Исследователи о святилище Реком

Разделы: Краеведение, Дополнительное образование


Автор работы:
Бетеева Алана,
6 класс,

Руководитель:
Тедеева Ф.М.,
педагог допобразования

Введение

Святилище Реком всегда было окутано тайнами и преданиями. Никто не знает точной даты возникновения этой постройки.

Реком самое известное, самое значимое для осетинского народа святое места. Но на протяжении многих веков тайны святилища не могут разгадать.

Актуальность: Более детально изучить сохранившееся святилище, с той целью, чтобы извлечь из него как можно больше информации.

Задачи:

  1. Дать характеристику постройке.
  2. Узнать, когда было построено святилище.
  3. Определить значение названия.
  4. Узнать с какой целью строились святилища.

Основная часть

Для своего исследования я выбрала святилище Реком в Цейском ущелье. Это известный, но не до конца изученный памятник средневековой Осетии.

Такие исторические памятники, как святилища и церкви, будучи материальными по своему характеру, имеют в тоже время прямое отношение к духовной культуре народа. Следовательно, Реком имеет две стороны: материальную и духовную.

Рис. 1. Расположение Святилищ

«Рекомы фаз»

О Рекоме ходит много легенд и преданий. Например, согласно одной, Реком - это слезинка Бога - такая же, как Мыкалгабыр и Таранджелос (Рисунок 1). Бог пролил «слезинки» после смерти своего героя - Батрадза, из Нартовского эпоса. В народе существует мнение, что святилище Реком создано самим Святым Георгием (Уастырджи)

Рис. 2 Рекомы фæз для людей из не гниющего дерева. «Рекомы фаз» - именно так называется поляна, на которой расположено святилище (Рисунок 2) - на высоте 1800м над уровнем моря, над бурной рекой «Цей». На террасе площадью 25х16 м выстроены стены храма из тисовых брёвен. Территория огорожена забором, который построен из камней местной породы, без раствора.

До пожара, который произошёл в марте 1995 года, здание в архитектурном отношении представляло обыкновенный сруб из бревен (d = 25 - 30 см.). Двухскатную крышу подпирали резные столбы, от которых отходили и поднимались «консоли» с орнаментом. Сооружение выполнено приемами древнего зодчества - в конструкции здания не было ни одного гвоздя. [2]

Когда был построен храм?

Этот вопрос до сих пор не разрешён. Поэтому и представляет для меня большой интерес.

Доктор В.Б.Пфаф приводит следующую, «далеко распространенную по всей Осетии легенду». «В древние времена,- рассказывается в легенде,- св. Георгию угодно было выстроить для осетин храм. По ту сторону, где был лес, в котором росли деревья, никогда не подвергавшиеся гниению, св. Георгий велел своим волам перевозить бревна через гору против Рекома, где ныне ледник. Арбы нагрузились сами собой, и волы пошли без всякого проводника по назначенной им дороге. Сложив лес в Рекоме, волы тем же путем воротились, и храм строился без всякого содействия человеческих рук».

Получается, что незнание даты строительства святилища является причиной того, что создаётся сказочная легенда и облекает реальное событие (возведение здания Рекома) в фантастическую оболочку.

Версии основания святилища Реком

При изучении данного раздела, я обнаружила, что в литературных источниках существует несколько версий на счёт даты основания святилища Реком. Эти данные я свела в таблицу 1.

Таблица 1.

Дата возникновения святилища РЕКОМ

Отрицание данной версии

XVI или XVII вв.

Такое утверждение кажется ошибочным. Если бы история этого памятника начиналась с XVII или пусть даже с XVI века, то народ в своей памяти донес бы (в виде предания или легенды) хотя бы отдаленный отзвук об эпохеоснования этого святилища.

К более раннему периоду, чем XVI или XVII век
(В.Ф.Миллер)

В сказании «Как бог убил Батрадза», говорится, что когда Батрадз, по смерти, был положен в Софийский склеп, то «Бог выронил три слезы:
1. Таранджелос,
2. Мыкалгабыр,
3. Реком».
Нартские сказания, складывались в течение многих столетий, и вбирали новое содержание из окружающей действительности. Упоминание Рекома в сказании о нарте Батразе как раз и относится к числу подобных наслоений.
Но завершающим этапом в развитии осетинского эпоса о нартах были XIII-XIV вв.

Не позднее XIII-XIV века
(В.И.Абаев)

Высказывал мнение, о том, что Реком мог быть построен не позднее XIII-XIV вв. и термин «Реком» вошел в оборот осетинской речи еще до этого периода.

В «Терском календаре» 1910 года

«...храм Реком, по преданию, построен братьями Чарджановыми в XIII в.». Это сообщение ничем не подтверждается. Ни в местных легендах, ни в грузинских хрониках нет об этом упоминаний, При поддержке грузинских царей, начинают строить на территории Осетии христианские храмы. Это происходило в период могущества феодальной Грузии, в частности, со времени царствования Давида Строителя (1089-1125 гг.). Большинство грузинских церквей на территории Осетии были построены при поддержке царицы Тамары (1184-1212 гг.), которая способствовавала развитию грузино-осетинских отношений.

Учёные относят основание святилища «Реком» к эпохе активного внедрения христианства в среду осетинского населения. Христианская проповедь в Осетии шла двумя этапами, с двух направлений: из Византии и Грузии.

Первоначально христианство проникло в Осетию со стороны Византии, при активной поддержке Абхазского царства. Влияние Византии распространилось, главным образом, на западную Аланию, но в раннюю пору распространения христианства в Осетии проникало сюда и грузинское влияние.

Однако, после падения Византии, Осетия (восточная Алания) целиком попала в религиозном отношении под влияние Грузии. Сравнительно быстрое освобождение Осетии от византийского влияния находит свое отражение в том факте, что оно не оставило следов в осетинской церковной организации.

Христианизацию осетин Грузией поддерживали могущественные роды феодальной Осетии, которые населяли Алагирское ущелье - Царазоновы, Цахиловы, Сидамоновы и др. Конечно, каждый из этих фамилий имел свои интересы в Грузии и извлекал несомненную выгоду из такого сотрудничества с грузинским царским двором. Такое положение дел объясняет появление в Алагирском ущелье уже с X-XI века грузинских церквей.

При изучении данной темы я встретила много противоречивых мненеий: Реком - христианский храм, утверждают одни. Реком - дзуар, такого мнение других. Для себя я хочу выяснить, в какой исторический момент строился Реком.

Но ведь Дзуары у осетин находились под открытым небом. Маленькие часовни и храмы, которые можно встретить по военно - осетинской дороге - строили действительно в период христианизации, с этим я согласна. Они строились из горного камня. А Реком построен не свойственным для храмовых построек способом.

I. В своей работе академик В.Ф.Миллер писал: «Самыми славными дзуарами Осетии нужно назвать дзуары Реком и Мыкалгабырта в долине реки Цейдона, близ Цейского селения в часе пути от Цейского ледника... Есть основание думать, что Рекомская часовня была построена во время влияния Грузии на Осетию». [4] По его мнению, Реком - христианский храм.

II. Другой учёный - доктор В.Б.Пфаф писал: «За иконостасом я заметил в углу старинный образ, изображавший по всей вероятности Св. Георгия, во имя которого построена церковь. Там же еще другой образ в серебряной ризе». В.Б.Пфаф отметил, что по устройству и по вещам, которые находились в помещении Реком необходимо признать христианской церковью. По его мнению, церковная служба, совершалась в Рекоме еще в XVIII в.

III. С.Уварова посетила Реком спустя 10 лет, в 1879 году и тоже признала его христианским храмом.

IV. Академик Ю.Клапорт, посетивший Осетию в начале XIX в., в своих записках о Рекоме («старая церковь Реком - дзуар») отмечал, что осетины в дни праздника в Рекоме приглашали из Грузии священника. «Каждые два года, - писал он, - в мае месяце соседние осетины призывают священника из ближайшего грузинского селения и устраивают в день вознесения жертвоприношение и большое общее пиршество».

Из всего вышесказанного вытекает, что Реком это древняя христианская церковь. Но когда же она возникла?

Здесь хочу обратить внимание на одно очень важное обстоятельство. Если Реком - это церковь, то почему в ней нет колокола? Ведь известно, что церковь не мыслится без колокольного звона.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я нашла в литературе сведения, что Реком с момента основания находился под покровительством грузинского царского дома. Так, в 1680 году грузинский царь Георгий XI (сын Вахтанга V) преподнёс святилищу подарок - колокол с надписью: «Мы, Багратион, великого царя Шахнаваза сын, царь Георгий, пожертвовал колокол отцу святому земли осетинской, молитвеннику Дигории и Двалетии, за наше здравие, нашу победу и удачливость и царства нашего преуспеяние». В святилище (Рисунок 3) найдены реликвии осетинского народа и среди них грамоты, пожалованные грузинскими царями осетинам, за разные их заслуги перед Грузией.

Рис. 3. Фото святилища до пожара грузинскими царями осетинам, за разные их заслуги перед Грузией.

Что означает слово «РЕКОМ»?

В литературных источниках говорится, что достоверно значение слова «РЕКОМ» неизвестно.

Но есть несколько предположений на этот счёт. Например:

1. А.Х.Магаметов, так объясняет значение слова «Реком: в переводе с грузинского «рекъа», «рекъва» означает «звонить в колокол». «Необычайный для этих мест колокольный звон, раздававшийся вдруг из места, окруженного ореолом святостии необыкновенной таинственности, должен был оказать глубокое эмоциональное воздействие на местное осетинское население. Это новое и необычное для его сознания явление грузин - священник, надо полагать, объяснял на своем языке словом «рекъа» или «рекъва». Это незнакомое до сих пор осетинам слово, очевидно, часто повторялось священником в часы утренней и вечерней молитвы». [3]

2. Святилище названо «Реком» в связи с тем, что оно построено грузинским духовенством христианской церкви, и церковную службу в ней несли грузинские священники.

Вероятно, часто произносимое грузинскими священниками слово трансформировалось у осетин в «Реком». Слово «ком» у осетин означает «ущелье», которое часто употребляется в лексиконе осетин.

3. Слово Реком не имеет никакого значения, поэтому благочинный Колиев производит его из сокращения слова ирон - название, которое себе дают осетины, и ком, на том же языке - ущелье, и полагает, что в народе исказили названием Реком слово Ирон-ком, или в сокращении Иреком.…».

От грузинского «Ркони» - дубовая роща.

Что указывает на то, что святилище - очень древняя постройка?

1. В 1928 году проф. А.М.Миллер возглавил Северо-Кавказскую экспедицию Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК),

Ею были обнаружены предметы, находившиеся в Рекоме, которые относились к разным эпохам.

2. В 1936 году археолог Е.Г.Пчелина и архитектор И.П.Щеблыкин, во время реставрации и раскопок, произведенных в Рекоме нашли больше одиннадцати тысяч предметов. Е.Г.Пчелина так писала об этом: «Громадное количество привозимых вещей из Египта, Ирана, Малой Азии и Средней Азии, найденных при археологических работах в Осетии, в частности, именно при раскопке святилища Реком в Цейском ущелье, принадлежавшем колену Царазонтæ, указывает на то, что иноземные вещи, часто изысканные и дорогие, бытовали в горах Осетии в очень большом количестве... Во время моих раскопок в 1936 г. [5].

Был в истории святилища и такой момент, когда он служил монастырем. Это было в тот момент, когда православное духовенство работало над утверждением христианства и большое внимание уделяло развитию монастырей, в том числе на территории Северной Осетии.

А.Х.Магометов отмечал: «Существование в Рекоме монастыря не было исключением в Осетии. Монастыри имелись также в сел. Нар, в Суадагском ущелье, вблизи Нузала и других местах». [3]

Но есть версия, по которой постройку этого монастыря, приписывают братьям Чарджановым. Об этом сообщалось в «Терском календаре» 1910г. [6]

Здесь я хочу подвести итог: как раз в то время, которое я изучаю, идёт активная христианизация осетинского народа. И Реком занимал здесь ведущее место. Конечно, трудно определить глубину процесса христианизации, но очевидно, что известную часть населения миссионеры смогли приблизить к церкви, а у остальных вызвали интерес к христианству. В этот момент были сформированы убежденные последователи христианства из местного населения.

Мнение С.Джанайты и старейшин села о РЕКОМЕ

Большой интерес для меня представляет мнение С.Джанайты и старейшин села о святилище.

1. О Рекоме и его предназначении в своей книге «Три слезы бога» так пишет С.Джанайты: «самый изящный и капитальный из сооружений - святилище‑храм‑хранитель Реком. Уже одно название «храм‑хранитель» предполагает существование здесь некоего таинства, связанного с легендарными временами глубокой древности. Являясь главной святыней воинов-правителей рода Царазонта, святилище Реком - главная сокровищница царственного рода».

С.Джанайты обращает внимание читателей, что главное предназначение осетинских первозданных святынь не для прославления святых, а для воспитания молодого поколения, для этого воспеваются дела славных, легендарных предков, к великим делам которых надо стремиться, приравниваться.

Что это, как не школа? «Окутанная» исходящим благом, под неустанным наблюдением учителей-наставников‑хранителей-сказителей и под «покровом святых» она создавала самое дорогое свое сокровище - будущее поколение. Где каждый новый урок получали под влиянием магии ритуальных воздействий, и здесь за один день праздника получали столько знаний, которые приравнивались к навыкам, приобретаемым за год жизни.

Одним из главных школ‑храмов легендарной древности был в прошлом когда-то Ивард Реком. Здесь начинал постигать молодой человек первые уроки самостоятельной жизни.

Одним из главных школ-храмов легендарной древности был в прошлом когда-то Ивард Реком. Здесь начинал постигать молодой человек первые уроки самостоятельной жизни.

О Рекоме можно сказать как о «Покровителе» молодых. В молитвах старших звучало: «Рекомы Уастырджи, нæ кæстæрты нын фыдбылызæй бахъахъхъæн» («Реком Уастырджи, убереги наших младших от беды»).

2. На мой вопрос: «Реком - это дзуар или церковь?» - дедушка ответил, что, конечно, это лæгты дзуар - мужской дзуар, женщинам нельзя было сюда приближаться. В старые времена сюда съезжалось много народа. Молодёжь соревновалась в танцах, в скачках, в стрельбе из лука. Рис. 4 Беседа с моим дедом.

Рис. 4

Как проходили праздники в святилище Реком?

Сюда съезжались со всей Осетии. Женщинам и детям нельзя было приближаться к святилищу. «Нельзя было проезжать мимо верхом, нельзя было, чтобы прошли ослы и другие «нечистые» животные. А те, кому «святыми» было «разрешено» участвовать в жертвоприношениях, снимали обувь далеко за святилищем и шли так. Существовал также определенный порядок жертвоприношений». [5]

Жертвенные животные - бараны, быки белой масти. К Св. Георгию люди обращались с самыми разными молитвами: они поручали «покровительству Рекома себя, свой скот, сенокосные луга и пр.», просили оберегать их и их семьи от разных болезней, «нечистой» силы и других бед.

Кроме праздника «Кæрдæгхæссæн» - «Троица», сюда приходили и в другие праздничные дни. В своей работе В.Ф.Миллер, в 1880 году, отметил, что: «жители окрестных аулов избирают это святилище для проведения нескольких религиозных праздников». [4]

Рис. 5 танцевальная площадка у святилища

К Рекому люди обращались с любыми просьбами. Это характерно таким осетинским святилищам, которые почитаются населением целого ущелья. В дни празднества у святилища проходили состязания. В.Пфаф писал: «Прежде на этом народном празднике собирались со всех концов Осетии; тогда этот праздник имел большое значение, и на нем происходило, что-то вроде олимпийских игр: бывали состязания в верховой езде, кулачном бое, стрельбе, танцах (Рисунок 5), пении и т.д.» [5]

Действия, проводимые для сохранения Святилища

В.Б.Пфаф, П.С.Уварова и другие исследователи отмечали ценность святилища как исторического памятника.

В.Ф.Миллер в своих работах обращал внимание общественности на Реком. Даты обращений и результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Год

Действия

Результат

1.

1902 г.

В качестве председателя Московского археологического общества В. Ф. Миллер официально обратился к начальнику Терской области с просьбой сохранить для науки, оставшиеся в святилище вещи, он выразил беспокойство по поводу расхищения предметов

Была составлена опись вещей.

2.

1903 г.

В.Ф.Миллер обратился в Московское археологическое общество, с просьбой обеспечить сохранность коллекции Рекома.

Вынесено решение о принятии мер по обеспечению сохранности коллекции Рекома. Часть вещей передана в Кавказский музей (в Тифлисе), другие перевезены в Терский областной музей. Оставшиеся были расхищены или просто сгнили.

Реком сгорел в середине 90-х и был отстроен заново. Таким образом, в нынешней постройке не осталось ничего, что напоминало бы о его христианском прошлом.

Выводы

Реком уникальный памятник деревянного зодчества. Я бы не стала приписывать только христианский путь или только языческий. Эта святыня, как и весь осетинский народ, видел и период христианизации, и период язычества.

Реком некоторые исследователи называют хранилищем реликвий:

  1. Пчелиной во время реставрационных работ здесь обнаружены множество древних предметов, представлявших большой интерес для историков.
  2. Я думаю, что благодаря действиям В.Ф.Миллера наши современники смогли воссоздать картины прошлого. Ведь предметы из святилища - свидетельство связей древних и средневековых осетин с разными странами - Ираном, Средней Азией, древней Русью, Поволжьем, Закавказьем и прежде всего с Грузией.
  3. Реком можно назвать музеем, где осетины хранили реликвии. Например: железный шлем с панцирем, колчан, наполненный стрелами и копье, которые по легенде принадлежали осетинскому герою Ос - Багатару (XIV в.). Шлем Ос - Багатара не сохранился, но его успел зарисовать в 20 годы 20 века археолог А.А.Миллер.
  4. Дары и грамоты грузинских царей также хранились здесь.

Литература

  1. Абаев В.И. «Религия, фольклор, литература», изд. ИР, Владикавказ, 1990.
  2. Блиев М.М., Бзаров Р.С. «История Осетии»
  3. Блиев М.М. «Дорога АЛАН» - миссия сотрудничества, Сборник научных трудов, Владикавказ, 1995.
  4. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский «История христианства на Северном Кавказе».
  5. Магометов А.Х. «Этнография осетин» (Пособие для факультативных занятий по краеведению для учителей и учащихся 7-10 классов), 1970, издательство ИР.
  6. «Терский календарь», Владикавказ, 1890.
  7. Статья иеромонаха Сергия (Сослан Чехов).
  8. Интернет-ресурсы.