В Концепции модернизации российского образования изложена одна из целей, а именно умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в трудовом коллективе, команде, что определяется как социальная компетенция. Мы считаем, что необходимым условием формирования социальной компетенции младших школьников высокоразвитый коллектив.
Макаренко точно выделил социально-нравственные стороны в коллективе. Он исходил из того, что «коллектив - это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива, который объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в организации этого труда».
Цель нашей работы выявить формирование социальной компетенции младших школьников в развитии коллектива.
Перед нами наиболее остро стоит проблема формирования у школьников способности к сотрудничеству и взаимной ответственности, к сопереживанию и милосердию. Для формирования социальной компетентности мы должны организовать деятельность, включая в нее учащихся, а затем опосредованно влиять на самостоятельность школьников, на отношения, складывающиеся между ними.
Нами разработана «Модель формирования социальной компетенции младшего школьника», которая включает 3 этапа развития коллектива и раскрывает педагогическое руководство, критерии развития коллектива и уровень сформированности социальной компетенции.
На первом этапе (создание классного коллектива) устанавливаем доброжелательные отношения между детьми. На уроках и во время перемен организуем игры, снимающие моральное и эмоциональное напряжение. Определяем уровень сформированности детского коллектива и пути его дальнейшего развития. Проводим социометрическое изучение межличностных отношений в классе. Выделяется актив класса, распределяются обязанности в коллективе, вырабатываются нормы поведения.
Для разностороннего и гармоничного развития личности каждого ребенка создаем условия через организацию коллективной творческой деятельности. Организуем разнообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, художественно-творческую, физкультурно-оздоровительную, т.е. создаем условия для самовоспитания и саморазвития личности учащихся, для свободного общения с позиций истины, добра, красоты.
Организация коллективной творческой работы
Если в начале учебного года первоклассники живут несколько обособленно, то при подготовке к творческим мероприятиям дети начинают проявлять заботу об одноклассниках, чувствовать ответственность за коллектив. Ребята более остро осознают, что во всех школьных делах класс выступает как единый организм, их начинает волновать положение класса в школьном коллективе.
В становлении классных коллективов на втором этапе (Становление классного коллектива) мы ставим следующую цель: установить стабильные межличностные отношения в коллективе через включение школьников в разнообразные виды деятельности. На этой стадии развития коллективов школьники становятся более самостоятельными, и это позволяет строить коллективистические отношения на высоком уровне. Ребята увереннее чувствуют себя среди сверстников и одноклассников. Они уже пытаются выдвигать цели предстоящей деятельности, распределять роли, планировать работу, анализировать результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей. Учителя выступают в роли помощников совместных действий через организацию различных видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности (постановка различных сказок, подготовка к внеклассным мероприятиям), управляющего, который влияет на улучшение взаимоотношений внутри коллектива, организатора, когда взаимодействует с учреждениями дополнительного образования: (кружки в Детском доме творчества «Ситим», каток «Эллэй Боотур», сельская модульная библиотека «Аргыс»).
На третьем этапе (Саморазвитие коллектива) мы должны создать условия для дальнейшего развития коллективов на основе самодеятельности школьников. Учителя на данном уровне создают условия для дальнейшего самостоятельного существования коллектива. У учащихся формируется чувство «мы - коллектив». Классный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями общей заботы и ответственности. Активизируется внимание классного коллектива к личности каждого ученика. Совершенствуется коллективное творчество, расширяются возможности самоутверждения, самоорганизации, самореализации личности, усиливается контактность детей.
Итак, судить о сформированности социальной компетенции младших школьников в классном коллективе можно по трем признакам: 1) наличие коллективных отношений между детьми; 2) овладение детьми навыками сотрудничества в коллективе 3) наличие общественного мнения, опирающегося на позитивные ценности. Особую роль в создании классных коллективов играет здоровый микроклимат в детских коллективах, положительные межличностные отношения, их регулирование и коррекция.
Таким образом, развитие классных коллективов являются необходимым условием формирования социальной компетенции младших школьников.