Анализ потенциала алгоритма реализации вокально-хоровых приёмов с точки зрения формирования навыка двухголосного пения младших школьников на уроке музыки

Разделы: Музыка

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: музыка, вокально-хоровые приёмы, двухголосное пение


Приёмы вокального воспитания являются довольно сложными и многообразными. Как и в преподавание других предметов, то можно с уверенностью сказать о том, что они совершенствуют познавательные процессы и практические умения. Например, приёмы работы на изобразительном искусстве тренируют воображение, то и на вокальных занятиях обучающиеся также тренируют эти психологические процессы, которые относятся, главным образом, к автоматическим видам деятельности.

В.С.Попов говорил, что используя совокупность различных приёмов, так называемый комплекс, должно использоваться в ориентирование на формирование навыков детей посредством стимулирования слухового внимания, активности, самостоятельности, сознания.

То множество приёмов, которые нам стали известны на сегодняшний день, являются многолетним опытом различных педагогов, как теоретическим, так и практическим, Малоэффективной была бы работа, которая опирается всего лишь на один приём работы с детьми. Неоспорим и тот факт, что учитель, который начинает работать с детьми, должен иметь в своём арсенале достаточное количество различных приёмов и уметь правильно применить их.

Одним из важных компонентов в формировании навыков двухголосного пения является автономность. Ребенок должен уметь слушать и слышать музыкальное произведение.

Автономность - это характеристика высокоорганизованных (технических, биологических, социальных и других) систем, согласно которой функционирование и поведение таких систем определяется их внутренними основаниями и не зависит от воздействия внешней среды и других систем. Этот термин предполагает навык, позволяющий самостоятельно вести партию одноголосия, сконцентрировать своё внимание на ведении партии, другими словами гармонический слух.

Под автономностью хотелось бы отметить гармонический слух, мысленное пение, диафрагмальное дыхание. Рассмотрим каждый критерий отдельно, см. Рис.1.

Рис. 1. Критерии оценивания компонента «автономность» навыка двухголосного пения младшего школьника на уроках музыки
в процессе вокально-хоровой деятельности

Мысленное пение или внутренне пение выполняет роль активизации слухового внимания, и направлен на восприятие звукового эталона. Он помогает предотвратить переутомление в детском голосе, развивает творческое воображение ребенка.

Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, защищает голос от переутомления, при необходимости повторяя одну и ту же музыкальную фразу несколько раз для обучения и практики, а также развивает творческое воображение, необходимое для большей выразительности производительности. Таким образом, слуховое внимание будет сосредоточено.

Для формирования мысленного пения, педагогу необходимо совершать паузы после воспроизведения звука голосом или инструментом, для того, чтобы ребята мысленно проверили себя и запомнили эту нотку, беззвучно исполнив её при помощи внутреннего слуха, а после этого повторили, но уже при помощи голоса.

Диафрагмальное дыхание - это один из необходимых навыков, который нужно приобрести в момент обучения пения. Дыхание - это главная составляющая певца. От правильного дыхания зависит успех вокалиста, ведь оно является основой правильного звукоизвлечения, которое придает окраску, силу и длительность звука.

Для правильной работы над диафрагмой, необходимо учитывать некоторые правила, которые помогут укрепить данную мышцу и позволит петь правильно. Все это напрямую связано с певческой позицией, например, нужно держать осанку ровно для правильного дыхания, т.к. при искривлении корпуса, ребра давят на лёгкие, что в свою очередь не даёт осуществления полноценного вдоха.

Головное резонирование подразумевает объединенную систему работы лицевых пазух, такие как лобные и гайморовые, во время вибрационных колебаний, которые создаются при помощи голосовых складок во время фонации. Говоря более простым языком, можно определить, что это места в голове, в которых преумножается звук, созданный при помощи голосовых складок. Понять правильную работу головного резонирования мы можем ощутив вибрационные колебания в голове, в области носа, темя.

Под переключаемостью мы отмечаем гибкость, точность и скорость в перемещении фокуса внимания на значимые исполнительские задачи навыка двухголосия, см. Рис.2.

Рис. 2. Критерии оценивания компонента «переключаемость» навыка двухголосного пения младшего школьника на уроках музыки в процессе вокально-хоровой деятельности

Гибкость позволяет правильно строить и решать все задачи, которые связаны с музыкальным произведением, работая над исполнительскими штрихами, ведением правильной динамической окраски произведения. Одним словом, делать всё возможное, внутри своей партии.

Точность подразумевает решение поставленных задач при работе с текстом, и, тем самым получать правильное произношение, выстраивать дыхании на фразировку, проговаривать все согласные и завершение слов при помощи чётких окончаний, формировать округлый звук.

Скорость позволяет решить задачи, которые поставлены для организации правильного темпа, при помощи которых возможно проконтролировать временное исполнение музыкального произведения. Скорость важна не только для слухового восприятия, она также является важным критерием исполнения вокальной партии для исполнителя. В произведении с быстрым темпом очень важна фразировка, если темп будет ускорен, или наоборот, замедлен, то художественный замысел будет нарушен, посредством данных действий.

Под точностью интонирования выделим два критерия, такие как координация между слухом и голосом и контроль за качеством исполнения средств музыкальной выразительности своей партии, см. рис.3.

Рис.3. Критерии оценивания компонента «точное интонирование» навыка двухголосного пения младшего школьника на уроках музыки в процессе вокально-хоровой деятельности

Координация слуха и голоса подразумевает работу двух естественных для человека чувств, при помощи которых он знакомится и общается с окружающим миром. Воспользовавшись данными чувствами, человек приобретает возможность не только к полноценному развитию, но и также может воспользоваться ими для развития музыкальных способностей. Для вокалиста очень важен этап формирования координации слуха и голоса, т.к. это позволяет ему полноценно управлять своим голосовым аппаратом. При данном навыке, вокалист имеет возможность правильно исполнять музыкальное произведение на интуитивном уровне.

Для правильной координации слуха и голоса важным является организованное использование средств музыкальной выразительности, которые приобретает человек на этапе начального музыкального образования. Средства музыкальной выразительности помогают передать музыкальную мысль, чередовать звуки по их длительности, словом передавать свои чувства и образы через звук. Выразительность выделяет способность создавать, концентрировать и развивать в своём исполнении художественный образ хорового произведения в ходе реализации навыка двухголосного пения, см. Рис.4.

Рис. 4. Критерии оценивания компонента «выразительность» навыка двухголосного пения младшего школьника на уроках музыки в процессе вокально-хоровой деятельности

Создание художественного образа влечет за собой организацию процесса по его формированию. Другими словами, знакомясь с музыкальным произведением, мы понимаем, что в него заложен определённый смысл и посыл композитора для зрителя, будь то веселое или грустное произведение. Исполнитель, которому удостоилось исполнить вокальное произведение, должен прочувствовать его для передачи первоначального замысла, тем самым создать образ.

Концентрация в удержании художественного образа несёт информацию о том, что сформированный изначально образ, должен оставаться неизменным в определенном месте произведения (такт, фраза). Исполнитель должен быть сосредоточен на этих моментах, несмотря на внешние факторы, которые могут его отвлечь.

Развитие художественного образа подразумевает постепенное развитие образа в произведении. Это наличие динамических оттенков, которые используются для передачи эмоциональности в произведении. Также используется мимика, при помощи которой можно показать развитие художественного образа, а также интонационный посыл, который может отобразить характер главных героев произведения, их настроение.

При составлении алгоритма наше внимание привлекла теория П.Я.Гальперина, с помощью которой нам было относительно просто составить алгоритм формирования навыка двухголосного пения. В своих трудах он рассмотрел этапы, при помощи которых возможно организовать полноценное формирование умственных действий.

В ходе нашего исследования мы поняли, что формирование навыка двухголосного пения является невозможным без логически сформированных поэтапных шагов. Поэтому нами был сформирован алгоритм реализации вокально-хоровых приёмов, на основе выбранных компонентов (автономность, переключаемость, точное интонирование, выразительность) будет проходить наше исследование по формированию навыка двухголосного пения.

Проанализировав вышеуказанный теоретический материал, и исходя из собственного опыта работы с детским голосом на формирование вокально- хоровых навыков, можно смело утверждать, что музыкальное развитие младших школьников оказывает благоприятное и незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера; совершенствуется мышление; обучающийся становится более восприимчив к красоте искусства и музыки в целом. Пение полезно в любом возрасте, но начинать развивать навыки нужно начинать в более раннем возрасте, т.к. осуществить формирование вокальных навыков будет намного проще.

Экспериментальная работа будет построена по чёткому алгоритму путём двухголосного пения, т.к. оно базируется на обще вокальных навыках, которые будут выстроены по трём компонентам:

  1. Автономность
  2. Переключаемость
  3. Точное интонирование
  4. Выразительность

На начальном этапе формирования навыка двухголосного пения у младших школьников обязательно нужно обратить внимание на физиологические и психологические возрастные особенности, поэтому существует ряд методических принципов работы с детьми.

Занятия нужно начать с организации вокально-хоровой деятельности обучающихся, а именно, с условий голосообразования - с установления правильного певческого положения корпуса и головы. Преподаватель в свою очередь следит за правильностью певческой установки на каждом занятии.

Именно от этого и зависит правильная работа аппарата, как звукообразующего, так и дыхательного. Если ребенок дышит правильно, то половина успеха в формировании навыков двухголосного пения ему обеспечена.

Список литературы

  1. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. - М.: Музыка, 1985. - 294с.
  2. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. // Г.П.Стулова. М.: Прометей, 1992. - 321с.
  3. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе. // В.К.Тевлина. М.: Музыка, 1982. - 546с.
  4. Липкань, Н.В., Позднякова, Т.И. Руководство по дисциплине
  5. «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур»: учебно-методическое пособие / Н.В.Липкань, Т.И.Позднякова. - Иркутск: Изд-во Аспринт, 2017- 160с.