическую симфонию», но, разочаровавшись, уничтожил свое посвящение.
  • По его приказу на Эльбе строились дороги, лазареты, школы.
  • Уже в ссылке этот император приказал высечь над дверью своего дома надпись «Я всегда счастлив».

КАРТОЧКА 2

  • Его прозвище - «железный канцлер».
  • Имя этого прусского князя носит архипелаг в Тихом океане.
  • Он отклонил проект организации Государственной службы погоды в Пруссии.
  • Именно он впервые ввел в Германии пенсионное обеспечение и систему страхования от болезней, несчастного случая на работе и инвалидности.

КАРТОЧКА 3

  • Уроженец Трира.
  • Этот человек называл революции локомотивами истории.
  • Именно он заметил, что исторические события повторяются дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса.
  • Автор книги «Манифест Коммунистической партии».
  • Основатель революционного социализма (марксизма).
  • Энгельса в его семье называли Генералом.

КАРТОЧКА 4

  • Целая эпоха в истории Англии названа именем этой королевы.
  • Она царствовала 64 года.
  • Двенадцатилетней девочкой, узнав, что ей предстоит стать королевой, стала готовиться к будущей деятельности - много училась, вела размеренный образ жизни.
  • Ее семейная жизнь способствовала поднятию престижа Короны не меньше, чем экономические и политические успехи.
  • В ее царствование Англия становится «Мастерской мира», «Мировым банкиром», «Мировым извозчиком», Империей, и королева получает титул императрицы.
  • Через своих сыновей, дочерей, внуков и внучек (а их насчитывалось около 40) она установила династические связи со всеми королевскими дворами Европы и использовала это для усиления английского влияния.
  • 22 января 1901 года миллионы подданных искренне оплакивали свою королеву.
  • В Канаде ее день рождения по-прежнему отмечается как праздник.

КАРТОЧКА 5

  • Сын моряка.
  • Член общества «Молодая Италия».
  • Сторонник единой демократической республики.
  • Борец против диктаторских режимов в Южной Америке.
  • В 1860 году высадился на Сицилии с 1200 добровольцами, одетыми в красные рубашки (отсюда «краснорубашечники»), разгромил армию неаполитанского короля и торжественно въехал в Неаполь.
  • Только с его помощью король Виктор Эммануил II смог стать королем всей Италии.
  • Человек-легенда, о нем слагали песни:

На белом коне едет,
Едет в красной рубашке,
Кто на него взглянет,
Тот с ума сойдет.

III. Итог

Старшеклассники подводят итог работы своей группы, объявляют отметки. Награждение лучших учащихся.