Здоровье человека - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Оно определяет состояние и благополучие государства в целом. Потенциал здоровья закладывается в генофонде человека и передается по наследству, но полнота реализации этого потенциала - дело рук самого человека, так как зависит не только от природной, но и социальной среды обитания (А.Г.Швецов).
Актуальность выбора данной темы заключается в том, что здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. На сегодняшний день здоровье дошкольников - вопрос, который волнует не только родителей, но и государство. В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. По данным НИИ педиатрии РАМН в настоящее время 14% детей практически здоровы; 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Хорошо известно, что лучшим средством укрепления физического здоровья является закаливание. Проблема закаливания давно являлась предметом специального изучения физиологов, медиков, педагогов. Медицинский аспект этого феномена представлен в работах Н.М.Амосова, В.В.Воронцова, Ю.Ф.Змановского, Н.Б.Коростелева, И.П.Павлова. С педагогической точки зрения это явление характеризуется П.Ф.Каптеревы, Я.Корчаком, П.Ф.Лесгафтом, А.С.Макаренко, Б. и JI.Никитиными, Н.И.Пироговым, Ж.Ж.Руссо, В.Н.Сорока и др. Именно здесь мы находим интересные сведения о назначении, сущности, приёмах и методах закаливания человека.
Закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закаливать довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.
Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.
Важно отметить, что проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Как уже упоминалось выше, воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок, по какой - либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание[2].
Чаще всего применяются следующие формы:
- закаливание солнцем - осуществляется на контрасте температур. В такие моменты воспитанники ДОУ принимают солнечные ванны, а затем отдыхают в тени;
- закаливание воздухом - самая распространённая форма проведения процедуры. Воспитатели проводят следующие мероприятия: отправляются с детьми на прогулку в независимости от погодных условий, времени года. Кроме того, проводятся воздушные ванны, хождение босиком в помещении;
- закаливание водой - еще один эффективный вариант. Воспитатель формирует у детей привычку проводить умывания, влажные обтирания и частое полоскание горла.
Следует отметить, что все описанные выше процедуры по закаливанию в детском саду следует начинать летом. Стартуют постепенно, медленно снижая температуру и увеличивая длительность каждой процедуры. Комплексы закаливания в детском саду всегда находятся под контролем медицинского работника. За три летних месяца детский организм привыкает к прохладе и контрасту, и к осени сопротивляемость детей вирусным инфекциям становится значительно выше.
Ю.Ф.Змановский делит методы закаливания на 2 группы: традиционные и нетрадиционные. Традиционные методы основаны на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагают постепенную адаптацию к холоду. К ним он относит методы закаливания воздухом, солнечные ванны, методы водного закаливания (общие и местные). Нетрадиционные методы, основаны на контрасте температур. С помощью контрастного закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, создаются условия для повышения сопротивляемости организма.
К традиционным методам закаливания
1. Водные процедуры
Наиболее щадящим видом водного закаливания является обтирание влажным полотенцем рук, ног, а затем и всего тела ребенка. Еще один эффективный для оздоровления способ - обливание водой. Начинают его с обливания ног с постепенным снижением температуры. После физкультурных занятий проводятся аппликации водой - похлопывание ладошкой рук, груди, спины друга. Не обтираясь полотенцем, дети выполняют музыкально-ритмические, танцевальные упражнения под музыку, затем одеваются.
Хорошо, если в детском саду есть бассейн. Общеизвестно, насколько полезны занятия плаванием. Это не только закаливающая процедура, но и улучшение физических навыков (укрепление мышц тела, развитие ловкости, быстроты реакции).
Снижает риск простудных заболеваний и еще один способ водного закаливания - полоскание горла кипяченой водой. До утренней гимнастики проводится - полоскание горла кипяченой водой. Это является весьма эффективным средством для закаливания носоглотки: предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов.
2. Воздушные процедуры
В зависимости от температуры воздуха различают: теплые - от 20 и выше, прохладные - 16-19 и холодные ванны - 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинать закаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться - ходить или выполнять гимнастические упражнения. Через 10-12 дней после начала закаливания можно начинать хождение по полу босиком, затем присоединяются водные процедуры (обтирания, обливания, душ и т.д.).
3. Солнечные ванны
Солнце способствует выработке в организме полезного для роста витамина D, поэтому в летний период необходимо использовать максимум возможностей получить порцию ультрафиолета. Загорать без ограничений не рекомендуется даже взрослым, не говоря уже о детях. Поэтому солнечные ванны, которые ребенок получает в детском саду, строго ограничены по времени.
Нетрадиционные методики закаливания
1. Метод контрастного воздушного закаливания. В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки и, лежа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц. Затем по команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в специально оборудованный спортивный зал (теплый) со спортивными снарядами, применяемыми для развития и укрепления свода стоп, затем перебегают в «холодный» музыкальный зал.
2. Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания, который является ещё и хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.
Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют, рекомендуется первоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком. Следующий этап - хождение босиком по земляному грунту во дворе, в саду, на улице в течение лета.
Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли (Ю.Ф.Змановский)[20].
3. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37°. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры.
4. Метод солевого закаливания. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2-х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Существуют ещё интенсивные (нетрадиционные) методы закаливания: предполагает использование значительного контраста температур. Для проведения таких мероприятий требуются ледяная вода, снег или морозный воздух.
Оздоровительное упражнение «Льдинка», разработанное М.И.Кузнецовой «Льдинка». Упражнение проводится непосредственно перед сном, когда дети лежат уже в своих кроватках. Кусочек льда и оборачиваем в тряпочку, далее круговыми движениями вращать по ступне ребёнка, по часовой стрелке. Начинать постепенно с трёх-четырёх вращений и доводить до десяти.
По мнению Е.П.Ильина наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека.
Достоинствам средств закаливания являются их доступность ими можно воспользоваться в любое время года, и они не требуют особых затрат. Улучшение общего самочувствия и аппетита, спокойный сон, повышенный эмоциональный тонус, ровное настроение, высокая умственная и физическая работоспособность, отсутствие простудных заболеваний, повышенный интерес к жизни - таковы показатели эффективности закаливающих процедур считает В.В.Марков.
Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их (Н.И. Пирогов).
Список литературы
- Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребёнка [Текст] / В. Г. Алямовская // дошкольное воспитание. - 2013. - №11. - 87 с.
- Анохина, И.А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье: практическое пособие [Текст] / И.А.Анохина. - М.: АРКТИ, 2010. - 56 с.
- Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф.Змановский. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.
- Праздников, В.П. Закаливание детей дошкольного возраста [Текст] / В.П.Праздников - М.: Кворум, 2012. - 282 с.