Урок литературного чтения по рассказу Николая Носова «Карасик». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, Н.Носов «Карасик»


Программа «Перспектива», тема «Люби всё живое».

Цель: знакомство с новым литературным произведением Николая Носова.

Задачи:

  • Развитие навыков беглого чтения.
  • Воспитание культуры, взаимоотношений между сверстниками.
  • Развитие способности воспринимать детскую литературу.
  • Формирование умений формулировать цель урока, тему и основную мысль текста.
  • Формирование умений работать в паре, умений слушать друг друга и формулировать единую мысль.

Оборудование: Выставка детских книг писателей: Сутеев В.Г., Носов Н.Н., Драгунский В.Ю., Мамин-Сибиряк Д.Н., Пришвин М.М.

Ход урока

1. Организационный момент

- Улыбнитесь друг другу, садитесь
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

2. Целеполагание

Учитель: - На доске записано название нашего нового произведения. Как вы думаете, какое из предложенных слов может быть названием рассказа? Что общего во всех этих словах? Попробуйте определить, о чём наше новое произведение?

Дети читают с доски названия «Карасик», «Карась», «Карасище» и делятся своими предположениями о возможном названии и о содержании произведения с данным названием.

Учитель: - Прозвучали ваши предположения, и я вам сообщаю, что наш новый рассказ называется «Карасик». А теперь осталось соотнести, кто из представленных писателей мог стать автором нашего произведения?

Ученики знакомятся с представленными книгами на выставке и делятся своими мыслями об авторстве нового рассказа.

Учитель объединяет услышанные ответы обучающихся и озвучивает, что рассказ «Карасик» написан Николаем Николаевичем Носовым.

Учитель: - Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Чего бы вы хотели достичь на нашем уроке?

Дети предлагают свои варианты. Учитель обобщает услышанные ответы и формулирует цель урока, как открытие нового произведения знакомого автора, работа над анализом литературного текста.

3. Актуализация знаний

Учитель: - Вспомните, что вы уже знаете о Николае Носове.

Ответы обучающихся.

Учитель: - Попробуйте добавить необходимые слова, которые принадлежат Николаю Носову

А) Сочинять для детей - наилучшая … (работа).

Б) Она требует очень много … (знаний).

В) Главное - любовь к ним и … (уважение).

Г) Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым … (уважением).

Учитель: - Всех героев своих рассказов Носов очень любит, не насмехается, не обижает, а искренне уважает. И вот ещё один пример отношения автора к своим героям. Попытаемся, читая рассказ, найти доказательства доброго отношения автора к Виталику и к его приятелю Серёже.

4. Работа над текстом

Самостоятельное чтение страницы 130 с использованием простого карандаша для пометки непонятных слов.

Учитель: - Выясним значение слов, которые вы пометили. Раз таких слов у вас не оказалось, то какой вывод мы уже можем сделать?

Ответ обучающихся: - Николай Носов использует в тексте знакомые понятные нам слова.

Учитель: - Что узнали? Какой разговор происходит между мальчиками? Что могло быть дальше на ваш взгляд?

Ответы обучающихся.

- Чтение по ролям страница 131.

- Многократное чтение за одну минуту страница 132.

- Слушанье отрывка и инсценирование услышанного отрывка без предварительной подготовки страницы 133 и 134.

- Прогнозирование событий.

Учитель: - Как вы думаете, что было дальше? Чем может этот рассказ закончится?

Ответы обучающихся.

Самостоятельное чтение страницы 135-136.

5. Игра «Да или нет»

Учитель: - Рассказ мы успешно прочитали. Попробуем вспомнить некоторые моменты и ответить на мои вопросы.

а) Виталик променял пескарика на свисток? (нет.)

б) Свисток был пластмассовый? (нет)

в) Слово «плюхнулся» означает «взлетел»? (нет)

г) В пропаже карасика мама обвинила Серёжу? (нет)

д) Серёжа посадил карасика в банку? (да)

е) Кастрюля для рыбки была просторной? (нет)

ё) Кота звали Мурзик? (да)

ж) Мурзик обиделся на Виталика? (нет)

д) Слова «браниться» и «ругаться» являются синонимами? (да)

6. Работа парами

Учитель: - Сейчас вам предстоит работа, которую вы будете выполнять парами. Вам необходимо сформулировать тему и основную мысль произведения Н.Носова «Карасик»

Обучающиеся выполняют совместную работу, а затем озвучивают свои варианты ответов.

7. Подведение итогов

Учитель: - Кто из героев рассказа вам больше понравился и почему?

- Почему рассказ назван «Карасик»?

- Приведите примеры того, что Носов хорошо и уважительно относится к своим героям.

- Чему учит нас эта история с обменом?

- Сумели ли мы достичь поставленных целей?

- Чтобы вам было интересно сделать дома по этому рассказу?

Обучающиеся сами определяют себе домашнее задание.