Сборник лабораторных и практических работ по общей биологии. 11-й класс углубленный уровень

Разделы: Биология

Класс: 11


Практикум составлен, в соответствии с рабочей программой по биологии для учащихся с углубленным изучением биологии к учебнику П.М.Бородина, Л.В.Высоцкой, Г.М.Дымшица. Биология (общая биология), учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений.

СПИСОК ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тема 1. Возникновение эволюционных идей

Практическая работа № 1 «Анализ эволюционных идей»

Практическая работа № 2 «Искусственный отбор и его результаты»

Тема 2. Механизмы эволюции

Практическая работа № 3 «Изучение критериев вида»

Практическая работа № 4 «Выявление приспособленностей к среде обитания»

Лабораторная работа № 1 «Ароморфозы и идиоадаптации»

Практическая работа № 5 «Сравнительно-анатомические доказательства эволюции»

Лабораторная работа № 2 «Доказательства эволюции»

Тема 3. Организмы в экологических системах

Практическая работа № 6 «Экологические адаптации человека»

Лабораторная работа № 3 «Сравнительно-анатомические особенности растений разных мест обитания»

Лабораторная работа № 4 «Описание жизненных форм животных и растений»

Лабораторная работа № 5 «Экологическая ниша»

Тема. История развития эволюционных идей

Практическая работа №1. Тема: «Анализ эволюционных идей»

Цель: изучить формирования эволюционных идей в додарвинский период. Познакомиться с различными течениями додарвинского периода и учеными, внесшими значительный вклад в развитие эволюционных представлений. Рассмотреть значение различных наук в развитие эволюционных взглядов. Установить уровень теоретической биологии додарвинского периода.

Оборудование: цифровые средства обучения, учебник Г.М.Дымшиц «Биология ч. 2» п. 1.

Ход работы

1. Предварительно изучите параграф, лекции.

2. Используя ЦОР и учебник, заполните таблицу. Покажите различия эволюционных идей. Выясните, в чем специфика додарвинского периода. Использование данных по горизонтали ппозволит усвоить суть течения, а по вертикали - проследить развитие идей по различным течениям.

Таблица 1. Додарвиновский период развития эволюционных идей

Ответьте письменно на вопросы.

  1. Эволюционные воззрения К.Ф.Рулье.
  2. Система животных и растений Ламарка. Принцип классификации. Почему систему Ламарка считают естественной?
  3. Движущие силы эволюции по Ламарку.
  4. Ламарк о роли внешней среды в эволюции.
  5. Как Ламарк решал проблему «изменчивости»? Причины изменчивости.
  6. Проблема приспособленности и целесообразности живых организмов. Отношение Ламарка к виду. Почему он отрицал вымирание вида? Докажите с точки зрения генетики несостоятельность законов Ламарка.
  7. Каково значение учения Ламарка? Какие из поставленных проблем Ламарку удалось решить, а какие нет? Почему теория Ламарка не была принята современниками?
  8. Преодолел ли Ламарк креационизм и трансформизм?

Практическая работа №2. Тема: «Искусственный отбор и его результаты»

Цель: установить, что в основе возникновения новых сортов (пород) лежат различные виды, изменчивости, культурные сорта (породы) имеют признаки, необходимые человеку, движущими силами эволюции культурных форм являются наследственная изменчивость и искусственный отбор.

Оборудование: цор, гербарии и рисунки.

Ход работы

1. Рассмотреть рисунок. Найти черты сходства и различия между сортами (породами) одного вида.

2. Сравнить изучаемые сорта (породы) с исходной формой. По каким признакам культурные растения (животные) отличаются от диких предков.

3. Установить ради каких качеств человек выращивает данный сорт (породу).

4. Результаты работы оформить в виде таблицы.

Вид растения или животного

Дикий предок

Культурные сорта (породы)

Органы, подвергшиеся изменениям

Отличия культурных от диких форм

5. Ответить на вопросы.

В чем заключается творческая роль искусственного отбора? Какой отбор Дарвин назвал искусственным? Может ли искусственный отбор иметь негативные последствия? Если да, то, какие именно и почему? Можно ли их избежать?

Тема. Механизмы эволюции.

Практическая работа № 3. «Изучение критериев вида»

Цель: продолжать формирование понятия «вид», «критерии вида»; закреплять умения работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы.

Оборудование: учебник А.В.Теремов, Р.А.Петросова «Биология. Биологические системы и процессы. 11 класс (профильный уровень)» п 12, ЦОР, различные виды комнатных растений, коллекции по многообразию животных.

Ход работы

1. Определить о каком критерии говорится в тексте.

А. Бегемот или гиппопотам. Размеры очень крупные: у взрослых самцов длина тела до 4,5 м, масса до 3,2 тонн (морфологический). Кожа содержит много желез, выделяющий слизистый секрет, защищающий кожу от высыхания на воздухе. Секрет имеет красноватый цвет, поэтому живые звери розоватого цвета (биохимический). Бегемоты днем спят на мелководье или около воды, ночью пасутся на прибрежных лугах, редко удаляясь от воды (экологический). Половозрелость наступает у самцов в 9 лет, у самок - в 7 лет. Период спаривания бывает дважды в год: в феврале и августе. Беременность длится 240 дней, роды происходят в воде (физиологический).

Б. Белка обыкновенная. Голова округлая с большими черными глазами, уши длинные, на концах с кисточками, особенно развитыми зимой. Длина тела 20-28 см, длина хвоста 13-19 см. Мех зимой мягкий и пушистый, летом более жесткий, короткий (морфологический). Белка распространена в лесной зоне Евразии от побережья Атлантики до прибрежных островов Западной Пацифики (Сахалин, северная часть Японских островов) - географический. Характерный обитатель хвойных и широколиственных лесов. Предпочитает сомкнутые высокоствольные, зрелые насаждения смешанного состав: елово-кедрово-лиственничные (экологический). В лиственных лесах обычно живет в дуплах, в хвойных строит из веточек шарообразные гнезда - «гайна», выстилая внутреннюю полость мхом, лубом, лишайниками и сухой растительной ветошью (экологический). Размножение начинается в январе-феврале и заканчивается в июле-августе. За это время самка приносит 2 выводка. Беременность длится 35-40 дней, в выводке от 2-3 до 8-11 бельчат (физиологический). Один из основных промысловых видов.

В. Среднеазиатская кобра. Кобры - очень опасные животные, обладающие сильно действующим ядом нейротоксического действия. Яд кобр угнетает центральную нервную систему и приводит к параличу дыхательного центра (биохимический). Это крупная змея длиной около 2 м, окрашенная в разнообразные цвета - от светло-оливкового до почти черного (морфологический). В Туркмении кобра чаще всего встречается в холмистых предгорьях и широких каменистых межгорных понижениях покрытых травянистой растительностью (экологический). Зимуют они в глубоких норах песчанок на глубине -1,2 м, по 1-2 экземпляра в одном убежище. Зимовка продолжается 140-150 дней (физиологический). Из яда кобры приготовлен препарат «Кобротоксин», применяемый для лечения бронхиальной астмы и некоторых форм рака.

Г. Береза бородавчатая. Стройное дерево высотой до 20 м, с ажурной кроной и поникающими тонкими ветвями. Кора снежно-белая, отслаивающаяся тонкими пластинками (морфологический). Цветет в конце апреля - начале мая; семена созревают в конце августа-сентябре (физиологический). Распространена в России в лесной и лесостепной полосе Европейской части и Западной Сибири (географический). Образует обширные чистые леса, заселяя нарушенные местообитания: лесосеки, пожарища, заброшенные пашни, а также растет в смеси с другими породами, особенно часто с сосной и елью. Береза используется в медицине и парфюмерии, в строительстве.

См. продолжение статьи