Использование сознательно-сопоставительного метода при обучении младших школьников английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык


В настоящее время в учебно-воспитательном процессе сознательно-сопоставительному методу обучения отводится ведущее место.

Использование данного метода при обучении детей английскому языку предполагает осознанное овладение ими лексическими и языковыми формами.

Известные российские учёные-лингвисты уделяли этому большое внимание в своих исследованиях.

Так, Л.В.Щерба, на идеях которого базируется лингвистическая концепция метода, указывает на важность сопоставительного изучения языков для более глубокого проникновения не только в изучаемый, но и в родной язык.

А.А.Миролюбов [2] в своей работе выделяет следующие методические принципы:

  • коммуникативная направленность процесса обучения;
  • учёт родного языка или ориентация на родной язык учащихся;
  • взаимосвязанное обучение разным видам речевой деятельности;
  • дифференцированный подход к обучению языковому материалу в зависимости от цели его усвоения;
  • учёт отрицательного языкового опыта учащихся.

Согласно первому принципу, процесс обучения направлен на формирование речевых умений, для чего требуется соответствующий подбор языкового материала, упражнений, инструмента профилактического контроля.

Второй принцип указывает на возможность учета как интерферирующего воздействия родного языка на иностранный язык, так и возможности использования переноса знаний, умений из родного языка.

В третьем принципе делается акцент на важность взаимосвязанного обучения разным видам речевой деятельности. А.А.Миролюбов отмечает, что усвоение материала происходит прочнее и быстрее при опоре на все виды ощущений: звуковые, зрительные, кинестетические и связанные с моторикой руки.

Принцип дифференцированного подхода подразумевает деление языкового материала на продуктивный и рецептивный в зависимости от решения коммуникативной задачи.

Согласно последнему принципу, сочетание положительного опыта на основе правил-инструкций и отрицательного «как не надо говорить и писать» (Л.В.Щерба), способствует эффективному формированию продуктивных речевых умений.

В структуре сознательно-сопоставительного метода обучения, со ссылкой на А.Н.Щукина [1], выделим приёмы обучения, связанные с объяснением нового грамматического материала:

  • анализ (разъединение предмета исследования на части);
  • синтез (объединение частей, элементов в единое целое);
  • классификация (отнесение предмета, явления к группе предметов и явлений);
  • сравнение (установление сходства и различия между объектами);
  • систематизация (приведение объектов в определённую систему).

Рассмотрим использование сознательно-сопоставительного метода на примере работы с грамматической конструкцией «Притяжательный падеж существительных». [3]

I этап. Сопоставление речевых элементов родного и иностранного языка через семантический анализ.

Алгоритм действий.

  1. При помощи «быстрых» схематичных рисунков сообщим о том, какую информацию несёт в себе пара слов и словосочетание «мама, шарф», «мамин шарф».
  2. Сопоставим пару слов, словосочетание и их значения в картинках и выделим зелёным цветом элемент языкового объекта, несущий информацию о принадлежности - «-ин»
  3. Сопоставим пару слов, словосочетание и их значения в картинках и выделим зелёным цветом элемент языкового объекта, несущий информацию о принадлежности - «'s»

II этап. Усилениеконцентрации внимания посредством грамматических конструктов, несущих в себе курьёз.

«Tail'smonkey - хвостина обезьяна»

«Monkey'stail - обезьяний хвостик»

«Car'sfather - машинин папа»

III этап. Коммуникация.

Обучающимся предлагаются различные ситуации для тренировки данного грамматического материала в письменной и устной речи.

Как показывает практика, сознательно-сопоставительный метод эффективен в работе над таким учебным материалом, как: «Образование множественного числа существительных», «Составление вопросительных и отрицательных предложений», «Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных» и др.

Использование в учебно-воспитательном процессе материалов, разработанных на методических приёмах и принципах сознательно-сопоставительного метода, положительно сказывается на психологическом климате в классе, положительной динамике личностного развития детей, продуктивном их вовлечении в учебно-познавательный процесс, а также создании условий для формирования основ самоконтроля и самооценки.

Литература

  1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. - М., 2004.
  2. Миролюбов А.А. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностранным языкам. - М., 1998.
  3. Шумилова Н.Н. Грамматика с улыбкой с электронным приложением. Учебное пособие. Журнал Английский язык № 8, 9, 10, 11 2012 г., №1 2013, ИД «Первое сентября», «Чистые пруды».