Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики. Урок по алгебре в 8-м классе “Действительные числа”

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: Действительные числа


Среди чисел существует такое совершенство
и согласие, что нам надо размышлять дни
и ночи над их удивительной закономерностью.
Симон Стевин

Понятие числа принадлежит к фундаментальным, основным понятиям современной математики. С помощью числа человек познаёт количественные отношения реального мира. Понятие числа возникло из практической деятельности людей. По данной теме в программе отведено 4 часа, учебник Алгебра 8 (углубленный уровень) Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, И.Е.Феоктистов. М.: "Мнемозина".

Данный урок, является заключительным уроком алгебры в 8 классе по данной теме.

Главный аспект урока - целостное восприятие числа и его тесная связь с развитием общества.

Подготовительный этап: учитель назначает лидеров партий, а лидер собирает группу единомышленников (5-6 человек).

  1. Партия целых чисел
  2. Партия натуральных чисел
  3. Партия рациональных чисел
  4. Партия иррациональных чисел
  5. Партия рациональных чисел
  6. Партия комплексных чисел.

Каждая партия готовит свою эмблему и сообщение 3-5 минут о своей партии (историческая справка, применение данных чисел….)

Цель урока:

  • Образовательные - систематизация знаний, приведение знаний в стройную систему, раскрытие и усвоение связей.
  • Развивающие - уметь работать с дополнительной литературой и выбирать главные аспекты, развивать речь, математическую логику
  • Воспитательные - уметь решать внутригрупповые вопросы, аргументированно участвовать в дебатах.

Оборудование - интерактивная доска, таблички с названием партий, у каждого учащегося тест на парте.

Ход урока

Заседание ведет спикер.

- Заседание считаю открытым. Сегодня мы собрались обсудить вопрос о структуре власти чисел.

Повестка дня

  1. Выступление партий
  2. Дебаты
  3. Принятие решения заседания.

1 этап: Каждая партия отстаивает свое мнение о том, что она самая нужная и главная, т.е. идет борьба за выборы депутатов в Государственную Думу. Во всех сообщениях звучит аргументация своего числа.

2 этап: Дебаты (вопросы учащиеся готовят сами)

1. Натуральные - целым:

- Сложение на множестве натуральных чисел обладает свойством ассоциативности. Обладает ли вычитание на вашем множестве этим свойством?

2. Целые - натуральным:

- А на вашем множестве закон коммутативности выполним?

3. Рациональные - натуральным:

- Является ли ваше множество замкнутым относительно вычитания?

4. Рациональные - целым:

- А ваше множество за счет каких арифметических действий расширяется?

5. Действительные - рациональным:

- А ваше множество замкнуто относительно деления?

6. Иррациональные - действительным:

- А ваше множество замкнуто относительно деления?

7. Иррациональные - рациональным:

- Можно ли сказать, что множество точек координатной прямой и рациональных чисел взаимно однозначное?

Вывод делает спикер: Видно, что у натуральных чисел мало возможности, у целых - больше, у рациональных и иррациональных еще больше, у действительных чисел все операции выполнимы, кроме деления на нуль. Выходит, что присутствующая здесь партия комплексных чисел, не может претендовать на место в Государственной думе.

Комплексные числа:

- Мы даем вам выход в плоскость

8. Натуральные:

- Но в декартовой системе координат можно задать координаты и нами

Комплексные числа:

- Попробуйте найти корни уравнения на множестве действительных чисел ?

- А сможете вычислить √2 на множестве действительных чисел?

3 этап: Принятие решения заседания (Практическое применение)

1. Число а принадлежит рациональному множеству чисел, число в из множества иррациональных чисел. Каким будет число (а+в), 2в, в², (в-а)?

2. Каким будет число 3 √2 +1? Назовите число, которое при умножении на данное дает рациональное число.

3. На числовой прямой отмечены точки К, Н и М. Укажите координаты каждой из отмеченных точек, если известно, что ими являются числа 4,5 - рациональное, ЗП/2 - иррациональное, √20 - иррациональное.

Верно ли:

а) множество целых чисел является подмножеством множества натуральных чисел,

б) множество натуральных чисел является подмножеством множества действительных чисел,

в) множество рациональных чисел является подмножеством множества целых чисел.

4 этап: Принятие решения (самостоятельная работа)

У каждого из вас есть проект решения. Приступаем к первому чтению (выполняем работу)

Тест

1. Заполнить пропуски:

а) множество натуральных чисел составляют числа….

б) каждое рациональное число может быть представлено в виде….

в) множество действительных чисел состоит из множества чисел….

2. Выписать из чисел 0,9; -6; 6/7; П; 97; 2,321…; 1,(6); 0; √5.

а) целые числа ….

б) иррациональные числа….

3. Отметить верные утверждения

- Каждое натуральное число является целым.

- Каждое рациональное число является целым.

- Каждое рациональное число является действительным.

- Каждое действительное число является иррациональным.

4. Справедливо, что множество действительных чисел:

а) замкнуто относительно умножения, сложения, вычитания и деления.

б) замкнуто относительно умножения, сложения и вычитания.

в) незамкнуто относительно сложения и относительно вычитания.

5. Справедливо утверждение

а) все числа между √3 и П иррациональные

б) между числами √3 и П лежит бесконечное множество рациональных чисел.

в) числа между числами √3 и П нельзя считать ни рациональными, ни иррациональными

6. Число 2 лежит на отрезке:

Через 8-10 минут учащиеся приступают к взаимопроверке.

5 этап: Итог урока

На доске расположены карточки с надписью чисел. Учащиеся выстраивают пирамиду власти числа.

Лидер каждой партии выставляет оценки учащимся за работу на каждом этапе урока.

6 этап урока: Постановка домашнего задания

- Перевести бесконечную периодическую дробь в обыкновенную (каждый ученик придумывает свою дробь).