Методическая разработка урока математики по теме " Моделирование задач". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Цели и задачи: формировать представление о структуре задачи, умение различать условие и вопрос, развивать математическую речь учащихся, развивать произвольное внимание, наглядно-образное мышление. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой работе.

Формировать УУД:

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, умение совместно договариваться при работе в группе.

Умение определять и формулировать тему урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, высказывать свое предположение.

Способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, большой орешек из картона, карточки с заданиями для работы в группах, конверты с геометрическими фигурами на каждую парту, картинки с полным орешком и с разбитым на каждого учащегося.

1. Оргмомент

Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали,
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго.
Проучились мы немного.

2. Математическая разминка

- Отгадайте, кто к вам пришел.

Серая шубка, мех серебристый, очень красивая, хвостик пушистый. В дупле она живет и орешки все грызет. А от вас летит как стрелка. Ну, конечно, это….. (Белка)

(На ИД появляется изображение белочки)

- Умная белочка принесла вам орешек. Орешек непростой. Это орешек знаний. Чтобы «достать» знания из орешка нужно его расколоть, а чтобы расколоть - нужно выполнить все задания.

- Ребята, ответьте. Для чего вам нужны знания? (Ответы детей)

- Доставайте из орешка первое задание. (Появляется большой орешек из картона, в котором спрятаны задания).

1. Гимнастика ума.

- На интерактивной доске волшебный сундучок и выражения. Если выражения «положить» в волшебный сундучок, то вы увидите правильный ответ. Читаем выражения, называя компоненты действий, ответы показываем на числовых веерах. Проверяем ответы, перетянув выражения в волшебный сундучок.

Выражения:

  • 8+2= ,
  • 3+3= ,
  • 5+3= ,
  • 6-4= ,
  • 7-3= ,
  • 9-9= .

- Расположите ответы в порядке возрастания. Найдите закономерность. Продолжите ее.

3. Формулировка темы урока

- Послушайте два рассказа от белочки. Определите, какой можно поместить в учебник математики, а какой в учебник окружающего мира?

1. Мишутка нашел 6 грибочков, а белочка 1грибочек. Сколько всего грибов набрали звери?

2. Мишутка нашел 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка - звери, потому что их тело покрыто шерстью. (Ответы детей)

- Почему первый рассказ мы можем поместить в учебник математики? (Это задача)

- Кто же догадался, над чем мы будем сегодня работать? (Над задачей)

- Вспомните из предыдущих уроков, что такое задача? Назовите составные части задачи. (Условие и вопрос)

(На доске появляются термины «условие», «вопрос»).

- Что такое условие? Что такое вопрос задачи? (Ответы детей)

4. Понимание особенностей задачи

- Доставайте из орешка второе задание.

«Определить, где задача»

1. Под крышей 4 ножки ,а на крыше суп да ложки. Что это? (Это загадка, в загадке нужно догадаться, а в задаче выполнить действие)

2.

У стола 4 ножки,
По две с каждой стороны.
Но сапожки и калошки
Этим ножкам не нужны.

Что это? Задача? (Стихотворение)

3. Мальчик положил в коробку зеленые и красные карандаши. Сколько карандашей мальчик положил в коробку?

- А это задача? (Нет. Нельзя ответить на вопрос, потому что не хватает данных)

- Измените рассказ так, чтобы получилась задача.

5. Моделирование задач

- Сейчас будем работать в группах, на которые мы заранее разделились. Вспомним правила работы в группе. (Ответы детей)

- Ребята, вы будете моделировать задачи. Где в жизни вы слышали слово «моделировать». (Ответы детей)

- Вам нужно будет из предполагаемых условий выбрать то, что действительно является условием задачи. А из предлагаемых вопросов тот вопрос, который действительно подходит к выбранному условию.

- Составим план нашей работы.

(С помощью учителя составляют план работы, на доске фиксируется план.)

1. Прочитать.

2. Обсудить.

3. Составить задачу.

4. Доказать, что это задача.

- Каждая группа получает задание.

1 группа

Было 5 яблок, во второй 3 груши.
*В первой тарелке лежали яблоки, во второй груши.
*На первой ветке березы росли 5 яблок, а на второй 3.

*Сколько фруктов росло на березе?
* Сколько фруктов лежало на тарелке?
*Какие фрукты лежали на тарелке?

2 группа

* Света нашла подберезовики, а Оля лисички.
*Света нашла 6 подберезовиков, а Оля 3 лисички.
*Света и Оля пошли в лес. Они нашли 9 грибов.

*Сколько грибов нашла Оля?
*Сколько грибов нашла света?
*На сколько грибов меньше нашла Оля

3 группа

*На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду.
*На кочке сидели зеленые лягушки. Одна прыгнула в воду.
*На дереве сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду.

*Сколько лягушек прыгнуло в воду?
*Сколько лягушек осталось на кочке?
*Сколько лягушек было на кочке?

4 группа

*У Ани было несколько конфет. Две она съела.
У Ани было 8 конфет. Две она съела.
*У Ани были шоколадные конфеты и карамельки.

*Сколько конфет было у Ани?
* Сколько конфет съела Аня ?
*Сколько конфет осталось у Ани?

- Приступайте к работе. (По истечении времени выслушиваются ответы каждой группы, подводится итог.)

- Молодцы, вы замечательно поработали в группах, а сейчас даю вам задачу, которую будете решать в парах. Ответ моделируйте с помощью геометрических фигур.

(На каждой парте конверт с кружками)

Задача: Во дворе гуляли курица и собака. Сколько всего во дворе было ног? Сосчитайте. К обеду подоспел еще один гость - удав. Сколько теперь стало ног во дворе? (Дети дают ответ и его обосновывают)

6. Итог, рефлексия, самооценка

- Ребята, наш урок подошел к концу. Разбили ли мы орешек знаний? Получили ли определенную порцию знаний на уроке?

- Тот, кто считает, что на уроке ему было все понятно и не было затруднений, поднимает картинку с разбитым орешком. А кто считает, что у него не все пока получилось, испытывал трудности, поднимает неразбитый орешек.

(Выясняется причина затруднений тех детей, которые подняли целый орешек)

- Всем большое спасибо за хорошую работу. Урок окончен.