Проектная работа по теме «Маленькие герои большой войны»

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Авторы:
Бондаренко Марина, Воронцов Думитру,
Галаев Богдан, Грошенков Вадим,
Лисицына Диана. Лихачёва Дарья,
Перов Вадим, Прахов Александр,
Привалов Максим, Соколов Михаил,

обучающиеся 5 класса

Руководитель:
Сазонова О.В.

Направленность: патриотическая.

Тип проекта: продолжительный, групповой, поисковый.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

1.

Актуальность исследования

В 2020 году наша страна отпраздновала 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имеет себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!
Великая Отечественная война 1941-1945 г. длилась 1418 дней и ночей, и унесла жизни более 27 миллионов человек. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Много людей погибло не только в боях, но и от голода, бомбёжек, артобстрелов, невыносимых условий жизни и труда.
В эти тяжёлые годы солдаты и обычные люди совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу. А ведь наряду с героями, командующими армиями, солдатами, были другие легендарные герои - дети, которые сыграли не последнюю роль в Победе над фашизмом. Дети работали рядом и наравне со взрослыми. Маленькие герои сражались повсюду. На море, как Саша Ковалёв. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. За боевые заслуги десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями.
Сегодня, просыпаясь каждое утро, мало кто задумывается кому должен сказать «спасибо» за мирное небо над головой. Современные дети хорошо знают кто такой Человек-паук, и не знают имен героев, подаривших им возможность родиться и жить. А ведь среди них были такие же девчонки и мальчишки, как они!
В связи с этим, проблема нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста становится одной из самых актуальных.

Объект исследования: дети, принимавшие активное участие в ВОВ 1941-1945 годов.

Предмет исследования: роль детей в ВОВ 1941-1945 годов, их вклад в победу советского народа над армией Гитлера.

Гипотеза исследования: пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны.

2.

Проблема исследования

В 90-е годы XX века в России происходили экономические и политические изменения, которые привели к значительному социальному расслоению населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения негативно сказались на воспитательном воздействии российской культуры и образовании, как важнейших факторах формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
«Быть патриотом - значит не только с уважением и любовью относится к своей истории, а, прежде всего, служить обществу и стране», - Президент Российской Федерации Путин В.В. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ")
Мы живем в России! И нам есть чем гордиться: русская литература, наша уникальная культура (русский балет, авангард, архитектура, великие композиторы), мы были первыми в космосе, наши ученые (Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов К.Э.Циолковский…), великие полководцы…
В истории России есть и печальные факты - войны. Изучение этих трагических исторических событий, является одним из наиболее важных опытов и практик в формировании и воспитании настоящего гражданина и патриота. Невозможно быть патриотом и не чувствовать личной связи с Родиной, не знать, как любили, берегли и защищали ее наши предки.
В дни войны совершали подвиги и погибали, во имя огромной любви к своей Отчизне, не только взрослые, но и 13-17 летние мальчишки и девчонки. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы, кого-то замучили пытками и расстреляли. Это ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина» являлись абсолютными понятиями.
Мы обязаны знать и хранить историческую память о Великой Отечественной войне, о ее маленьких защитниках и их героических подвигах, совершенных ради жизни других!
Патриотическое чувство не может возникнуть само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

3.

Цель проекта

отдать дань памяти детям-героям ВОВ, развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный маленькими героями.

4.

Задачи проекта

- дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

- познакомить с историческими фактами военных лет;

- воспитывать патриотизм, уважение и признательность героям Великой Отечественной войны;

- создавать условия для представления полной картины войны в истории нашей страны и всего человечества;

- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

- собрать информацию и подготовить доклады о малолетних героях Великой Отечественной войны для выступления перед одноклассниками;

- формировать у детей навыки работы с дополнительным материалом и историческими документами с целью развития исследовательских навыков;

- сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет;

- обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.

5.

Временные рамки

сентябрь - май 2020 год

6.

Продукт проектной деятельности

книга памяти «Маленькие герои большой войны»

7.

План реализации проекта

I. Подготовительный этап.
1.Анкетирование.
2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
3. Экскурсия в музей боевой славы Старогородковской специальной (коррекционной) школы-интернат имени Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.
4. Просмотр документальных и художественных фильмов о войне («Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (центральная студия кинохроники, СССР) 1942 год, «И ты увидишь небо» (1978), «Мальчишку звали Капитаном» (1973).
5. Просмотр мультфильма «Скрипка пионера».
6. Беседа с детьми «Что такое подвиг?», «Что значит быть патриотом?».
7. Прослушивание музыкальных произведений и песен о войне («Прощание славянки» В. Агапкин, «Священная война» В.Лебедев-Кумач, А.А.Александров, «Хотят ли русские войны» Е.Евтушенко, Э.Колмановский, «День Победы» В.Харитонова, Д.Тухманов, «Соловьи» В.Соловьев-Седой, А.Фатьянов)

II. Практический этап
1. Чтение книг серии «Пионеры-герои».
2. Распределение работы между участниками проекта.
3. Выступление детей с докладами.

III. Заключительный этап
1. Анкетирование.
2. Оформление книги «Маленькие герои большой войны».
3. Подготовка к защите.
4. Защита проекта.

8.

Описание

На календаре 2020 год, космические корабли бороздят космическое пространство, спутники передают информацию за тысячи километров, практически у каждого мобильный телефон, дети ходят в школы, взрослые на работу, для нас открыто множество торгово-развлекательных центров. И многим все равно кажется, что жизнь рутинна и скучна. Сегодняшнее время, практически не требует появления настоящих героев, и постепенно растворяет в своем равнодушном и циничном течении имена многих настоящих героев Великой Отечественной войны, тех, кто не щадил себя ради других.
Дети и война - казалось бы два несовместимых понятия. Но тем и страшна война, что она не щадит никого: ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей.
Великая отечественная война сломала и искалечила судьбы 13 миллионов детей!
Обыкновенные мальчишки и девчонки, дети и подростки. До начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов они как все учились, помогали старшим, играли, шалили… Наравне со взрослыми с первых дней войны на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий Подвиг за свободу и независимость нашей Родины!
Их было так много, этих юных героев, что память не смогла сохранить все имена. Известные и неизвестные маленькие герои Великой войны, они тысячами сражались и гибли на фронтах и в оккупации. Они стреляли из одного окопа: взрослые солдаты, вчерашние школьники и дети. Они взрывали мосты, колонны с фашистской бронетехникой, закрывали своей грудью боевых товарищей.
Почему-то люди готовы много говорить о тех, кто не заслуживает внимания, и даже не вспоминают тех, чья короткая, но яркая жизнь освещает ту единственную правильную дорогу в жизни, по которой стоит идти!
Работая над проектом «Маленькие герои большой войны», мы не только сами познакомились с именами детей - героев, но и создали книгу памяти для нашей школы, которая поможет сохранить память о маленьких защитниках Родины и их героических поступках, совершенных во время Великой Отечественной войны.

Над нами небо голубое,
Нам жизнь счастливая дана,
И мы обязаны с тобою
Запомнить эти имена.

Герои наши - просто дети,
Чью жизнь оборвала война.
И мы должны запомнить эти,
Запомнить эти имена!

Принять их к сердцу близко-близко,
Их подвиг оценить сполна.
И, поклонившись обелискам,
Запомнить эти имена!

Запомнить навсегда и свято
И пронести сквозь времена.
Во имя Родины, ребята,
Запомним эти имена!
(Н.Тананко)

Тихон Баран
Первым, о ком мы хотим рассказать это простой белорусский мальчишка Тихон Баран. Он учился, играл с ребятами, помогал маме ухаживать за младшими сестренками. Мог часами рассказывать о своем любимом герое - Александре Невском.
Когда фашисты захватили деревню Байки в Белоруссии, вся семья Тихона - шестеро детей и родители - ушли в партизаны. Много раз Тихон, его сестренки и мама приносили в отряд ценные сведения о фашистах. Но в деревне, где они жили, жил предатель, который и рассказал фашистам, что эта семья знает, где искать партизанский отряд. Маму Тихона отправили в концлагерь в Германию, маленьких сестричек расстреляли, а Тихона связали и заставили провести их к партизанам.
И он повел фашистов… знакомой только ему одному тропкой туда, откуда нет выхода. Тихон привел немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Тихон погиб, а фашисты в панике метались по болоту. Погибло более двухсот врагов. О подвиге 12-летнего героя узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он написал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои».

Сергей Алешков (Алешкин)
Сережа был самым младшим из всех известных молодых солдат, во всяком случае, согласно, документам, хранящимся в военных архивах. После того как каратели расстреляли его мать и старшего брата за связь с партизанами, он стал сыном 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Первый документ о его награждении от 26 апреля 1943 года, медаль «За боевые заслуги». Было Сергею 7 лет!!!

Муся (Абрам Владимирович) Пинкензон
С детства мальчик учился играть на скрипке, и когда ему было пять лет, местная газета уже писала о нем, как о скрипаче-вундеркинде. Во время массовых арестов мальчик был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели на расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл «Интернационал». Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…

Пой, моя скрипочка, пой!
Это мой главный бой!
К светлым лети берегам!
Я не сдаюсь врагам!
Жизнь моя так коротка! -
Несколько взмахов смычка,
Сделанных детской рукой!
Пой, моя скрипочка, пой!
Пой у врагов на виду!
Я ненадолго уйду!
Нежной струною звеня,
Время запомнит меня,
Выживет вместе со мной
Голос серебряный твой!
Пой, моя скрипка, не плачь!
В вечность уходит скрипач!

После войны писатель Саул Н.И. написал о Мусе книгу «Расстрелянная скрипка», а в 1971 году в СССР вышел мультфильм «Скрипка пионера».

Саша Колесников
В марте 1943 Саша вместе с другом сбежал с уроков и отправился на фронт. Он хотел добраться до части, где командиром служил его отец, но в пути встретил раненного танкиста, который воевал в отцовском подразделении. Тогда узнал, что батюшка получил от матери известия о его побеге и по прибытии в часть его ждал страшный нагоняй. Это изменило планы мальчика, и он сразу же пристроился к танкистам, которые направлялись в тыл на переформирование. Саша наврал им, что остался совсем один. Так в 12 лет он стал солдатом, «сыном полка».
Несколько раз успешно ходил в разведку, помог уничтожить поезд с немецкими боеприпасами. В тот раз немцы поймали мальчика и, озверев, долго избивали, а потом распяли - прибили руки гвоздями. Сашу спасли наши разведчики. За время своей службы Саша «дорос» до танкиста и подбил несколько вражеских машин. Солдаты называли его не иначе как «Сан Санычем».
О Саше снят художественный фильм «Это было в разведке». Домой он вернулся летом 1945 года.

Артур Капустин
Самый юный боец в мировой истории сбивший истребитель в воздушном бою.
Кроме отца, все родные мальчика были убиты. Отец принимает тяжелое решение - берет Артура на фронт. Тайком усаживает в кабину борт-стрелка штурмовика ИЛ-2, который ему предстоит перегонять на фронт, в родной полк.
По прибытии на место, Капустин старший идет к командиру полка - полковнику Вайку. Подает рапорт о зачислении сына в состав полка.
Командир решает лично познакомиться с ребенком. На вопрос полковника - «Что собираешься делать?» Юный Артур браво отвечает - «Воевать, товарищ полковник!»
Так 9- летний Артур Капустин становится сыном 658 Штурмового авиационного ордена Александра Невского полка. Быстро становится любимцем механиков и оружейников. Со временем активно помогает в ремонте и обслуживании вооружения. Крупнокалиберный авиационный 12-мм пулемет УБС знает лучше, чем свои пять пальцев.
За время службы оружейником сумел отличиться. Собирая грибы в ближайшем к аэродрому лесу, заметил немецких диверсантов. Мальчик выскочил из кустов и как заорет «Хенде хох!», и трижды выстрелил в воздух из подаренного на 10-летие трофейного вальтера. Немцы были схвачены нашим патрулем.
В апреле 1945 года полк, в котором служил отец Капустина Артура штурмовал Берлин. Артуру удалось уговорить борт-стрелка отца - дядю Васю, взять его с собой в боевой вылет.
В этом вылете все и случилось. Мессеры зашли на эскадрилью майора Капустина со стороны солнца. И в идеальных условиях, будучи не замеченными до последнего, провели первую атаку. Ил-2 машина очень живучая, и сбить ее с первого захода практически нереально. Однако очередной пулеметной очередью был тяжело ранен борт-стрелок. Теряя сознание, дядя Вася прошептал - береги хвост!
Немцы пошли на второй заход, когда Артур смог залезть на бесчувственное тело дяди Васи. Первой же очередью рядовой Капустин уничтожил пилота немецкого истребителя. Мессер камнем рухнул вниз.
Бой продолжался еще около десяти минут. Все это время 10-летний Артур, скупыми очередями отгонял истребители, стремящиеся сесть на хвост штурмовика.
По прибытии на аэродром был большой разбор полетов. Досталось всем. И Капустину старшему, и Артуру. И руководителю полетов.
После, остыв командир полка наградил рядового Капустина, за сбитый немецкий самолет - медалью «За боевые заслуги».
2 мая 1945 года Артур Капустин вошел в покоренный Берлин. И оставил отпечаток детской ладошки на колонне Рейхстага.

Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм!

Это не все маленькие герои, о которых мы рассказали в нашей книге. И конечно, далеко не все ребята - герои вошли в нашу книгу памяти. Но очень хочется верить, что эта тема заинтересует и детей, и взрослых, и они захотят найти информацию о других настоящих героях.

9.

Выводы

«Только тот народ, который чтит своих героев,
может считаться великим». Рокосовский К.К.

На начальном этапе было проведено анкетирование, в котором было только 4 вопроса. Заполнить анкету было предложено не только детям, но и родителям. И результаты оказались печальными. Оказалось, что если родители имеют общее представление о Великой Отечественной войне, то не говорят об этом с детьми.

В процессе исследования данной темы мы пришли к выводу, что, дети, никогда не оставались в стороне от тех значимых событий, которые волновали наше государство.
Награждают ли сегодня в нашей стране за героизм детей? Да! Время от времени слышны радостные вести: вот девочка девяти лет вывела из пожара четверых детей, а вот десятилетний мальчик вытащил малышей, увязших в пашне в половодье; 16-летний подросток спас маленькую девочку, упавшую с моста в ледяную весеннюю реку.
Эти известия радуют, ведь это значит, что, несмотря на тотальный упадок культуры и прогрессирующие недуги общества, мы все еще в состоянии воспитать Человека, патриота и гражданина!

10.

Источники

1. https://шурави.екатеринбург.рф
/проекты/deti-geroi-vov

2. https://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_
vojna_sssr_khronika/razgrom_nemecko_
fashistskikh_vojsk_pod_moskvoj