Подготовка к уроку: организация процессов изложения и контроля учебного материала.

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 6, 11


Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение походов к методике преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Поэтому в образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, социальным заказом, которое предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ - сформировать социально-активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимы самые оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

По мнению М.А.Данилова, «правильная» организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока. Приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных результатов.

Сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер «разносторонней интеллектуальной жизни», дающей «интеллектуальную радость» как сильному, так и слабому учащемуся.

Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников.

Организация дифференцированного подхода в обучении требует огромных временных затрат при планировании и осуществлении учебного процесса. В чем же заключается методика дифференцированной работы на уроке?

Урок-это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками учебно-воспитательный процесс.

Содержание. Подбор учебного материала ведется соответственно поставленной цели, осуществляется с помощью учебных программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д. Изложение материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике. Объяснение материала нового эффективно, если содержание передаваемой информации и формы ее подачи обеспечивают необходимую активность учащихся, что достигается при достаточной мотивации, при объяснении прикладной ценности, при изложении новой темы на высоком научном уровне, при создании условий для сознательного и прочного усвоения.

Научность изложения наиболее естественно обеспечивается тогда, когда учитель строго следует плану, принятому в учебнике. Доступность и наглядность изложения необходимое условие для восприятия материала, поэтому допускается оформление на доске схем изучаемого материала, содержащие все важные идеи и выкладки, следствия, причины, формулировки теорем, чертежи, использование мультимедийного оборудования. Для формирования навыков самообразования следует на уроке обучать учеников умению работать с книгой. Постигать абстрактность математических понятий с помощью моделирования.

Изучение нового материала. Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие - сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, третьи - переходят от обязательных заданий к творческим.

Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: ученики учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участникам педагогического процесса. Индивидуальное развитие ученика, его личная самооценка на каждом этапе урока формирует у подрастающего поколения стремление учиться по своему внутреннему убеждению.

Учет знаний учащихся на уроке. На этом этапе можно организовать взаимопомощь, посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу консультантов.

Организация повторения. На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу на уроке с теми учащимися, которые что-то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с заданиями из различных пособий (по карточкам).

Дифференцированная домашняя работа. На этом этапе можно одним учащимся предложить задания обязательного уровня усвоения материала, другим тоже самое и прибавить более сложную задачу и ученикам 3 группы - задания из учебника ти задачи из разных пособий (на карточках).

Проверка усвоения учебного материала. Основной целью проверки является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Проверка включает в себя самоконтроль и работу консультантов, то есть контрольные работы и самостоятельные работы - разноуровневые, к принятию зачетов можно привлекать консультантов, которые уже сдали зачет по данной теме.

Использовать уровневый тематический контроль удобнее всего, работая крупными блоками. В этом случае весь теоретический материал рассматривается компактно на первых уроках темы, а затем проводится отработка умений и навыков по уровням. Процесс усвоения материала темы будет более упорядочен и целенаправлен, если проводить принцип последовательного продвижения по уровням: сначала на уровне 0 (узнавание и понимание), затем отрабатывать решение типовых задач, работая на 1 уровне, и только потом переходить к решению комбинированных задач 2 уровня (уровня продуктивной деятельности). Четкое выявление уровней и последовательное продвижение по уровням дадут возможность избежать таких ошибок, когда на повторительно-обобщающем уроке, где рассматриваются задачи 2-3 уровней, учитель предлагает устную работу по воспроизведению формулировок определений, теорем или математических терминов. Эта форма работы ученикам интересна, но она требует деятельности 0 уровня (узнавание) и неуместна на уроке, преследующем достижение 2-3 уровней усвоения.

Содержание контролирующих работ должно быть заранее известно учащимся в той или иной форме, например 0 уровень в форме вопросов; 1 уровень в виде перечня всех типовых задач темы; 2 уровень в виде перечня примерных задач; Открытость уровневых требований к учащимся, норм оценивания - важнейшее условие гуманизации обучения.

Ознакомление учащихся с уровнями усвоения материала позволяет им рассчитывать свои силы, входе изучения темы они могут самостоятельно и осознанно оценить свои знания и возможности.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. - Ростов н/Дону: изд-во «Учитель», 2005.-28.
  2. Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213).