Методическая разработка "Курс внеурочной деятельности «Делаю добро»". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Введение

Воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного отношения к людям различных социальных групп возможно через участие обучающихся в детских общественных объединениях. Внеурочный курс «Делаю добро» позволит ребятам проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу.

Тема методической разработки актуальна. Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора.

Цель методической разработки: формирование социальных компетенций, гражданских установок и активной жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в добровольческую (волонтерскую) деятельность (внеурочная деятельность).

Задачи методической разработки:

  • инициирование и развитие добровольческого (волонтерского движения в общеобразовательной организации через создания детских общественных объединений;
  • формирование социальных компетенций у суворовцев на основе практико-ориентированной социально полезной деятельности;
  • побуждение суворовцев действовать в рамках уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям

Формы деятельности:

  • самостоятельный поиск информации в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы);
  • анализ и оценка социальных объектов;
  • обучающие игры, соревнования, конкурсы, состязания;
  • формирование собственного портфолио;
  • выставки, акции, благотворительные ярмарки и т.д.;
  • использование общественных ресурсов (интересные люди, специалисты, которых можно пригласить на занятия; организации и учреждения, с которыми установлено социальное партнерство; памятники и музеи; СМИ и проводимые сообществом мероприятия);
  • экскурсии, в том числе виртуальные.

Курс внеурочной деятельности «Делаю добро»

Пояснительная записка

Развитие добровольческого (волонтерского) движения становится характерной чертой общественно-политической жизни России, и поэтому, несомненно, содействует образовательная политика государства, система общего и дополнительного образования. Добровольчество (волонтерство) является социально значимой формой гражданской активности, обеспечивает возможность проявления созидательной инициативы детей и подростков. Вовлечение детей и подростков в добровольческую (волонтерскую) деятельность и участие их в ней способствуют успешной социализации, т.к. существует четкая взаимосвязь между детско-юношеским добровольчеством (волонтерством), образованием и возможностью для человека проявить инициативу, творческий потенциал, лидерские качества, ощутить свою причастность к общественно полезному делу. Подчеркивается актуальность формирования социальных компетенций и гражданских установок, овладение опытом решения реальных практических дел, вовлечение школьников в социальную проектную деятельность, развитие умения согласовывать личные и общественные интересы.

Курс «Делаю добро» изучается на ступени основного общего образования в 5-9 классе в объеме по 35 часов, исходя из 1 часа в неделю.

Цели курса:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
  • формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Коммуникативные:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Содержание курса

Занятие 1. Спешите делать добро (1 час)

Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие», «доброволец». На примере русских пословиц и литературных произведений осмысливают эти понятия и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют значение слов: «добрый», «заботливый», «внимательный».

Занятие 2. Что такое хорошо? (3 часа)

Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта», «помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно соотнести свои поступки с проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами. Ребята включаются в дискуссию, учатся аргументированно отстаивать свою позицию.

Занятие 3. Семья - это значит: мы вместе. (5 часов)

Обучающиеся углубляют своё понимание добра, его проявления по отношению к близким. Актуализируются знания обучающихся, полученные на занятиях по внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному чтению. На этих занятиях важное место отводится установлению тесного взаимодействия с семьёй обучающихся. Практические занятия связаны с развитием коммуникативных компетенций, проявлением творческого потенциала школьников, способностью к самооценке.

Занятие 4. Кем быть? Каким быть? (7 часов)

В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся знакомят с профессиями врача, военнослужащего, пожарного, спасателя. Начинается разговор о личностных качествах людей этих профессий. Освоение содержания этой темы предполагает посещение обучающимися экскурсий для знакомства с профессиональной деятельностью, проведение тематических классных часов с приглашением представителей этих профессий, родительских собраний.

Занятие 5. Ты - не один, ты - в команде! (5 часов)

На этом занятии начинается формирование команды (добровольческого объединения, отряда, группы). Проводится опрос, позволяющий выявить готовность школьников к совместной деятельности. Основой для создания добровольческого объединения может стать имеющееся в классе ученическое самоуправление. Очень важно отвести время для проявления обучающимися инициативы в планировании конкретных дел. На начальном этапе обучения список дел добровольческого объединения логично связать с планом воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить рассмотреть этот вариант как базовый).

Занятие 6. Сколько стоит добро? (5 часов)

Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно», отражающими суть добровольчества. Школьникам предлагается выполнить задания на рефлексивную оценку их деятельности. Акцентировать внимание школьников на анализе стихотворения А.А.Барто «Три очка за старичка» и провести его в интерактивной форме.

Занятие 7. Российское движение школьников. (4 часа)

На этом занятии внимательно изучается информационный блок об организации деятельности Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и региона. Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного отделения РДШ. Продолжается формирование команды, развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию работы в малых группах; выявление школьников, обладающих лидерскими качествами.

Занятие 8. Жизнь дана на добрые дела. (4 часа)

Актуализация знаний обучающих о понятиях «добро», «добрые дела», «команда». Школьники заполняют анкету «Какой я?» и дают краткую характеристику сферы своих интересов с последующим обсуждением. Продолжается формирование коммуникативных компетенций, освоение правил работы в команде.

Занятие 9. Итоговое занятие. (1 час)

В основе занятия - рефлексия. Форма проведения занятия - любая (круглый стол, дискуссионная площадка и т.п.).

Заключение

В целом необходимо отметить, что основным условием успешного усвоения курса внеурочной деятельности «Делаю добро» является системное, глубокое, достаточно объёмное и разностороннее знание по теме, требующее привлечения разного материала, а, зачастую, привлечения фактов общественной жизни, а также опоры на личный социальный опыт.

Представляется возможным применение методической разработки как полностью, так и отдельных её фрагментов преподавателями ДОУ МО РФ, работающие в среднем звене.

Список используемых источников

  1. Асмолов А.Г. Что я думаю о детях: образование и воспитание в меняющимся мире/ ред.-сост. Н.А.Пастернак. М.: Федеральный институт развития образования, 2014. С.7.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М.: Провещение, 2014.
  3. Дружинин В.В. Детское движение в России: историко-теоретический аспект. СПб.: Логос, 2015.
  4. Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., В.Е.Менников. Волонтерское (добровольческое) движение в общеобразовательной организации: методическое пособие. Тверь: Полиграфическая компания «Печатня», 2016.
  5. Загладина Х.Т. Развитие волонтерства как эффективного ресурса успешной социализации детей и молодежи в современной России// Внешкольник. 95-летие.
  6. Загладина Х.Т. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики // Образовательная политика. 2014. №4(66).
  7. Формирование УУД в основной школе: от действия к мыли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2015.

Интерент-ресурсы:

  1. РШД - Российское движение школьников: http://рдш.рф/
  2. Ассоциация волонтерских центров: http://авц.рф/
  3. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детеей и молодежи» (Роспатриотцентр): http://роспатриотцентр.рф/
  4. Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы»: http://волонтерыпобеды.рф/
  5. Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: http://www.ruor.org /school-of-safety/

ПРИЛОЖЕНИЕ