Методическое эссе на тему «Поколение Z: психолого-педагогические особенности современных детей при обучении иностранному языку»

Разделы: Иностранные языки

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Данная потребность возникла вследствие наблюдения у учащихся низкой учебной мотивации в области английского языка, низкого качества запоминания материала, повышенной утомляемости учащихся. Как оказалось, ответы находятся в разных научных областях и складываются в одну большую теорию, которая, как надеется автор этого эссе, поможет в поиске совершенно новых, современных методик и технологий, ведущих к успешному результату.

Теория поколений

Теория поколений впервые была научно обоснована и оформлена американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году. Ключевой идеей такой теории является тот факт, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение, на его систему ценностей. Ученые обратили внимание на «конфликт поколений», который вовсе не связан с возрастными противоречиями. Н.Хоув и В.Штраус обосновали, что каждые 20 лет появляется новое поколение с иной шкалой ценностей и отличным от предшественников поведением. По мнению ученых, доминирующее влияние на формирование ценностей поколения оказывает модель воспитания, принятая в семье, а также такие факторы, как политические, экономические, социальные и технологические события, которые произошли с детьми до 11-12 лет.

К российской действительности предложенную модель адаптировали социологи Ю.А.Левада, В.В.Гаврилюк, Н.А.Трикоз, психолингвист Е.Шамис и психолог А. Антипов. Они выделили ключевые для российских граждан мировые и локальные события, повлиявшие на формирование поколений.

Таблица 1. Поколения XX века

Название поколений

Период рождения

Основные мировые события, повлиявшие на формирование ценностей

1.

Поколение GI («Поколение победителей», «Герои»)

1900-1923 гг.

Первая и Вторая мировые войны, революционные события 1905 и 1917 гг., электрификация

2.

Молчаливое поколение («Книжные дети»)

1923-1943 гг

Вторая мировая война, индустриализация, коллективизация, культ личности И.В. Сталина, сталинские репрессии, послевоенный восстановительный процесс, «холодная война», открытия в области техники и технологий

3.

Бэби-бумеры («Бумеры»)

1943-1963 гг.

СССР - супердержава, советская «оттепель», покорение космоса, достижения в медицине, стандартизация образования, «холодная война»

4.

Поколение X («Неизвестное поколение»)

1963-1984 гг

«Холодная война», война в Афганистане, перестройка, появление СПИДа, «бум» распространения наркотиков

5.

Поколение Y («Поколение сети», «Поколение Миллениум»)

1984-2000 гг.

Распад СССР, «лихие 90-е», безработица, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий: мобильные телефоны и интернет, появление брендов

6.

Поколение Z («Альфа», «Цифровой человек», «Домоседы», «Поколение национальной безопасности»)

2000-2020 гг.

Век доступности информации, гаджетов,
wi-fi , геймификация, экономический кризис.

Исходя из периодизации, представителями поколения Z на сегодняшний день являются дети и молодые люди в возрасте от 0 до 20 лет. Так с кем же имеют дело учителя, говоря о представителях этого поколения?

Итак, ближе к границе тысячелетий в мир пришли представители поколения Z или, как их еще называют, хоумлендеры, центениалы или цифровое поколение. Пожалуй, впервые в истории дети настолько отличаются от родителей. Они растут с гаджетами в руках, им социальные медиа заменяют книги, телевизор и дворовую компанию. Это дети, которые рождены уже в мир, испытывающий глубокий экономический кризис, эпидемии, постоянную угрозу террористических актов, ухудшение криминальной обстановки, в мир с легализованными однополыми браками, с доставкой еды online, с жизненным опытом, заключенным в мобильном телефоне, где существуют проблемы с социализацией и коммуникацией.

Психологические особенности поколения «Z».

Каков же социально-психологический портрет нового цифрового поколения? Мы имеем дело с подростками и детьми, которым характерны дефицит внимания, неусидчивость и нетерпеливость, а также интровертированность, склонность к аутизации, инфантилизму. Это, как правило, ученики с низкой учебной мотивацией, с плохим запоминанием материала (а зачем, ведь всю информацию при желании можно найти в сети).

Однако ошибочным подходом будет являться критика в адрес этих детей за их неспособность владеть теми или иными навыками или попытка поломать их. Они такие, какие они есть. Они люди своего времени. Все, что в наших силах - это предложить помочь им получить дополнительные навыки, что, на мой взгляд, является самой интересной задачей современной педагогики.

Достоинства поколения «Z»

Наряду с проблемными характеристиками, у этого поколения есть свои сильные стороны: они очень быстро развиваются, имея способность одновременно делать несколько дел сразу. Там, где представители другого поколения теряют свою эффективность, устают и рассеивают свое внимание, центениалы превосходно справляются с задачей, поскольку для них такой процесс является уже естественным. Они быстро включаются в процесс и нацелены на быстрый результат.

Технология для человека становится новой, когда он видел путь ее становления и развития. Подростки же, сразу на входе в жизнь получили в руки электронные гаджеты со всеми технологиями в придачу. С годовалого возраста осваивая планшеты, они отлично работают с информацией, черпая ее из сети. Это просто современные машины по поиску, систематизации, фильтрации и реферированию информации.

Они - граждане мира, участники процесса всемирной глобализации. Семилетний ребенок из одной страны имеет больше общего с семилетним ребенком из другой страны, чем с собственной бабушкой и дедушкой, т.к. они давно говорят на одном языке, зачастую изобилующем англицизмами и американизмами, эмодзи, смайликами, названиями и терминами из соцсетей и т.д. Благодаря современным технологиям, у них давно нет мировых границ, у них общие лидеры, темы для онлайн бесед, одна массовая культура, исчезает понимания принадлежности к национальности. Это первое глобальное поколение, не разделенное культурами и религиями, для которого границы - непонятный пережиток прошлого.

Особенности обучения поколения «Z»

Так как же учить цифровых детей в новом мире? Низкая мотивация современных подростков обусловлена неспособностью устаревших методик сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Этих детей уже не получится удивить или заинтересовать героями и идеалами прошедшего времени. Для подростка 21 века уже мало что значат исторические фигуры старше 25 лет такие, как например Гагарин, Кутузов или Наполеон.

Для него единственным влиятельным лицом является сверстник. И если этот сверстник чего-то достиг сам, тогда скорее всего он сможет выполнять функцию ролевой модели в процессе обучения. Это нужно иметь в виду и использовать, как один из способов воздействия на современного подростка, при этом активно употребляя их язык, которым они пользуются, и изучать ценности и идеалы поколения Z.

Представители этого поколения хотят получать одобрение среди своих сверстников, своих читателей, виртуальных друзей. Они постоянно создают контент, непременно хайповый контент, при помощи которого они и выделяются среди других. В нашем случае, язык может послужить инструментом для самовыражения подростка. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что традиционный подход с учителем в центре требует смены фокуса и перехода к личностно ориентированному подходу, когда учитель становится в процессе обучения больше наставником, нежели учителем.

Очень важным моментом урока является объяснение причины и значимости введения новых знаний. Если учений не понимает, как и для чего ему нужны эти новые знания, то вряд ли можно надеяться на его включение в учебный процесс. Важно объяснить зачем вы это делаете, придумав яркое, может даже просто веселое объяснение. Например: «Степени сравнения прилагательных». Зачем? Чтобы они могли поспорить, чья зубная паста вкуснее. В наше время становится важным концентрироваться не на самом языке, а на решении конкретных задач при помощи такого инструмента, как иностранный язык.

Современные дети хотят жить в выдуманных мирах, хотят создавать сюжет и сами управлять этим сюжетом. Их поле деятельности - это соцсети, иммерсивные театры, VR игры и тренажеры. Они поколение эпохи метамодернизма, эпохи строительства симуляций. Предложите им это на уроке, используя такие ресурсы, как Littlestar VR videos и RYOT VR.

Они обитают среди рекламы и всплывающих окон. Они - визуалы, причем фиксируют свое внимание на информации не более 8 секунд. Поэтому современный учитель должен идти к ним с очень качественным контентом, чтобы заинтересовать их. Сложные темы - в виде презентаций, с минимумом текста. Часть текстовых заданий в виде игры. (Webquest, Kahoot, Triventy, Storyboard и т.д.)

Их общение происходит в большей степени на просторах соцсетей, поэтому, социальные сети критически важны для их отношений с друзьями. Причем, построение коммуникаций происходит не только при помощи слов, но и многого другого: эмодзи, смайлы, фото, видео. Так, например, фраза «Я в кафе, ем пиццу» будет попросту заменена фотографией пиццы, для минимальных затрат по времени и максимального содержания информации.

Из личного опыта автора

Режим дистанционного обучения вызвал необходимость отдать предпочтение методике «Flipped Classroom», что дало отличные результаты. Объяснение нового материала через короткие видео ролики, снятые лично автором и размещение их в группах соцсети WhatsApp, созданных для каждого класса, предоставляло ученикам возможность несколько раз просмотреть видео и изучать новый грамматический материал с комфортной для них скоростью и темпом.

В дополнение к этому, повышение учебной мотивации произошло за счет создания единого сюжета для всех тем «Времена английского глагола», в котором главные действия разворачиваются вокруг самих учащихся. Учитывая тот факт, что поколение Z визуалы и геймеры, мной активно использовались такие ЭОР, как Screencast-o-matic, Worditout, Padlet - для яркой подачи материала; Kahoot, Quizlet, Learning Apps, Mindmeister - для организации практических заданий; Triventy, Quizizz, Webquest, Padlet, Thinglink, Storyboard - для организации групповой проектной деятельности. Даже с учетом небольшого опыта автора эссе в образовательных компьютерных технологиях, заметно увеличилось количество учеников, успешно выполнявших практические задания и демонстрирующих повышение интереса к предмету и качества обучения. Общение с учениками через соцсеть позволило организовать тот самый индивидуальный подход к каждому из них. Появилось привычное комфортное для них пространство, где они имеют возможность задать любой интересующий вопрос и пообщаться с учителем, а у учителя мотивировать ученика на разного рода исследовательскую деятельность в самостоятельном поиске ответа на вопрос.
Использование гаджетов на онлайн и офлайн уроках или для выполнения домашнего задания может стать совершенно естественным явлением при выполнении групповых или индивидуальных заданий в приложениях Triventy, Kahoot, Quizizz, Thinglink, Padlet или Quizlet. А электронные книги и пособия, вместо учебников, с их реальным актуальным контентом и соцсети - залог успешного современного урока.

Выводы: Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что новое поколение требует качественно нового подхода в обучении. Современный образовательный процесс обязательно должен сделать упор на развитие таких навыков, как критическое мышление учащихся, умение мыслить и решать задачи нестандартно, взаимодействовать с окружающими и работать в команде, а также на умение выполнить презентацию результатов своей учебной деятельности.

Безусловно, поколение Z - это поколение новых образовательных стандартов. Задача нашей системы образования состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться не только отвечать педагогическим требованиям современного поколения, а даже предвосхищать и прогнозировать будущие образовательные стандарты. Тем более, что, благодаря быстрому проникновению мировых технологий, обмену опытом и информацией, начиная с 2010 года на пятки Z-поколению наступает поколение Alpha-people, с его новыми особенностями.

Список используемой литературы

  1. Безрукова С.Б. Психологические особенности современного поколения. URL: https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/05/23/psihologicheskie-osobennosti-sovremennogo
  2. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015.
  3. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. URL: https://www.psycho.ru/library/2581
  4. 30 фактов о современной молодежи: исследование Сбербанка и Validata // Янгспейс. 2017. № 11. http://youngspace.ru/faq/sberbank-issledovanie-molodezhi
  5. Дэвид Стиллман, Иона Стиллман. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. ООО «Манн, Иванов и Фибер», 2018.