Окказиональные слова в творчестве В.В.Маяковского

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: проектная деятельность, окказиональные слова


Автор работы:
Битарова Диана,
6 класс

Научный руководитель:
Танклаева Маргарита Юрьевна,
учитель русского языка и литературы

I. Введение

Словарный состав языка наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется тот материал, который есть в самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих по их образцу, также происходит заимствование слов из других языков.

Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание найти собственные образные речевые средства приводит к созданию индивидуально-авторских новообразований или окказионализмов. Необходимость изучения таких слов, можно объяснить тем, что эти слова нередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования. Е.К.Чиркова* писала: «Если мы хотим представить себе будущее языка, то мы должны тщательно исследовать окказиональные явления речи, как исследуют диалектизмы для лучшего понимания прошлого языка».

______________

* Е.К.Чиркова, стр 10-12.

Богатым на такие языковые эксперименты был В.В.Маяковский. Он проводил эксперименты не только со словами, но и со звуками, рифмами, синтаксисом.

Именно это позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования.

Цель работы: Исследование структурно-семантических особенностей новообразований В.В.Маяковского.

Проблема исследования: Выявить место окказионализмов в творчестве В.В.Маяковского.

Объект исследования: новообразования Владимира Владимировича Маяковского.

Предмет исследования: принципы создания окказионализмов, их роль в тексте.

Материалом для исследования стали стихотворения, включенные в сборники "Стихотворения и поэмы".

Задачи:

  • Дать понятие термина «окказионализм».
  • Выявить модели словообразования, используемые В. В Маяковским при создании неологизмов.
  • Определить место окказионализмов в художественном творчестве В.В.Маяковского.

II. Основная часть

Понятие окказионализм

Все социальные (экономические, политические, производственные, общественные, индивидуальные и др.) изменения реализуются лексикой языка.

Лексика - раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. Основная единица языка - это слово. И именно в словах отражается и история человечества. В словарном составе языка проявляется богатство и многообразие слов русского языка.

Для каждого периода развития языка характерна и широко распространенная, и утратившая надобность лексика. Следовательно, в словарном составе можно выделить лексику общенародную и ограниченного употребления. Лексика ограниченного употребления делится на устарелую (архаизмы) и новую лексику (неологизмы). Изменения в социально-исторической жизни общества зеркально отражаются в языковой ситуации в виде новых слов. Новации в словарном составе объясняются влиянием неязыковых факторов, но вся история русской лексики свидетельствует, что слово появляется либо путем внутренних, системных преобразований, либо путем заимствования из других языков.

Неологизмы (от греческого neos - новый + logos - понятие, слово) - это слова, созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий. В «Словаре - справочнике лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой дается такое определение этого понятия: «Неологизм - слово или оборот речи, созданное для обозначения нового предмета или выражения нового понятия»

Нас интересуют индивидуально-авторские неологизмы, или окказионализмы.

Термин «окказионализм» обладает в научной литературе некоторой неопределенностью. В энциклопедии «Русский язык» нет отдельной статьи с таким названием. В «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой дается такое определение: «Окказионализм - слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры. Окказионализмы обычно не получают широкого распространения и не входят в словарный состав языка.

Окказионализмы - слова, созданные из языкового материала, но в язык не вошедшие. Они факты речи, а не языка. Если язык их принимает, то они теряют статус окказиональных слов. Носители языка воспроизводят эти слова в своей речи не цитатно, а как обычные слова. Несмотря на то, что данные слова используются только в определенном контексте, их нельзя назвать неполноценными, так как они несут большую эмоциональную нагрузку и являются более насыщенными по смыслу, чем слова общеупотребительные. Именно поэтому они часто используются в поэтической речи.

Окказионализмы создаются только для конкретного контекста, поэтому их нет в толковых словарях. Существуют словари языка отдельных авторов, например, все индивидуальные образования Пушкина отмечены, наряду с другими словами, в четырехтомном «Словаре языка Пушкина», охватывающем весь лексический запас, заключенный в произведениях и письмах великого поэта.

Окказионализмы - яркое стилистическое средство, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, именно поэтому они широко используются в поэзии. По мнению В.В.Лопатина, «окказионализмы - это средство для создания свежего, нешаблонного, оригинального словесного образа».

Таким образом, можно сделать вывод, что неологизмы создаются авторами индивидуально, тесно связаны с контекстом, чаще носят эмоционально-экспрессивный характер; они сохраняют новизну, ощущаются как новые независимо от времени своего создания, у них отсутствует ориентация на общеупотребительность; они могут создаваться по продуктивным и непродуктивным моделям. Создание неологизмов расширяет область реализованного в словообразовании благодаря использованию новых возможностей.

Место окказионализмов в художественном творчестве

Серебряный век поэзии принес массу заметных авторов в отечественной литературе. Но самое выраженное новаторство мы находим в творческих исканиях Владимира Владимировича Маяковского. Его поэзия развивалась в рамках футуристического направления. Маяковский жил поэзией, много писал о своей родине. Он первым из поэтов ХХ столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем.

Стихотворения и поэмы Маяковского очень похожи на его характер: бунтарский, взрывной, рубленный. Его поэтические строки скачут и перескакивают порой саму мысль поэта. Нет более порывистого слога, чем у него. У него что ни стих- то символ, обличающий, сильный даже грубый, но очень ранимый где-то глубоко внутри. Как всякая творческая единица, поэт более остро, чем остальные обыватели воспринимал происходящее в стране события, его воспаленное сознание и тонко чувствующая душа задыхались, вздрагивали, образуя ком из противоречий, злости и слез. Его литературный слог выступает своеобразным оружием, с помощью которого он развенчивал действия властей и доносил их до народа.

В.В.Маяковский, пожалуй, один из необычных поэтов своего времени. Его поэзия очень самобытна, интересна не только в смысловом отношении, но и с точки зрения языка. Чтобы понять ее, мало просто прочесть стихотворения, так как, признаться, большинство неологизмов будут непонятны без дополнительного анализа. Кроме того, нужно понимать мироощущение автора, чтобы воспринять его верно.

Окказионализмы в творчестве Маяковского

Термином «окказиональный» принято называть факты, не соответствующие общепринятым языковым нормам. Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующих общеязыковых единиц, нормы языка. Окказиональные факты - это факты речи, а не факты языка. Окказиональные слова противостоят словам узуальным.

Окказиональные явления обычно бывают индивидуальными новшествами, принадлежащими отдельным лицам, часто писателям. Поэтому окказионализмы разного рода иногда называют индивидуальными (или авторскими), подчеркивая их «необщепринятость» и отнесенность к известному создателю. При этом окказиональное (или индивидуальное) противопоставляют общенародному, языковому.

Принципиальной особенностью окказионализмов является не их связь с определенным творцом (индивидуальный характер), а тот факт, что при их образовании произошло нарушение действующих в языке законов производства тех или иных единиц. С этой точки зрения нет принципиальных отличий между окказионализмами авторскими (писательскими) и окказионализмами, не претендующими на авторство,- детскими или разговорными, ибо в этих трех сферах преимущественна и создаются окказионализмы.

Кроме того, окказионализмы широко представлены в языке газет и журналов, т.е. в периодической печати. Эстетическая выразительность может быть свойственна окказионализмам всех названных сфер, так что и в этом отношении между ними нет принципиальной разницы. Между окказионализмами и фактами языка нет непереходимой грани. Окказиональные единицы в отдельных случаях - обычно, когда их семантика становится общественно актуальной - могут становиться фактами языка. Естественно, что возможны и переходные случаи.

Как было сказано ранее, В.В.Маяковский не просто создавал окказиональные слова, он создавал свой язык со своими законами. Эксперименты со словами различны. В нашей работе мы не смогли полностью исследовать все произведения В.В.Маяковского, а лишь часть.

Образование новых слов происходит с помощью словообразовательной модели языка.

Словообразование - это раздел науки, который изучает строение слов и способы их образования. В творчестве Маяковского встречаются слова с различным способом образования.

В окказиональном словообразовании нами отмечены следующие способы словообразования:

  • слова, образованные суффиксальным способом: ретируюсь, когтист, красившее, алиментщица.
  • слова, образованные при помощи сложения двух основ: крикогубый, губкооперативом, писмоносец, чиновноустые, однаробразный, пунцоворожим, красноязыкий, златоустейший, потноживотые, многопудье, синеблузые, златолобо, старомозгий, тысячерукою, обеззубел, стоугольный.
  • слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: исслезенные, пресволочнейшая, позатесался, обгрюзший, разбазаривает, освистанная, выжиревший, испешеходили, нефабренные, неисцветшую, раздобревшие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в творчестве Маяковского чаще всего встречаются слова приставочно-суффиксальным способом и путем сложения двух основ.

Заключение

Нами было подробно рассмотрено творчество В.В.Маяковского с целью нахождения новых словообразований.

Подводя итоги исследования, могу сказать, что окказиональное словообразование обладает неоспоримой пальмой первенства в творчестве данного автора.

Окказиональных слов в текстах встречается много.

Адекватной оценке произведений В.В.Маяковского помогла теоретическая база знаний о словообразовании, основанная на работах Земской Е.З. С помощью них мы дали определение термину «окказионализм», узнали, какие бывают модели и способы словообразования. Все это в практической части работы помогло понять, какие способы словообразования предпочитает использовать автор. Определить, почему были избраны именно эти способы, очень трудно. Это связано с личным восприятием мира В.В.Маяковским.

Его тексты изобилуют словообразовательными, фонетическими новообразованиями. Зачастую невозможно определить значение какого-либо из новообразований, не обратившись к исследовательским работам, изучающим творчество Маяковского. Это говорит о сложной их семантике.

Но вернемся к основной теме работы. Нами выяснено, что наиболее частым по употреблению является способ сложения двух основ (всегда с использованием суффиксов) на втором месте по частоте приставочно-суффиксальный способ, и на третьем месте окказионализмы, образованные суффиксальным способом.

Про место подобных словообразований в творчестве В.В.Маяковского могу сказать то, что именно они и были его сутью, зерном, тем самым, что содержит смысловую нагрузку произведений. Во-первых, потому, что тексты автора ими изобилуют, а во-вторых, потому что Маяковский был человеком своего времени (имеется ввиду «Серебряный век»), а потому экспериментатором, и обойтись без подобного явления не мог.
В результате проведённого анализа было найдено около 50 индивидуально-авторских словообразований.

Библиография

  1. А.К.Лыков. Заметки об окказиональных и потенциальных словах. «Вопросы современного русского языка». Краснодар, 1968.
  2. В.В.Маяковский. «Стихотворения и поэмы».Дрофа. М., 2007
  3. Д.Н.Шмелев «Современный русский язык», М.: Просвещение, 1977г.
  4. М.И.Фомин «Современный русский язык. Лексикология», М.: Высшая школа, 1978г.
  5. Розенталь Д.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.
  6. Русский язык. Энциклопедия/Главный редактор Фалин Ф.П.М.: Советская энциклопедия, 1979.