Введение
Воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного отношения к людям различных социальных групп возможно через участие обучающихся в детских общественных объединениях. Внеурочный курс «Делаю добро» позволит ребятам проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу.
Тема методической разработки актуальна. Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора.
Цель методической разработки: формирование социальных компетенций, гражданских установок и активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность (внеурочная деятельность).
Задачи методической разработки:
- инициирование и развитие добровольческого (волонтерского движения в общеобразовательной организации через создания детских общественных объединений;
- формирование социальных компетенций у суворовцев на основе практико-ориентированной социально полезной деятельности;
- побуждение суворовцев действовать в рамках уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям
Формы деятельности:
- самостоятельный поиск информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы);
- анализ и оценка социальных объектов;
- обучающие игры, соревнования, конкурсы, состязания;
- формирование собственного портфолио;
- выставки, акции, благотворительные ярмарки и т.д.;
- использование общественных ресурсов (интересные люди, специалисты, которых можно пригласить на занятия; организации и учреждения, с которыми установлено социальное партнерство; памятники и музеи; СМИ и проводимые сообществом мероприятия);
- экскурсии, в том числе виртуальные.
Курс внеурочной деятельности «Делаю добро»
Пояснительная записка
Развитие добровольческого (волонтерского) движения становится характерной чертой общественно-политической жизни России, и поэтому, несомненно, содействует образовательная политика государства, система общего и дополнительного образования. Добровольчество (волонтерство) является социально значимой формой гражданской активности, обеспечивает возможность проявления созидательной инициативы детей и подростков. Вовлечение детей и подростков в добровольческую (волонтерскую) деятельность и участие их в ней способствуют успешной социализации, т.к. существует четкая взаимосвязь между детско-юношеским добровольчеством (волонтерством), образованием и возможностью для человека проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу. Подчеркивается актуальность формирования социальных компетенций и гражданских установок, овладение опытом решения реальных практических дел, вовлечение школьников в социальную проектную деятельность, развитие умения согласовывать личные и общественные интересы.
Курс «Делаю добро» изучается на ступени основного общего образования в 5-9 классе в объеме по 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.
Цели курса:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
- формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Коммуникативные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание курса
Занятие 1. Спешите делать добро (1 час)
Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие», «доброволец». На примере русских пословиц и литературных произведений осмысливают эти понятия и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый», «заботливый», «внимательный».
Занятие 2. Что такое хорошо? (3 часа)
Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта», «помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно соотнести свои поступки с проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами. Ребята включаются в дискуссию, учатся аргументированно отстаивать свою позицию.
Занятие 3. Семья - это значит: мы вместе. (5 часов)
Обучающиеся углубляют своё понимание добра, его проявления по отношению к близким. Актуализируются знания обучающихся, полученные на занятиях по внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному чтению. На этих занятиях важное место отводится установлению тесного взаимодействия с семьёй обучающихся. Практические занятия связаны с развитием коммуникативных компетенций, проявлением творческого потенциала школьников, способностью к самооценке.
Занятие 4. Кем быть? Каким быть? (7 часов)
В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся знакомят с профессиями врача, военнослужащего, пожарного, спасателя. Начинается разговор о личностных качествах людей этих профессий. Освоение содержания этой темы предполагает посещение обучающимися экскурсий для знакомства с профессиональной деятельностью, проведение тематических классных часов с приглашением представителей этих профессий, родительских собраний.
Занятие 5. Ты - не один, ты - в команде! (5 часов)
На этом занятии начинается формирование команды (добровольческого объединения, отряда, группы). Проводится опрос, позволяющий выявить готовность школьников к совместной деятельности. Основой для создания добровольческого объединения может стать имеющееся в классе ученическое самоуправление. Очень важно отвести время для проявления обучающимися инициативы в планировании конкретных дел. На начальном этапе обучения список дел добровольческого объединения логично связать с планом воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить рассмотреть этот вариант как базовый).
Занятие 6. Сколько стоит добро? (5 часов)
Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно», отражающими суть добровольчества. Школьникам предлагается выполнить задания на рефлексивную оценку их деятельности. Акцентировать внимание школьников на анализе стихотворения А.А.Барто «Три очка за старичка» и провести его в интерактивной форме.
Занятие 7. Российское движение школьников. (4 часа)
На этом занятии внимательно изучается информационный блок об организации деятельности Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и региона. Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного отделения РДШ. Продолжается формирование команды, развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию работы в малых группах; выявление школьников, обладающих лидерскими качествами.
Занятие 8. Жизнь дана на добрые дела. (4 часа)
Актуализация знаний обучающих о понятиях «добро», «добрые дела», «команда». Школьники заполняют анкету «Какой я?» и дают краткую характеристику сферы своих интересов с последующим обсуждением. Продолжается формирование коммуникативных компетенций, освоение правил работы в команде.
Занятие 9. Итоговое занятие. (1 час)
В основе занятия - рефлексия. Форма проведения занятия - любая (круглый стол, дискуссионная площадка и т.п.).
Заключение
В целом необходимо отметить, что основным условием успешного усвоения курса внеурочной деятельности «Делаю добро» является системное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения разного материала, а, зачастую, привлечения фактов общественной жизни, а также опоры на личный социальный опыт.
Представляется возможным применение методической разработки как полностью, так и отдельных её фрагментов преподавателями ДОУ МО РФ, работающие в среднем звене.
Список используемых источников
- Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющимся мире/ ред.-сост. Н.А.Пастернак. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. С.7.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М.: Провещение, 2014.
- Дружинин В.В. Детское движение в России: историко-теоретический аспект. СПб.: Логос, 2015.
- Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., В.Е.Менников. Волонтерское (добровольческое) движение в общеобразовательной организации: методическое пособие. Тверь: Полиграфическая компания «Печатня», 2016.
- Загладина Х.Т. Развитие волонтерства как эффективного ресурса успешной социализации детей и молодежи в современной России// Внешкольник. 95-летие.
- Загладина Х.Т. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики // Образовательная политика. 2014. №4(66).
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мыли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2015.
Интерент-ресурсы:
- РШД - Российское движение школьников: http://рдш.рф/
- Ассоциация волонтерских центров: http://авц.рф/
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детеей и молодежи» (Роспатриотцентр): http://роспатриотцентр.рф/
- Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы»: http://волонтерыпобеды.рф/
- Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: http://www.ruor.org /school-of-safety/