Программа «Перспектива», тема «Люби всё живое».
Цель: знакомство с новым литературным произведением Николая Носова.
Задачи:
- Развитие навыков беглого чтения.
- Воспитание культуры, взаимоотношений между сверстниками.
- Развитие способности воспринимать детскую литературу.
- Формирование умений формулировать цель урока, тему и основную мысль текста.
- Формирование умений работать в паре, умений слушать друг друга и формулировать единую мысль.
Оборудование: Выставка детских книг писателей: Сутеев В.Г., Носов Н.Н., Драгунский В.Ю., Мамин-Сибиряк Д.Н., Пришвин М.М.
Ход урока
1. Организационный момент
- Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
2. Целеполагание
Учитель: - На доске записано название нашего нового произведения. Как вы думаете, какое из предложенных слов может быть названием рассказа? Что общего во всех этих словах? Попробуйте определить, о чём наше новое произведение?
Дети читают с доски названия «Карасик», «Карась», «Карасище» и делятся своими предположениями о возможном названии и о содержании произведения с данным названием.
Учитель: - Прозвучали ваши предположения, и я вам сообщаю, что наш новый рассказ называется «Карасик». А теперь осталось соотнести, кто из представленных писателей мог стать автором нашего произведения?
Ученики знакомятся с представленными книгами на выставке и делятся своими мыслями об авторстве нового рассказа.
Учитель объединяет услышанные ответы обучающихся и озвучивает, что рассказ «Карасик» написан Николаем Николаевичем Носовым.
Учитель: - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Чего бы вы хотели достичь на нашем уроке?
Дети предлагают свои варианты. Учитель обобщает услышанные ответы и формулирует цель урока, как открытие нового произведения знакомого автора, работа над анализом литературного текста.
3. Актуализация знаний
Учитель: - Вспомните, что вы уже знаете о Николае Носове.
Ответы обучающихся.
Учитель: - Попробуйте добавить необходимые слова, которые принадлежат Николаю Носову
А) Сочинять для детей - наилучшая … (работа).
Б) Она требует очень много … (знаний).
В) Главное - любовь к ним и … (уважение).
Г) Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым … (уважением).
Учитель: - Всех героев своих рассказов Носов очень любит, не насмехается, не обижает, а искренне уважает. И вот ещё один пример отношения автора к своим героям. Попытаемся, читая рассказ, найти доказательства доброго отношения автора к Виталику и к его приятелю Серёже.
4. Работа над текстом
Самостоятельное чтение страницы 130 с использованием простого карандаша для пометки непонятных слов.
Учитель: - Выясним значение слов, которые вы пометили. Раз таких слов у вас не оказалось, то какой вывод мы уже можем сделать?
Ответ обучающихся: - Николай Носов использует в тексте знакомые понятные нам слова.
Учитель: - Что узнали? Какой разговор происходит между мальчиками? Что могло быть дальше на ваш взгляд?
Ответы обучающихся.
- Чтение по ролям страница 131.
- Многократное чтение за одну минуту страница 132.
- Слушанье отрывка и инсценирование услышанного отрывка без предварительной подготовки страницы 133 и 134.
- Прогнозирование событий.
Учитель: - Как вы думаете, что было дальше? Чем может этот рассказ закончится?
Ответы обучающихся.
Самостоятельное чтение страницы 135-136.
5. Игра «Да или нет»
Учитель: - Рассказ мы успешно прочитали. Попробуем вспомнить некоторые моменты и ответить на мои вопросы.
а) Виталик променял пескарика на свисток? (нет.)
б) Свисток был пластмассовый? (нет)
в) Слово «плюхнулся» означает «взлетел»? (нет)
г) В пропаже карасика мама обвинила Серёжу? (нет)
д) Серёжа посадил карасика в банку? (да)
е) Кастрюля для рыбки была просторной? (нет)
ё) Кота звали Мурзик? (да)
ж) Мурзик обиделся на Виталика? (нет)
д) Слова «браниться» и «ругаться» являются синонимами? (да)
6. Работа парами
Учитель: - Сейчас вам предстоит работа, которую вы будете выполнять парами. Вам необходимо сформулировать тему и основную мысль произведения Н.Носова «Карасик»
Обучающиеся выполняют совместную работу, а затем озвучивают свои варианты ответов.
7. Подведение итогов
Учитель: - Кто из героев рассказа вам больше понравился и почему?
- Почему рассказ назван «Карасик»?
- Приведите примеры того, что Носов хорошо и уважительно относится к своим героям.
- Чему учит нас эта история с обменом?
- Сумели ли мы достичь поставленных целей?
- Чтобы вам было интересно сделать дома по этому рассказу?
Обучающиеся сами определяют себе домашнее задание.