1. Введение
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Этими словами великий русский педагог, создатель научной педагогической системы Константин Дмитриевич Ушинский очень точно отразил требования к профессии. Чтобы быть успешным, учитель должен идти в ногу со временем, учиться вместе со своими учениками и демонстрировать им на своем примере необходимость в постоянном самообразовании. Только при непрерывном развитии у учителя сохранится интерес к своей профессии и своему предмету, он сможет избежать профессионального выгорания. Именно поэтому очень важным для современного учителя становится овладение новейшими методами и формами обучения, в частности инструментами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Окружающий нас мир стремительно летит в будущее, которое совсем недавно казалось нам возможным только в научно-фантастических книгах и фильмах. Вместе с тем, мы не можем игнорировать требования научно-технического прогресса (НТП) и вынуждены под них подстраиваться. В мире, где информация стала главной ценностью, становится критически важным уметь ее добывать и грамотно использовать. А значит, и педагогу который должен подготовить детей к жизни в новом, информационном, мире и быть в нем успешными, нужно научить их работать с большим объемом данных и большим количеством информационных ресурсов, уметь отличать качественную информацию от ложной, уметь грамотно вести коммуникацию для решения задач.
Вызовы НТП учтены в национальных и федеральных проектах и программах развития науки и образования. Приход в школу информационных и цифровых технологий призван обеспечить более качественную подготовку учащихся к самостоятельной жизни в стремительно развивающемся технологичном мире. «Будущим выпускникам предстоит осваивать профессии, которых пока не существует, технологии, которые еще не изобретены, решать проблемы, которые сейчас невозможно предугадать...»1. Так, одной из целей национального проекта «Образование» (2019-2024) является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней2. В рамках проекта действуют такие федеральные проекты как «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа»3. Очевидно, что школу будущего невозможно представить без новых подходов к обучению с применением ИКТ и цифровизации. Это неотъемлемое требование нашего времени.
________________
1 ФИОКО - О проекте «Образование 2030» (fioco.ru).
2 Минпросвещения России (edu.gov.ru).
3 Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 "Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий".
Все выше сказанное доказывает актуальность моей работы. Во многих современных школах ИКТ в образовательном процессе не так широко применяются, как того требуют стандарты и вызовы времени. Это обусловлено и недостаточным оснащением школ, и отсутствием полноценной методической подготовки учителей, и нехваткой методических материалов. Особую важность приобретают ИКТ при обучении иностранным языкам. При коммуникативном подходе изучение языка направлено на умение решать коммуникативную задачу в реальной жизни. Для развития навыков грамотной коммуникации на иностранном языке нужно создать такие условия и выбрать такие формы и методы обучения, которые, прежде всего, заинтересовали бы ребенка в изучении предмета, активизировали бы его познавательную и творческую активность. В своей работе я бы хотела рассмотреть роль ИКТ в формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка, а также наиболее эффективные, на мой взгляд, инструменты ИКТ, которые могли бы помочь учителям заинтересовать учащихся и повысить качество образовательного процесса.