А.С.Пушкин и Кавказ. Кем является поэт – гений для этого непростого края?

Разделы: Краеведение

Класс: 11

Ключевые слова: А.С.Пушкин


Автор работы:
Гурциева Э.О.

Научный руководитель:
Алдатова Ф.Б.,
учитель русского языка и литературы

Введение

Сегодня трудно подсчитать все темы исследования жизни и творчества А.С.Пушкина. Меня привлекла и заинтересовала тема «Пушкин и Кавказ». В этой области неплохо потрудились наши поэты, прозаики и краеведы.

Я считаю, что она интересна, во-первых, тем, что недостаточно исследована с точки зрения оставшихся на страницах произведений поэта примет обычаев и традиций кавказских народов, во-вторых, тем, что, нам, живущим в Северной Осетии, необходимо знать всё, связанное с пребыванием великого поэта на Кавказе. Решила выяснить, как в произведениях поэта трактуется образ моей родной Земли, моего родного города.

Цели работы:

  • на примере жизни и творчества А.С.Пушкина показать, как формировалось творческое мастерство великого поэта и писателя под влиянием Кавказа;
  • исследовать кавказский период в его творениях, акцентируя внимание на то, почему великий поэт находил здесь приют;
  • показать актуальность и современность данной темы.

Предмет исследования.

Сопричастность А.С.Пушкина к отдельному уголку России, к людям, живущим на Кавказе.

Задачи.

  • Выявить, где именно на Кавказе побывал великий гений и с какой целью приезжал.
  • Очертить круг лиц, живущих на Кавказе и поддерживающих связь с А.С.Пушкиным, каково было влияние на них.

Основная часть

1. Предисловие

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщут бор
И блещут средь волнистой мглы вершины гор.
А.С.Пушкин

Одним из первых, кто затронул тему Кавказа - великий поэт А.С.Пушкин. Впервые он побывал здесь, воспользовавшись приглашением семьи Раевских, летом 1820 года. Всё это время Пушкин и Раевские находились на территории Кавказских Минеральных Вод, посетив для лечения начинавшие уже тогда входить в моду курорты: Пятигорск, Кисловодск, Железноводск. Молодой поэт показал себя страстным путешественником, взойдя на вершины Бештау, Мамука, Железной, Каменной и Змеиной. О своих чувствах писал брату: «Два месяца я жил на Кавказе. Воды мне чрезвычайно помогли. Жалей, мой друг, что ты со мной не видел великолепную цепь этих гор, ледяные их вершины, которые кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными».

Биограф А.С.Пушкина Бартнев писал: «Эти поездки, эта жизнь вольная, заманчивая и совсем не похожая на прежнюю, эта новость и нечаянность впечатлений, жизнь в кибитках и в палатках, разнообразные прогулки, ночи под открытым южным небом, и кругом причудливые картины гор, новые нравы, невиданные племена, аулы, сакли и верблюды, дикая вольность горцев, а в нескольких часах пути упорная, жестокая война, - всё это должно было чрезвычайно нравиться молодому Пушкину».

В середине мая и в августе поэт находился на территории Северной Осетии и оставил о своём посещении немало прекрасных строк в «Путешествии в Арзрум». Русский гений ввёл Кавказ и кавказских горцев в мировой культурный процесс. Как отметил великий учёный XX века Васо Абаев: «Без Пушкина, Лермонтова и без Некрасова Коста Хетагуров был бы невозможен».

Хорошо известно, что каждое культурное событие, как правило, возникает при наличии духовного и культурного потенциала в обществе. К девяностым годам XX столетия во Владикавказе сформировался значительный слой интеллигенции: врачи, учителя, юристы. В это время усилиями Коста Хетагурова и молодого юриста Гаппо Баева, вскоре ставшего городским головой началось формирование осетинской интеллигенций.

Когда в 1899 году Россия торжественно отмечала столетие со дня рождения А.С.Пушкина, многонациональная владикавказская интеллигенция приняла активное участие в этом событии.

В 1949 году к стопятидесятилетнему юбилею поэта, Пушкинский сквер получил новое оформление. ПРАВИТЕЛЬСТВО СОАССР и обком КПСС решили.

Тема «Пушкин и Владикавказ» всегда находилась в центре внимания учёных, художников, журналистов и книголюбов.

Особо торжественно столица Республики Северная Осетия Алания отметила 200-летний юбилей А.С.Пушкина. И ещё один вклад внесли пушкинисты в пропаганду творческого наследия великого поэта многонациональной России.

Среди известных достижений, наград, званий Владикавказ занимает особо почётное положение на литературной карте русской национальной культуры - является Пушкинским городом России.

Три дня на Капкае

«Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая ...», писал поэт в «Путешествии в Арзрум...» А в дневник сделал пометку «Капкой».

Почему поэт назвал Владикавказ Капкаем или Капкоем, остается до сих пор загадкой. В документах военных канцелярий и литературе порой появлялось это таинственное слово. Сообщалось, что его называли капкайским постом по имени расположенного близ него осетинского аула Капкай, но аула с таким названием никогда не существовало не только у Владикавказа, но и на всей территории Северного Кавказа. В одном из последних собраний сочинений А.С.Пушкина автор примечаний сделал вывод, что «Кап-Кой - старое осетинское название Владикавказа». По поводу попыток объяснить происхождение подобного географического термина недоумевали даже современники поэта. Известный журналист Д.Е.Зубарев, познакомившись с очерком Пушкина «Военная Грузинская дорога», писал на страницах «Тифлисских ведомостей» В одном из номеров «Литературной газеты» напечатано было, что Владикавказ есть древний Капкай.

20 мая утром Пушкин увидел, как впоследствии записал: « Первое замечательное место... Крепость Минарет». Безусловно, внимание поэта привлекли не сооружения военного поста - рва, земляного бруствера с невысокими домиками под камышовыми крышами, а внезапно открывшаяся панорама Кавказских гор и живописная долина, которая ныне в обиходе называется Эльхотовскими воротами, а в топонимии - Арджынараг.

В «Путешествии в Арзрум» даётся прекрасное описание долины и исторических достопримечательностей курганов, придорожных памятников, установленных на месте захоронения черкесских наездников. Особое внимание поэт уделил лёгкому одинокому минарету, разрозненному аулу, называемому Татартубом. Поэт не знал, что минарет чудом сохранился после разрушения главной мечети Верхнего Джулатаво во время сражения между армиями золотоордынского хана Тохтамыша и среднеазиатского властителя Тимура-Тамерлана, но почувствовал его особое значение для истории Кавказа. И, хотя он не упоминает о Татартубе как о священном месте для здешних народов, где могли найти кров даже разбойники и кровники, но можно утверждать, что поэт владел этой информацией, которая впоследствии нашла художественное описание в его второй кавказской поэме «Тазит».

К сожалению, уже в то время Татартупский минарет стал пользоваться среди проезжающих славой туристской достопримечательности, которую необходимо посетить и взобраться по лесенке на верхнюю площадку, что и сделал Пушкин в компании со своим спутником В.А.Мусиным-Пущиным.

Уже в начале 19 века отдельные путешественники, переполненные эмоциями от кавказской экзотики, пытались запечатлеть рядом свои имена. В кавказских записках поэт отозвался с сарказмом о «неизвестных нацарапанных на картинах «словолюбивыми путешественниками», а в черновике признался, что Мусин-Пущин оставил на кирпичах имя своей жены - петербургской красавицы Эмили-Шернваль.

Из объёма собранной поэтом информации и возможности совершить прогулку можно предположить, что оказия находилась в укреплении «Минарет» несколько часов и только после полудня направилась по дороге на юго-запад в сторону следующего военного укрепления - Ардонского, куда и прибыла к вечеру.

Какой аул посетил поэт

Еще одним событием было ознаменовано пребывание поэта во Владикавказской крепости. Он посетил горский аул и зафиксировал в дневнике: «Мы достигли Владикавказа, прежнего Капкая, преддверия гор. Он окружён осетинскими аулами. Я посетил один из них...»

До сих пор точно не известно, в каком ауле побывал поэт. А между тем данный вопрос представлял немалый интерес, ибо впервые с бытом горцев во время своего второго кавказского путешествия Пушкин познакомился в одном из аулов под Владикавказом. Здесь поэт увидел один из обрядов горцев, а потом использовал свои наблюдения в незаконченной поэме «Тазит». Вот что писал об этом сам Пушкин: «Я посетил один из них и попал на похороны. Около сакли толпился народ. На дворе стояла арба, запряжённая двумя волами. Родственники и друзья умершего съезжались со всех сторон и громким плачем шли в саклю, ударяя себя кулаками в лоб. Женщины стояли смирно. Мертвеца вынесли на бурке, положили на арбу. Один из гостей взял ружьё покойника, сдул с полки порох и положил его подле тела. Волы тронулись. Гости поехали следом. Тело должно было похоронено в горах. К сожалению, никто не мог объяснить мне сих обрядов».

Наиболее полные впечатления о жизни осетин Пушкин получил в ауле под Владикавказом. Даже беглое знакомство с записями А.С. Пушкина удивляет, как многое он успел посмотреть в этот день. С утра поэт продолжил записи в дневнике, завершил обработку стихотворения «Калмычке», первого созданного за время путешествия. Весёлое, с глубокими мыслями, сравнениями светской дамы с простой женщиной из народа, стихотворение «Калмычке» открыло кавказский поэтический цикл поэта. Поэма «Тазит» задумана в результате посещения Татартупского минарета и осетинского аула. Во второй половине дня у Пушкина произошла встреча с женой и дочерью «заключённого осетинца», которые несли ему обед. Он восхищался их достойным и скромным поведением, заявив, что «женщины их прекрасны».

Вечером, 22 мая, как утверждает современник поэта Н. Б. Потокский, комендант крепости, полковник Скворцов и местное офицерское общество устроили в честь Пушкина торжественный приём, во время которого он беседовал с офицерами и даже начеркал мелом на двери стихи, посвящённые гостеприимному хозяину.

«Не черкес, не узбек
Седовласый Казбек
Генерал Скворцов
Угостил молодцов...»

Этим он так растрогал старого кавказского служаку, что тот даже произнёс, мол, готов сделать для своего именитого гостя всё, даже если придётся нарушить устав.

Пушкин на осетинской слободке

Осетинская слободка в прошлое время выглядело как обычное поселение горцев, спустившихся на равнину. Деревянные, а большей частью турлучные домики, то есть со сте­нами из плетня, обмазанного глиной с навозом, у наиболее зажиточных - скотные дворы и огороды, которые осетины научились разводить у русских солдат. За проживание под защитой крепости военная администрация обязывала осетин участвовать в её охране, привлекала к дорожным повинностям и заготовке сена, правда, расплачиваясь за труд деньгами. Селились обычно у крепости люди решительные и смелые. Нелегко было уйти от родного очага в неизвестность. Рассуждали примерно так: сегодня русские войска стоят во Владикавказе, а если завтра уйдут, что тогда? Ведь однажды уже случилось такое, что редуты были срыты, казармы оставлены, а гарнизон на целых десять лет ушёл в Моздок. Но безземелье, самоуправство сильных фамилий, кровная месть, вынуждали осетин спускаться с гор на беспокойную равнину. Утром 22 мая А.С.Пушкин побывал в осетинской слободке, где наблюдал не только обряд похорон, но и впервые за время своего пребывания на Кавказе имел возможность увидеть жизнь и быт горцев. Для историков поэт оставил этнографические и географические детали осетинского похоронного обряда первой четверти 20 века, а поклонникам своего поэтического таланта подарил вторую кавказскую поэму, найденную Жуковским в бумагах после гибели.

23 мая оказия, оставив тяжёлую пушку в крепости, переправилась через Терек и направилась по левому берегуотметил поэт в дневнике. Путь пролегал по Балтинской и Терской долинам, мимо осетинских селений Балта, Чми. За аулом Чми солдат попросил не отставать от оказии, так как в этом узком месте «осетинские разбойники» стреляют через Терек в путешественников. Но поэт, поражённый дикими картинами кавказской природы, весь путь до ночной стоянки на военном посту Ларс прошёл пешим. После коротких остановок на Балтинском, Чмийском постах оказия останавливалась на ночлег на военном посту Ларс, где для нижних чинов построили казармы, а для господ офицеров и чиновников - несколько домов для проезжающих.

Пребывание в Ларсе запомнилось поэту двумя Приятными событиями: в доме для проезжих он нашёл рукописный список своей поэмы «Кавказский пленник» и «перечёл его с большим удовольствием».

Затем остановка на Дарьялском посту, осмотр развалин средневековой крепости, позже получившей название «Замка царицы Тамары». Заметки по этому поводу в дневнике. Вид Дарьяла - мрачный, со скалами, будто цепляющимися своими вершинами, очаровал поэта. Уже в Петербурге он закажет художнику Никанору Чернецову картину, которую повесит на стену своего кабинета.

В Дарьялском ущелье родилось ещё три стихотворения, которые обычно считают незавершёнными отрывками: «Меж горных стен несётся Терек», «Страшно и скучно», «И вот ущелье мрачных скал». В них много личного, объясняющего настроение поэта и много интересных географических наблюдении. Он впервые даёт научное описание одному из живописнейших мест Кавказа. В дальнейшем Пушкин предпочёл переехать перевал верхом на лошади вместе с военным инженером Огаревым, который стал для него гидом, объяснив всё, что интересовало его любознательного спутника: крест, установленный на перевале, снежные обвалы, окрестные вершины.

Впечатление от пребывания на Крестовом перевале легли в основу двух замечательных стихотворений «Кавказ», «На холмах Грузии»...

На следующий день, 26 мая, в Квишете Пушкин встретил своё тридцатилетие.

Второе кавказское путешествие длилось почти пять месяцев. И одним из самых значительных событий этого "путешествия явилось пребывание во Владикавказе и его окрестностях.

Заключения и выводы

Изучив литературу по теме исследования, решив поставленные в работе задачи, приходим к следующим выводам:

  1. Связь А.С.Пушкина с Кавказом очевидна.
  2. Тема Кавказа отражена во многих произведениях великого писателя.
  3. Творчество А.С.Пушкина оказало заметное влияние на развитие родной литературы. Его произведения были эталоном, образцом для начинающих осетинских поэтов, подражание А.С.Пушкину - знак признания его гениальности.

Он один только певец Кавказа, влюблён в него всею душой и чувствами, он проникнут и напитан его чудными окрестностями и северным небом.

В своё время В.Г.Белинский отмечал, что Кавказ сделается «Заветной страной воли и неисчерпаемой поэзией» с лёгкой руки А.С.Пушкина.

Приложение

Список используемой литературы

  1. Новиков И.А. Пушкин в изгнании М. «Просвещение», 1998г.
  2. Пущин И.И. «Записки о Пушкине». Детская литература, 1984г.
  3. Писатели и поэты 19-20 века, которые побывали на Кавказе.
  4. Гетоева - Миндзаева Л.К.,Кусов Г.И., «А.С.Пушкин и Владикавказ».
  5. Произведения А.С.Пушкина.
  6. А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в девяти томах. Л. 1978г.