Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с ЗПР в процессе занятий

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: ЗПР


В современных условиях дошкольного образования все большее значение приобретает воспитание и обучение детей с ОВЗ. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» обширно и включает в себя различные категории детей. Одной из таких категорий является задержка психического развития.

Категория детей с ЗПР многочисленна и полиморфна. Психологическая структура задержек развития у дошкольников сложна. У детей с ЗПР нет грубых органических мозговых нарушений. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированность тех или иных психических функций, слабость произвольной регуляции поведения и как следствие этого мы наблюдаем затруднение процесса формирования высших психических функций. У детей ЗПР страдает личностное развитие, не в полной мере реализуются возрастные возможности.

Практически у всех детей ЗПР мы наблюдаем задержку речевого развития, это, в свою очередь, приводит к нарушению речевого общения. А именно речевое общение является обязательным условием существования человека, так как оно обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению новых знаний и усвоению общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями человечества.

Проблема формирования и развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития приобретает в условиях детского дошкольного учреждения особое значение. В понятие детской коммуникации входит желание ребенка вступать в контакт, знание элементарных правил и норм общения и умение его организовать

Отличным способом развития навыков общения ребенка-дошкольника является игра. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн и другие
психологи рассматривают игру не только как средство познания ребенка, проявления, распознавания а раскрытия его потенциальных возможностей, но и как средство коррекции развития его психических и нравственных качеств. В психолого-педагогической литературе детские игры, игровые ситуации и упражнения, нацеленные на психокоррекцию , носят название игротерапии (С.А.Шмаков, Н.Я.Безродова); психогимнастики (М.И.Чистякова); игровой психотерапии, арттерапии и др.

Игровая деятельность выполняет, помимо многих разнообразных функций, еще и функцию коммуникативную. В условиях дошкольного учреждения в рамках проведения непосредственно образовательной деятельности воспитатель использует в основном дидактические игры и упражнения. Так как дидактическая игра - это игра с правилами, то она дает возможность систематически упражнять детей в становлении определённых привычек и норм, что, в свою очередь очень важно умственного и личностного развития, воспитания характера и воли. Эти игры учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, игровые правила, нормы поведения во время игры. Данные виды игр отлично корректируют эмоционально-волевые нарушения, способствуют погашению агрессии, а также развивают регуляторный компонент деятельности (самоконтроль).

Говоря об особенностях развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития необходимо, прежде всего, сказать о снижении потребности в общении, в отличие от нормально развивающихся сверстников. Следующей особенностью развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития - это отсутствие интереса к деятельности сверстников, в то время как нормально развивающиеся дети к 4-5 годам обращают внимание на действия ровесников, могут их прокомментировать и дать совет. Так же дошкольники данной категории зачастую безразлично относятся к эмоциональным состояниям сверстников и к критике в свой адрес. У них нет предпочтений при выборе партнера для общения или игры, так как для них сверстник не имеет субъективной значимости. Дети предпочитают играть в одиночку, но в тех редких случаях, когда они играют друг с другом, их действия часто носят несогласованный характер. А процесс общения имеет эпизодический характер и наблюдается в единичных случаях. На более низком уровне развития находится общение с взрослыми. Дошкольники с задержкой психического развития крайне редко обращаются за помощью к взрослому, однако дети охотнее идут на контакт со взрослым и легче принимают от него помощь, если общение с ним имеет положительную эмоциональную окраску, когда создается ситуация успеха и доверия.
Приведем примеры игр и упражнений, подобранных в соответствии с основными принципами коррекционно-развивающего обучения, которые используются нами в рамках проведения НОД в условиях дошкольного учреждения.

Формирование элементарных математических представлений

Для организации тесного сотрудничества между детьми педагог может использовать следующие дидактические игры и упражнения:

- «Числовой ряд»: детям раздаются цифры (например от 1 до 5) и педагог просит вставить по порядку, чтобы получился цифровой ряд.

- «Найди соседей числа»: педагог обращается к ребенку: «Представь себе, что ты цифра 3, покажи и назови своих соседей (2 и 4)».Желательно задействовать всех детей из числового ряда.

- «Я знаю пять имен…»: игра проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Ребенок, ударяя об пол мячом, произносит следующие слова: «Я знаю пять имен своих друзей. Витя - раз, Оля - два и т.д., затем передает мяч следующему ребенку. Мяч обходит всех детей по кругу.

- «Башня»: дети сидят в кругу и у каждого по 3-4 кубика разного размера. Задача детей построить высокую башню Они по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают: куда лучше положить кубик, что бы башня не упала. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается заново. Педагог может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно найти общий язык, преследуя игровую цель: построить башню как можно выше. В конце игры педагог проводит аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что играя сообща можно добиться более успешных результатов.

- «Сломанные фигуры»: педагог разрезает разноцветные геометрические фигуры (например, красный квадрат, синий круг, желтый треугольник и т.д.), части которых, перемешивая, раздает детям. Каждый ребенок должен собрать конкретную фигуру. Выбрать фигуру может как воспитатель, так и ребенок. Педагог наблюдает, какими средствами общения пользуются дети для решения поставленной задачи: отнимают недостающую часть, меняются, отказываются от деятельности и пр. - «Закройте окошки» (Вкладыши): группа разбивается на две команды, каждая из которых получает по одному коврику разных цветов и набору вкладываемых фигур. По команде педагога дети начинают закрывать окошки. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстро и согласованно.

- «На что похожа фигура? Дорисуй!»: группа детей делится на две или три команды (по усмотрению педагога). Каждой команде выдается лист бумаги с контурными изображениями геометрических фигур (например, первая команда получает лист со множеством овалов, вторая - с квадратами и т.д.). Педагог предлагает детям подумать, на что похожи фигуры и нарисовать какой-нибудь предмет, игрушку, используя контур фигуры. Рисунки не должны повторяться. Побеждает команда с большим количеством изображений. Игру можно провести на время.

Развитие речи

- «Ласковое имя»: дети передают по цепочке друг другу какой-либо предмет или игрушку. В момент передачи следующему участнику игрушки, ребенок называет его ласковым именем, и говорит, например: « Я передаю игрушку Танечке». В ответ следующий ребенок благодарит предыдущего, например: « Спасибо, Сашенька!». И так далее. Игра заканчивается, когда все участники подержат в руках игрушку и назовут сверстника ласковым именем. Педагог так же обращает внимание детей на ласковую интонацию, улыбку сверстника

- «Угадай-ка» или «За стеклом»: игры, направленные на развитие навыков невербальной коммуникации: языка жестов, мимики. Педагог задает ребенку какое-либо слово или фразу и ребенок должен донести ее смысл окружающим без слов, только с помощью жестовой речи.

Данные упражнения показывают ребенку важность жестовой речи, развивают уверенность в себе и умение взаимодействовать с окружающими.

- «Хочу дружить с …»: ребенок-водящийпроизносит слова: «Я хочу дружить с ….», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, кого загадали, должен узнать себя и быстро подбежать к водящему и пожать ему руку. После этого он сам становиться водящим.

- «Перескажи»: предлагаемый для пересказа текст читается педагогом два раза. После первого чтения идет активное обсуждение (дети отвечают на вопросы, уточняют некоторые детали, восстанавливают последовательность событий и т.д.). После второго чтения дети начинают самостоятельный пересказ по подгруппам (в каждой подгруппе 3-4 человека). Дети самостоятельно договариваются о том, кто начнет пересказ, кто продолжит и кто закончит, при необходимости, помогая товарищу и дополняя его.

По такому же принципу рекомендовано и составление рассказа по серии картин. У каждого ребенка находится одна картинка из этой серии. Дети, договариваясь между собой, восстанавливают последовательность событий и составляют рассказ. Каждый ребенок «озвучивает» свою картинку.

Ознакомление с окружающим миром

- «Волшебный клубок»: дети стоят в кругу, передавая друг другу клубок ниток, удерживая при этом нитку. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает педагог, показывая тем самым пример. Например: «Ребята, я вам всем желаю хорошего настроения!» Затем педагог обращается к детям, предлагая им, пожелать что-нибудь друг другу. Дети по очереди обращаются друг к другу с пожеланиями, например: «Я желаю всем никогда не ссориться» или « Я желаю всем поиграть в интересную игру» или «Я желаю всем дружить». Клубок возвращается к ведущему, замыкая круг. Дети чувствуют свое единение.

- «Звериное пианино»: дети сидят на корточках в одну линию, изображая клавиши пианино. У каждой клавиши свой звук - голос какого либо животного. Ведущий выбирает, какая «клавиша», чьим голосом поет (кошка, ворона, мышка и т.д.). Далее ведущий «нажимает на клавиши» (дотрагивается до головок детей). Клавиши должны звучать своими голосами. Для усложнения игры ведущий может менять «силу звука» (сильнее надавить или слегка коснуться ребенка) и « темп музыки» (увеличить или замедлить скорость касаний).

- «Пусть всегда будет…»: педагог знакомит детей со словами: « Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!» После этого педагог предлагает придумать каждому свое самое заветное « пусть». Все дети хором кричат: « Пусть всегда будет…», а один из детей добавляет свое желание. Затем тоже самое проводится с другим ребенком и так по кругу.

- «Неожиданные картинки»: педагог раздает детям листы бумаги и предлагает начать рисовать какую-нибудь картинку. Через 2-3 минуты по команде педагога дети перестают рисовать и передают начатый рисунок своему соседу слева. После дети берут тот лист, который передаст сосед справа, и продолжают рисовать начатую им картинку. И так далее, пока все рисунки не сделают полный круг. В конце каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать. После этого воспитатель с детьми проводит анализ получившихся работ: Нравится ли ребенку рисунок, который он начал рисовать? Понравилось ли ребенку дорисовывать чужие рисунки? Какой рисунок нравится больше всего?

Кроме того, хочется отметить так же и то, что любая коллективная работа или составление коллективной композиции на выбранную тему по изодеятельности, так же способствует формированию коммуникативных навыков у детей с ЗПР и направленно на развитие совместной деятельности ребенка, его социализации, понимание чувств и особенностей других людей, формирование толерантного отношения к другим людям.

Необходимо отметить, что деление игр на принадлежность к тем или иным видам НОД, конечно, условно. Все вышеприведенные игры и упражнения можно проводить в любое время, как в рамках занятий, так и в свободной деятельности. Главное создать благожелательную обстановку в группе, мотивировать и поддерживать детей, настраивать их на успех. Во многом от этого, в конечном итоге, и зависит успех воспитания и обучения.