Новые образовательные практики в обучении

Разделы: Математика, История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: межпредметные связи, универсальные учебные действия, интеграция


Внедрение новых государственных образовательных стандартов поставило перед школой цели и задачи, предполагающие не только достижение обучающимися высоких предметных результатов, но и формирование у них осознанного стремления добиваться собственных целей, быть успешными в любой жизненной ситуации. В настоящее время перед нами, учителями, стоит задача организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть универсальными учебными действиями, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Отметим, что универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Поиски новых педагогических решений легли в основу разработанной, апробированной и успешно реализуемой методической системы «Межпредметные связи как средство развития универсальных учебных действий», включающую серию авторских разработок бинарных уроков для 5-11 классов, практики проведения внеурочных занятий. Использование современных педагогических технологий, таких как технология формирования УУД, технология интегрированного обучения, исследовательская технология, ИКТ-технологии, в полной мере позволяет нам обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей. Используемые технологии обеспечивают рост качества предметных и метапредметных результатов, личностные изменения учащихся: повышение уровня самопознания и самоопределения, что стимулирует их инициативную проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Условно методическую систему «Межпредметные связи как средство развития универсальных учебных действий» можно представить так: выявление дефицита метапредметных результатов - бинарные уроки - учебные исследования и проекты.

Дефицит метапредметных результатов выявляется разными способами. Наблюдения со стороны за поведением учеников в различных ситуациях (выбора, успеха, неуспеха, стратегии планирования маршрута и т.д.) в рамках учебных занятий, анализ листов самооценки обучающихся, обсуждения на горизонтальных методических объединениях позволяют выявить дефицит метапредметных результатов. Выявление дефицита метапредметных результатов также осуществляется с помощью анализа карт индивидуального прогресса учащихся в общешкольной системе «РЕГИСТР» - системы сбора, обработки и использования данных оценки индивидуального прогресса учащихся, разработанной в рамках инновационной деятельности гимназии «АЛЬМА-МАТЕР» и успешно реализуемой в педагогической практике.

Выявленный дефицит метапредметных результатов является основой сотрудничества с педагогами других учебных предметов в форме серии бинарных уроков. Например, в 2020-2021 учебном году в 8 классе были выявлены следующие метапредметные дефициты: учащиеся испытывают затруднения самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; не анализируют тесты заданий и не задумываются над вопросами об избыточности, недостаточности или противоречивости условий, не умеют критически оценить полученный результат. На горизонтальном методическом объединении было принято решение провести следующие бинарные уроки: «Россия и Франция в системе международных отношений» (история и французский язык), «Экономическое развитие России в первой четверти 18 века» (история и география), «Решение квадратных уравнений и история культуры России» (история, мировая художественная культура и математика).

При проведении бинарных уроков осуществляется интеграция на двух уровнях: межпредметное и метапредметное обучение (формирование метапредметных понятий и УУД). Происходит формирование умений сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину, формулировать общую проблему, делать выводы. Задания, предлагаемые для обучающихся предполагают необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми они обладают, и стимулируют освоение ими новых способов мыслительной деятельности, на формирование метапредметных умений и навыков. Используются различные приемы представления информации с помощью схемно-знаковых моделей, создаются особые образовательные ситуации, решаются проблемные вопросы.

Наш опыт показывает, что бинарные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ученика. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Обучающиеся решают определенную проблему, возникшую на уроке, с учетом комплексного применения знаний и умений, что способствует постепенному формированию метапредметного результата - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Такое взаимодействие коллег позволяет в полной мере осуществлять процесс преемственности формирования навыков обучающихся, полученных на занятиях различных учебных дисциплин. Бинарные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности. Кроме того, приобретенные метапредметные умения пригодятся обучающимся также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Отметим, что такие учебные занятия мотивируют учащихся на дальнейшую инициативную работу. Проблемы, затронутые на уроках, становятся основой для организации и проведения интегративных межпредметных проектов, учебных исследований гимназистов, результаты которых они успешно представляют на конференциях школьников различного уровня.

Таким образом, осуществляется выход через предметную деятельность на метапредметные результаты и через метапредметную деятельность - на предметное содержание и предметные результаты. Это создаёт условия для успешного освоения всеми учащимися программы, что особенно актуально в условиях обеспечения высокого качества общего образования.

Показателями результативности данной работы служат высокие результаты по итогам ОГЭ и ЕГЭ, ВПР. Также показателями результативности служат данные мониторинга по личностным, метапредметным и предметным результатам на основе карт индивидуального прогресса учащихся системы «РЕГИСТР». Положительной оценкой также служат отзывы и благодарности учеников, выпускников, родителей, наличие последователей, использующих методическую разработку или активно использующих её элементы, высокие результаты участия в профессиональных конкурсах районного, городского и международного уровней.