Роль армянской царицы в истории Алании

Разделы: Краеведение, Дополнительное образование


Автор работы:
Голоева Камилла Руслановна

Руководитель:
Тедеева Ф.М.,
педагог допобразования

I. Введение

На страницах исторических хроник имя народа «АЛАНЫ» впервые появилось в I веке н.э. Римских писатель Лукиан (I век н. э.) уже тогда называл их «суровыми и вечно воинственными». Имя алан быстро стало известным и всегда привлекало внимание не только древних историков, летописцев, но и современных учёных.

Историю осетинского народа, учёные воссоздают, опираясь на древний археологический материал, памятники, письменные источники, и т.д. Главным среди них является НАРТСКИЙ ЭПОС, который берёт начало ещё со времён скифов (VIII-VII вв. до н.э.).

Но бывают такие случаи, когда события, не сохранившиеся у самого народа, обнаруживаются у его соседей, к которым они попали в порядке миграции фольклорных сюжетов.

Образы героев народа можно изучить, опираясь на тексты древних песен, сказок, мифов, т.е. на фольклорные данные. Изучая образ Сатиник, В.И.Абаев, Ж.Дюмезиль, В.А.Кузнецов опираются на записанные армянским историком Мовсесом Хоренаци тексты песен.

Выбирая тему для исследования, стараюсь выбрать такую, чтобы к ней можно было создать интересные иллюстрации, которые отразят исторические события в жизни моих предков.

Я думаю, изучение данной темы подойдёт для моего исследования как нельзя лучше. Ведь прообразом Сатаны - героини НАРТСКОГО ЭПОСА, явилась царица Армении - Сатиник. Кто она? Какова её роль в жизни АЛАН? Благодаря каким событиям её имя вошло в историю Алании?

Цель работы: Изучить образ армянской царицы Сатиник и показать её принадлежность к царскому роду Алан.

Задачи:

  • Узнать, какие исторические события происходили во времена царствования Сатиник.
  • Изучить роль армянской царицы в исторических событиях того времени.
  • Изучить вопрос литературного родства Сатиник и Сатаны.

Актуальность: Человек должен знать свою историю и культуру - это укрепит его духовно. Изучение данной темы доказывает, что история народов Кавказа были тесно связаны между собой, и влияли на ход исторических событий.

II. Основная часть

Изучая историю Аланского государства, узнаёшь много интересных фактов. Существует множество версий по поводу происхождения алан. Наиболее распространенная точка зрения связывает алан с сарматским миром.

Рис. 1 Аланский воин

Так, в популярном «Археологическом словаре» английских ученых У.Брея и Д.Трампа аланы (наряду с роксаланами, сираками, аорсами, язигами) причислены к сарматским племенам.

Чтобы узнать к какому историческому периоду принадлежит образ Сатиник, я во-первых посетила музей (Рисунок 1) в СОГУ, где нам подробно рассказали о вторжении алан в Закавказье в 72 году.

Во-вторых я изучила легенды об аланской Царевне, которые записал Армянский историк Моисей Хоренский (Рисунок 2), опираясь на сохранившиеся «песни древнего Гохтана» (V век н.э.). В его рассказах можно опознать видоизменения нартских сюжетов из цикла Сатаны.

Царём Армении в тот период был Арташес (Тиридат I). Собрав войска, он вышел навстречу аланам. Во время жестокого сражения его едва не взяли в плен: Аланы набросили на его шею аркан, но Арташес чудом спасся, перерубив верёвку мечом.

Рис. 2. Армянский историк

Как раз этот аланский военный приём в IV веке описал епископ медиоланский Амвросий: «…Аланы искусны, и у них в обычае накинуть петлю и опутать врага» [2, стр.46]. Такой приём является обычным для легковооружённых и подвижных кочевников, каким и являлось аланское войско.

В войне 72 года аланы одержали победу, опустошили страну и возвратились домой с большим количеством пленных и другой добычи из обоих царств.

В «Очерках истории алан» В.Кузнецова, я нашла сведения о том, что в данный период между аланами и царём Иберии существовали союзнические отношения. По приказу правителя был открыт аланам Дарьяльский проход.

Этот эпизод нашел подтверждение в трудах армянского историка Моисея Хоренского. Он писал «Аланы, соединившись с горцами и привлекши на свою сторону половину Иберии, огромными массами рассыпались по нашей стране.

В грузинской хронике «Картлис Цховреба» («Жизнь Грузии»), которая, по мнению В. Кузнецова даёт ценную информацию, говорится, что цари Грузии Азорк и Армазел, решив вторгнуться в Армению, призвали на помощь осов (алан) и леков (дагестанцев). Осы во главе с братьями Базуком и Амбазуком привели с собой пачаников (печенегов) и джиков (зихов - черкесов). С леками пришли дурдзуки (вайнахи) и дидойцы (одно из дагестанских племён). Такое многоязычное войско вторглось в Армению.

Сопоставив сведения римских, армянских и грузинских историков, можно сделать такое заключение: аланы действовали в союзе с иберами, привлекая к участию в походе кавказские племена. Нашествие 72 года предполагает возникновение нового крупного племенного союза во главе с аланами. Очевидно, что в I веке аланы жили в равнинно-предгорной части Центрального и Северо-Восточного Кавказа и контактировали с местным населением.

Нашествие 72 года потрясло народы Закавказья. В Армении о нём были сложены песни, донесённые до нас М.Хоренским.

Исторические эпизоды, связанные с именем Сатиник

1 эпизод. Брак Сатиник и Арташеса

Мовсес Хоренаци - древний армянский историк писал о Сатиник - аланской царевне. Он отмечал, что происхождение у неё эпическое, народное. Источником для изучения образа царевны служили «песни, хранимые жителями Гохтана». Аланской царевне, уделялось особое место в народном творчестве [2, стр. 51].

Сатиник упоминается в народной песне. Здесь же рассказывается об Арташесе и его сыновьях, которых называют «потомками Дракона», о демоническом Артавазде, который был проклят богом, родном сыне Сатиник и Арташес.

Но всё это не подтверждается никакими историческими данными. Следовательно, можно предположить, что Сатиник - вымышленный образ.

Рассмотрим эпизод, посвящённый браку Сатиник и Арташеса

Содержание этих песен следующее:

Отец Сатиник - царь аланов, вместе с горцами Иберии нападает на Арташеса и воюет с ним. В этой битве сын аланского царя был взят в плен армянскими войсками и приведен к Арташесу. Царь аланов пытался заключить мир, обещал дать Арташесу всё, что он захочет, обещал, что отныне аланские воины не будут нападать на Армению. Арташес не согласился.

Тогда сестра юноши пришла на берег реки на высокую возвышенность и через толмачей гласит в стан Арташеса: «К тебе речь моя, храбрый муж Арташес, к тебе, победителю храброго народа аланов, поди, согласись со мною, прекрасноглазою дочерью аланов и выдай юношу. Ибо не след у потомков богов мести ради отнимать жизнь или держать их в рабском унижении и тем питать вечную вражду между двумя храбрыми народами». [2, стр.52].

Дошли до Арташеса эти мудрые слова, вышел на берег реки, увидел прекрасную деву и полюбил ее. Кормильцу своему Смбату, рассказал о своём желании взять себе в жены юную аланку. Смбат одобрил это, и Арташес предложил царю аланов отдать царевну Сатиник за него замуж. Говорит царь аланов: "И где возьмет храбрый Арташес тысячи из тысяч и тьму из тем (сокровищ), чтобы заплатить за благородную царственную деву Аланов?" [2, стр. 52]. Далее Хоренский толкует, что Арташес похищает Сатиник «накинув на неё аркан из красной кожи с золотым кольцом».

Однако Моисей Хоренский думает, что это аллегория, означающая, что Арташес дал в виде выкупа за Сатиник много красной кожи и много золота. Недаром в песне поётся:

«Золотой дождь шёл на свадьбе Арташеса,
Жемчужный дождь лился на свадьбе Сатиник» [3, стр.166] .

Сатиник стала первой среди жен Арташеса, родился у них сын Артавазд и «нескольких других сыновей…».

Литературное родство Сатиник и Сатаны

Аланская царевна Сатиник оказалась настолько яркой фигурой, что вошла не только в армянский фольклор, но и в осетинский нартский эпос под именем Сатаны. Образ загадочной Сатиник (Рисунок 2), который меня заинтересовал, учёные связывают с образом мудрой Сатаны, например, Ж.Дюмезиль.

В ходе данного исследования я изучила вопрос о литературном родстве Сатиник и Сатаны.

Приводя рассказ М.Хоренского, Ж.Дюмезиль указывает на следующие сходные мотивы в нартских сказаниях.

Таблица 1.

Сходные мотивы в нартовских сказаниях

Осетинский вариант

Большая любовь и привязанность Сатаны к своему брату Урузмагу

Кабардинский вариант

Сатана пытается своей красотой прельстить врага Нартов Пши Бадиноко, как Сатиник Арташеса.

Черкесский вариант

Нарт Аргун похищает Сатану, как Арташес Сатиник.

Армянский вариант

Сатиник питала особые чувства к «потомкам дракона»

Но все приведённые параллели имеют общий характер, и не в полной мере доказывают, что действительно существует связь между нартскими сказаниями о Сатане и армянскими песнями об аланской царевне Сатиник.

Такие совпадения могли быть результатом простого случая.

Здесь можно сравнить рассказ Хоренского со сказанием из цикла Урузмага и Сатаны, именно с «Последним балцом Урузмага» и выделить следующие мотивы, сближающие эти два рассказа:

  1. Поход алан (нартов) в чужую страну.
  2. Пленение брата Сатаны (Сатиник).
  3. Спасение брата сестрой.
  4. Мотив выкупа.

Эти совпадения, не случайны - они являются двумя версиями одного сюжета: аланской и армянской.

Вполне естественно, что в каждой версии присутствует своя национальная тенденция. Я думаю этим, и объясняются небольшие расхождения, которые указаны в таблице 2.

Таблица 2

Мотивы, сближающие эти два рассказа:
(Аланская и армянская версии, с учётом национальной тенденции)

Аланская

Армянская

1

Поход кончается разгромом вражеского города

Поход закончился миром.

2

В центре событий национальный герой Урузмаг

В центре событий армянский царь Арташес

3

Брат Сатиник играет пассивную роль пленника. Его имя не называется

4

Враг Нартов требует выкуп за пленного Урузмага (сто сотен или тысячу тысяч быков)

Царь алан требует выкуп за Сатиник (тысячу тысяч или тьму тем)

Вслед за сказанием о браке Арташеса и Сатиник Моисей Хоренский приводит рассказ «пира с западнёй» из армянского эпоса, и противопоставляет ему рассказ из осетинского цикла. [3, стр.168].

Таблица 3

Армянский цикл

Осетинский цикл

Аргаван позвал в гости Арташеса. Сыновья Арташеса, заподозрили недоброе, накинулись на хозяина и выщипали ему бороду.
После этого, сын Арташеса и Сатиник - уничтожил весь род Аргавана вместе с их отцом.

Нарты, давно злившиеся на Урузмага, задумали убить его. Пригласили его на пир и напоили. Заподозрив недоброе Сатана вызвала Батраза, который, истребил всех нартов.

Эти два сюжета подобны: образ Артавазда в армянском фольклоре близок к образу Батраза в осетинском: оба они герои - богоборцы. Батраз погибает в борьбе с небесными силами, а Артавазд прикован цепями к скале и осуждён на вечные муки. [3, стр. 168].

В ходе данной работы имя брата Сатиник я не встретила ни у одного автора. И только Р.Т.Хатуев, автор книги «ХРОНИКА АЛАНСКИХ ЦАРЕЙ» называет его имя - Cатен.

«CATEH - Аланский царь - брат Сатиник - аланской принцессы (и одновременно царицы Армении), согласно позднему армянскому историку Чамчяну».

Согласно Мовсесу Хоренаци (V в.), у Сатиник действительно был брат, который был возведён на престол благодаря армянскому царю (мужу Сатиник).

2 эпизод, связанный с именем Сатиник

Об этом Хоренаци повествует так:

После того как умер отец Сатиник, к правлению должен был прийти ее брат. Но трон захватил его противник. Муж Сатиник послал армянского полководца Смбата «с войском на землю Аланов на помощь брату Сатиник», который отвоевал трон, захватил врагов в плен. Пленных по указу царя поселили на юго-восточной стороне Масиса, назвав это место «Артаз».

Где находилась «земля Артаз» в стране алан?

Таблица 4

Автор

Точка зрения историков

Армянские авторы со времен Мовсеса Хоренаци

Считали Артаз (Ардоз) исконной территорией некоторых аланских племен на Северном Кавказе. «Ардоз» означает - «поляна, равнина».

В.Ф.Миллер

Связвал местность Ардоз с Владикавказской равниной.

А.В.Гадло

«Ардоз Кавказских гор» - это весь район низменности, орошаемый Тереком, до его поворота на северо-восток ниже впадения р. Сунжи.

2 эпизод, связанный с именем Сатиник

В этом эпизоде аланская царевна Сатиник выступает в роли покровительницы её сородичей алан, прибывших в Армению.

Когда дочь аланского царя прекрасная Сатиник (отождествляемая с нартской героиней Сатаной), вышла замуж за армянского царя Арташеса, с нею из страны алан в Армению прибыла группа сородичей. Это были «мужи видные и представительные», царского рода.

После проповеди монахов-отшельников Воскянов, явившихся ко двору Арташеса, аланы стали учениками Воскянов, были ими крещены и отправились отшельничать на гору Сукав или Джрабашх. Всего их было 18 человек во главе с Баракатрой, после крещения принявшим имя Сукиас.

После смерти аланского царя Шапуха, знавшего Сукиаса и его товари­щей, у алан воцарился Гигианос. Вскоре он узнал, что некоторые бывшие аланские военачальники много лет назад отправились с царицей Сатиник в Армению и живут там, исповедуя христианскую веру и не желая покло­няться аланским богам.

Аланский царь направил в Армению отряд воинов во главе с военачаль­ником Барлахой. Перед отрядом была поставлена задача - убедить Сукиасянцев вернуться в Аланию, в случае неповиновения предать всех мечу.

Барлаха разыскал гору, где находились отшельники, и предложил им вернуться. Происходит диалог между Барлахой и Сукиасом: последний подтверждает, что отшельники Сукиасянцы родом из Алании, что он сам был «вторым сановником государства» и что имя его Баракатра.

Однако вернуться в Аланию Сукиасянцы отказались, после чего были пере­биты своими единоплеменниками. Это истребление 18-ти отшельников произошло 44 года спустя после их ухода на гору Сукав.

III. Заключение

Рассмотренные параллели позволяют утверждать, что существовала связь между аланским (нартским) эпосом и армянскими эпическими сказаниями времён Моисея Хоренского.

В ходе своего исследования я узнала о таких исторических событиях, которые имели место быть в древние времена на аланской земле. У меня создался образ Сатиник, мудрой, смелой, красивой женщины, и создала сюжет для своей картины (см. приложение).

Выводы

За время своего долгого бытования в устах народа нартские сюжеты претерпели, разумеется, немало изменений и вариаций, из которых многие безвозвратно для нас утеряны. Если бы у осетин - алан была старая письменность, которая зафиксировала бы нартские сказания на разных этапах их истории, то наши учёные имели бы более интересный и обширный материал для суждения об эволюции эпических мотивов и сюжетов. О недостатке материала для анализа отмечается и в трудах В.Абаева, Ж.Дюмезиля и др.

Есть предположения, что образ Сатиник всецело принадлежит вымыслу, ведь её происхождение эпическое и народное.

Но всё же Аланской принцессе Сатиник принадлежало особое место в народной поэзии. Про неё сложено немало песен. Аланская царевна оказалась настолько яркой фигурой, что вошла не только в армянский фольклор, но и в осетинский нартский эпос под именем Сатаны. Образ мудрой красавицы, «матери нартов» Сатаны - один из основных в нартском эпосе осетин.

Литература

  1. Абаев В.И. Избранные труды, издательство ИР, Владикавказ, 1990.
  2. Блиев М.М. История Северной Осетии, изд. ИР, 1976.
  3. Дюмезиль Ж Осетинский эпос и мифология, изд. Наука, 1976.
  4. Кузнецов В.А. «Очерки истории алан».
  5. Интернет-ресурсы.