Цели и задачи: формировать представление о структуре задачи, умение различать условие и вопрос, развивать математическую речь учащихся, развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД:
Познавательные
|
Коммуникативные |
Регулятивные |
Личностные |
Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, умение совместно договариваться при работе в группе. |
Умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, высказывать свое предположение. |
Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности. |
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, большой орешек из картона, карточки с заданиями для работы в группах, конверты с геометрическими фигурами на каждую парту, картинки с полным орешком и с разбитым на каждого учащегося.
1. Оргмомент
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали,
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго.
Проучились мы немного.
2. Математическая разминка
- Отгадайте, кто к вам пришел.
Серая шубка, мех серебристый, очень красивая, хвостик пушистый. В дупле она живет и орешки все грызет. А от вас летит как стрелка. Ну, конечно, это….. (Белка)
(На ИД появляется изображение белочки)
- Умная белочка принесла вам орешек. Орешек непростой. Это орешек знаний. Чтобы «достать» знания из орешка нужно его расколоть, а чтобы расколоть - нужно выполнить все задания.
- Ребята, ответьте. Для чего вам нужны знания? (Ответы детей)
- Доставайте из орешка первое задание. (Появляется большой орешек из картона, в котором спрятаны задания).
1. Гимнастика ума.
- На интерактивной доске волшебный сундучок и выражения. Если выражения «положить» в волшебный сундучок, то вы увидите правильный ответ. Читаем выражения, называя компоненты действий, ответы показываем на числовых веерах. Проверяем ответы, перетянув выражения в волшебный сундучок.
Выражения:
- 8+2= ,
- 3+3= ,
- 5+3= ,
- 6-4= ,
- 7-3= ,
- 9-9= .
- Расположите ответы в порядке возрастания. Найдите закономерность. Продолжите ее.
3. Формулировка темы урока
- Послушайте два рассказа от белочки. Определите, какой можно поместить в учебник математики, а какой в учебник окружающего мира?
1. Мишутка нашел 6 грибочков, а белочка 1грибочек. Сколько всего грибов набрали звери?
2. Мишутка нашел 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка - звери, потому что их тело покрыто шерстью. (Ответы детей)
- Почему первый рассказ мы можем поместить в учебник математики? (Это задача)
- Кто же догадался, над чем мы будем сегодня работать? (Над задачей)
- Вспомните из предыдущих уроков, что такое задача? Назовите составные части задачи. (Условие и вопрос)
(На доске появляются термины «условие», «вопрос»).
- Что такое условие? Что такое вопрос задачи? (Ответы детей)
4. Понимание особенностей задачи
- Доставайте из орешка второе задание.
«Определить, где задача»
1. Под крышей 4 ножки ,а на крыше суп да ложки. Что это? (Это загадка, в загадке нужно догадаться, а в задаче выполнить действие)
2.
У стола 4 ножки,
По две с каждой стороны.
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.
Что это? Задача? (Стихотворение)
3. Мальчик положил в коробку зеленые и красные карандаши. Сколько карандашей мальчик положил в коробку?
- А это задача? (Нет. Нельзя ответить на вопрос, потому что не хватает данных)
- Измените рассказ так, чтобы получилась задача.
5. Моделирование задач
- Сейчас будем работать в группах, на которые мы заранее разделились. Вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)
- Ребята, вы будете моделировать задачи. Где в жизни вы слышали слово «моделировать». (Ответы детей)
- Вам нужно будет из предполагаемых условий выбрать то, что действительно является условием задачи. А из предлагаемых вопросов тот вопрос, который действительно подходит к выбранному условию.
- Составим план нашей работы.
(С помощью учителя составляют план работы, на доске фиксируется план.)
1. Прочитать.
2. Обсудить.
3. Составить задачу.
4. Доказать, что это задача.
- Каждая группа получает задание.
1 группа
Было 5 яблок, во второй 3 груши.
|
*Сколько фруктов росло на березе?
|
2 группа
* Света нашла подберезовики, а Оля лисички.
|
*Сколько грибов нашла Оля?
|
3 группа
*На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду.
|
*Сколько лягушек прыгнуло в воду?
|
4 группа
*У Ани было несколько конфет. Две она съела.
|
*Сколько конфет было у Ани?
|
- Приступайте к работе. (По истечении времени выслушиваются ответы каждой группы, подводится итог.)
- Молодцы, вы замечательно поработали в группах, а сейчас даю вам задачу, которую будете решать в парах. Ответ моделируйте с помощью геометрических фигур.
(На каждой парте конверт с кружками)
Задача: Во дворе гуляли курица и собака. Сколько всего во дворе было ног? Сосчитайте. К обеду подоспел еще один гость - удав. Сколько теперь стало ног во дворе? (Дети дают ответ и его обосновывают)
6. Итог, рефлексия, самооценка
- Ребята, наш урок подошел к концу. Разбили ли мы орешек знаний? Получили ли определенную порцию знаний на уроке?
- Тот, кто считает, что на уроке ему было все понятно и не было затруднений, поднимает картинку с разбитым орешком. А кто считает, что у него не все пока получилось, испытывал трудности, поднимает неразбитый орешек.
(Выясняется причина затруднений тех детей, которые подняли целый орешек)
- Всем большое спасибо за хорошую работу. Урок окончен.