Умение вступать в контакты с другими людьми, правильно и грамотно произносить слова, устанавливать взаимоотношения с окружающими во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Речевые умения - одни из ключевых умений дошкольников, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Речь является базовой для других видов деятельности, сопровождает их и одновременно служит условием успешной социализации.
На сегодняшний день педагогика превращается из дидактической в развивающую, в связи с чем, использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания дошкольников становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Главные принципы воспитания и обучения по-прежнему остаются развитие, творчество и игра. Развитие ребенка - это активный процесс самосознания, деятельного творения ребенком собственной личности, а взрослые, в том числе педагоги, являются связными узлами взаимодействия и сотрудничества.
ФГОС ДОО нацеливает на достижение цели овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Одной из задач реализации данной цели является развитие свободного общения со взрослыми и детьми, требующей развития специфических коммуникативных умений. Основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи - средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью. Одновременно с этим подчеркивается необходимость использования в работе с детьми новых, инновационных методов из развития и обучения. Поскольку игра обладает огромным потенциалом развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста необходимо должное внимание уделять данному методу. Через игру ребенок постигает особенности отношений, взаимодействий, структуру и механизмы действия окружающего мира.
Особенно интересной в данном случае является такая разновидность игры как театральная игра. Вопросами использования и применения театрально-игровой деятельности в работе с дошкольниками занимались такие авторы как А.С.Выготский, В.Я.Воронова, Л.Б.Фесюкова, Т.Г.Казакова, О.Радынова, М.И.Лисина и многие другие.
Для реализации коррекционной работы в логопедической группе мною спланирована и разработана программа театрально-игровой деятельности по следующим темам:
- Инсценирование русской народной сказки «Колобок»
- Праздник красок, целью которого выступает развить у дошкольников интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.
- Приключение в осеннем лесу - тема занятий в дошкольном учебном учреждении в октябре.
- Инсценировка по мотивам басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»
- Праздник урожая, включающий организованную в детском саду ярмарку мастеров, конкурс стихов и постановку кукольного театра «Курочка Ряба»
- 6.Занятие, посвященное Дню рождению детского сада, - «Как у наших у ворот»
- Театрализованное представление «Оранжевая сказка»
- Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»
- Вечер развлечений «Книга дружит с детворой», инсценировка любимых сказок дошкольников, викторина по сказкам
- Театрализованная кукольная постановка «Кисонька-мурысонька»
- Театрализованная инсценировка украинской сказки «Рукавичка», целью которой выступает развитие у дошкольников интереса к устному творчеству разных народов
- Театрализованная кукольная инсценировка по сказке В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»
- Инсценировка произведения К.Чуковского «Путаница»
- Театрализованная инсценировка сказки «У телефона»
- Театрализованная кукольная инсценировка «Заяц-хвастун» по мотивам русской сказки, целью которой выступает развитие у дошкольников интереса к народному творчеству разных народов
- Кукольная инсценировка сказки С.Я.Маршака «Кто колечко найдет»
- Театрализованная инсценировка, составленная по мотивам сказки М.Горького «Воробьишка».
Реализуя театральные постановки в группе, дошкольники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность действий, развивать свою речь. Театрализованная игровая деятельность позволяет создать необходимые условия для того, чтобы ребенок мог выражать свои мысли и чувства самостоятельно, при этом не опасаясь быть осужденным или непонятым окружающими сверстниками и взрослыми.
Работа осуществляется с использованием следующих методов театральной игровой деятельности:
- чтение воспитателя литературных и художественных произведений вслух по книге или наизусть по памяти. Благодаря данному приему педагог передает все мысли и чувства писателя, оттенки его эмоций, воздействуя при этом на ум и чувства слушающих. При этом большая часть произведений читается по книге;
- рассказывание воспитателя, выражающееся в свободной передаче текста автора. Данный прием создает большие возможности привлечения детского внимания;
- инсценирование, подразумевающий под собой средство вторичного ознакомления с литературным произведением - сказкой, рассказом, басней;
- заучивание наизусть самим дошкольником, при этом под этим методом подразумевается и рассказывание и чтение. Выбор зависит от самого произведения и возраста участников.
Использование театрализованной игры в коррекционной работе делает ее наиболее разнообразной, интересной, поддерживает энтузиазм к логопедическим занятиям, помогает более качественно подготовить ребят к школе. Логопеду следует более обширно применять игры в логопедической работе, при этом не нужно ещё забывать об их физическом, умственном, нравственном и эстетическом значении в обучении детей.
Театрализованная игра используется самыми разными возрастными группами. Метод театрализованной игры применяется довольно часто и в различных видах психологических, педагогических и логопедических работ. Однако это весьма трудоемко и требует больших эмоциональных, физических и временных затрат, если конечно речь идет о полноценной театрализованной постановке. При всем том данные затраты дают ощутимый положительный результат, оказывают действенное влияние на развитие личности. А коммуникативные взаимодействия, возникнувшие в процессе игры, переходят в действительность.
Список использованной литературы
- Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О.Акулова // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 24-26.
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
- Климова, Т.А., Косинец Е.И., Никитина. Театральная педагогика [Текст] / Т.А.Климова // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 34- 39.
- Любинский, И.Л. Театр для детей [Текст] / И.Л.Любинский. - М.: Детская литература. - С.45-53.
- Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2015. - N 9. - с. 49-55.
- Никитина, А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования [Текст] / А.Б.Никитина // Учительская газета Москва. - 2012. -11 дек. - 2012. - №. 50.
- Поляк, Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок / Л.Я.Поляк - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.
- Соловьева, И.А. Приемы театральной педагогики в обучении общению [Текст] / И.А.Соловьева // Молодой ученый. - 2016. - №16. - С. 382-384. - URL https://moluch.ru/archive/120/33242/
- Урсин, Н.П. Детский театр [Текст] / Н.П.Урсин. - СПб.: Питер, 2015. - 78 с.
- Харитонова, А.А. Формирование театральной культуры у старших дошкольников [Текст] /А.А.Харитонова //Начальная школа плюс до и после. - 2011. -№3. - С.73-80.