Профессия учителя уникальна тем, что к ней всегда предъявляют высокие требования, которые обязывают учителя постоянно повышать свою квалификацию. В настоящее время педагоги самостоятельно могут выбирать удобные для себя формы повышения квалификации: самообразование, различные очные и дистанционные курсы, семинары, конференции, мастер-классы и т.д.
Последние события в мире, связанные с пандемией, выявили проблемы, связанные со сложностями быстрого перехода с традиционной формы обучения в формат дистанционной. Резко выросла нагрузка учителя, связанная с необходимостью повышения IT-компетенции, изучения технологии дистанционного обучения, обработки огромного контента ученических работ, подготовки занятий в онлайн режиме и дублировании сценария занятий для учащихся, не имеющих возможности посещения онлайн-уроков, организации сетевого взаимодействия с учениками и их родителями, анализом учебных платформ, интернет-ресурсов, подходящих к учебнику и программе учебного курса. Это ситуация требовала решения. Возник вопрос: «Как выбрать доступные, современные и действенные способы повышения квалификации?».
Развитие непрерывного образования педагогов может происходить через сетевое взаимодействие педагогов, сотрудничество, социальное партнерство.
Сетевое взаимодействие педагогов
Под сетевым взаимодействием рассматривается система действий педагогов, позволяющая им реализовать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие. В настоящее время можно выделить следующие преимущества сетевого взаимодействия:
- знакомство с коллегами, поиск единомышленников и расширение круга своего общения,
- возможность представить свой педагогический опыт широкой аудитории и получить мнение, совет или рекомендации коллег - профессионалов,
- познакомиться с опытом коллег с целью использования их идей в своей работе,
- получить консультации и рекомендации начинающему учителю у педагога-наставника,
- обсудить передовые методики преподавания, возможности использования современных технологий,
- освоить современные сетевые сервисы,
- принимать участие в работе сетевых сообществ,
- изучить правила сетевого общения и приобрести навыки дистанционной работы,
- повысить самооценку и получить стимул для творчества и профессионального развития,
- планировать свое время для участия в сообществе в удобное для себя время.
В каждой школе, как правило, есть сообщество коллег, организованное на основе мессенджера «Viber», где происходит обмен новостями, решаются организационные вопросы. На базе этих сообществ во время дистанционного обучения сразу же были созданы рабочие группы из коллег и заместителя директора, обладающих высоким уровнем IT-компетенции, которые провели анализ существующих платформ для проведения видеоконференций, были подготовлены мастер-классы по ознакомлению с возможностями платформы ZOOM, рекомендовали учебные платформы: РЭШ, Учи.ру, Фоксфорд, Интернетурок, Видеоуроки.ру, социальные сети и мессенджеры, позволяющие поддерживать обратную связь с обучающимися и родителями. В рамках совместной работы с коллегами происходил продуктивный обмен информацией по проектированию дистанционного урока (структура, содержание, объем), подготовке учебных материалов, отбору электронно-образовательных ресурсов, поиску наиболее удобных способов проверки знаний обучающихся. Наряду со школьным сообществом на территории города Белгорода действует сообщество учителей биологии, которое оперативно позволяет решать профессиональные вопросы: методическое обеспечение образовательного процесса, особенности работы с одаренными детьми, подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, обмен передовым педагогическим опытом.
Сетевое взаимодействие показало высокий результат, который проявляется не только в приобретении новых знаний, умений и навыков, но и стало прекрасной психологической поддержкой со стороны коллег, учитель не остался один на один с проблемой «что делать в новых условиях?». Успех работы школы зависит от активного сотрудничества, взаимной деятельности всех коллег. Приходится постоянно повышать уровень компетенций, делится опытом работы, искать рациональное решение тех или иных проблем.
Обобщая изложенное выше, можно сказать, что сетевое взаимодействие, какую бы форму не выбрал педагог, позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности учителя и развития его творческих способностей. Наряду с сетевым взаимодействием, социальное партнерство и сотрудничество в образовании определяется как одно из актуальных направлений развития системы непрерывного образования.
Социальное партнерство в школьном образовании является наиболее современной и эффективной формой взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей, представителей образовательных организаций, позволяющих достичь открытости, доступности и продуктивности школьного образования.
Что побуждает учителя к привлечению социальных партнеров?
- Повышение уровня квалификации учителя.
- Расширение образовательного пространства.
- Развитие творчества и креативности.
- Расширение круга общения.
- Формирование новых ИKT-компетенций.
- Обогащение программы обучения.
- Повышать мотивацию и позитивное отношение обучающихся к учебе.
Область применения социального партнерства:
- Работа с одаренными детьми.
- Повышение квалификации учителя.
- Профориентация обучающихся.
Основными направлениями социального партнерства школ и вузов являются:
- совместная разработка преподавателями БелГУ и учителями школ учебных и методических пособий для учителей и учащихся, которое осуществляется в рамках курсовой подготовки учителей;
- экспертная оценка преподавателями вузов учебно-методических работ, подготовленных учителями средних образовательных учреждений;
- консультация учителей по подготовке к ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам на базе БелГУ и БелСХА;
- проведение на базе вузов предметных олимпиад для обучающихся школ (Межрегиональная полипредметная олимпиада», «Высшая проба» на базе БелГУ, на базе БГТУ олимпиада «САММАТ»);
- организация студенческих конференций БелГУ с привлечением обучающихся средних учебных заведений в рамках дня науки: Белгородский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Юность науки центрального Черноземья», «Старт в медицину» , «4 Детского научного форума-2020» в БГТУ им. Шухова;
- разработка тематики проектных работ, соответствующих потребностям и направлениям образовательных программ вузов и школ совместно с ведущими специалистами различных кафедр БелГУ, БелСХА, БГТУ им. Шухова (Кирюшина Н.Ю., доцент кафедры промышленной экологии проект «Оценка почв придорожной территории», «Очистка сточных вод от ионов тяженых металлов корой дуба», Гончарова Е.Н. «Создание биоплато как способ решения эвтрофикации реки Везелка»;
- издание совместно с учителями школ и преподавателями БелГУ сборников научных статей (межвузовский сборник научных трудов «Научная инициатива в психологии», 2019 г., Ковалева О.Л., к.б.н. доцент БелГУ, Швецова В.А., к. психол. н. доцент БелГУ, Пышкина Т.Л.; международная научно - практическая конференция «Трансформация социальных функций образования в современном мире», 2015г, Ковалева О.Л., к.б.н. доцент БелГУ, Алексеева М.А., Пышкина Т.Л.);
- оказание помощи учителям в организации и руководстве научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся (организация экспериментальной части исследовательских и проектных работ);
- организация и проведение научно-практических конференций (ежегодный «Шуховский фестиваль научно-исследовательских и проектных работ»);
- проведение научно-практических семинаров, круглых столов, конференций для учителей школ;
- помощь в проведении профориентационной работе учителям-предметникам в рамках экскурсий и встреч с ведущими специалистами БелГу, БелСХА и БГТУ им. Шухова.
Особую роль в рамках непрерывного образования имеет тесное взаимодействие учителей с БелИРО. Через различные формы взаимодействия, такие как, участие в вебинарах, семинарах, конференциях, педагогических форумах, обобщение педагогического опыта, курсы повышения квалификации БелИРО создают условия для самореализации, творческого и интеллектуального развития педагога.
Таким образом, социальное партнерство и сетевое взаимодействие актуальны в современном образовательном процессе, поскольку позволяют оптимизировать педагогический процесс для достижения наивысших результатов.
Литература
- Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике/Педагогика в современном мире// Сборник статей всероссийской научной конференции. - Санкт-Петербург: Издательство «Лема», 2011. -с.123-129.
- Гололобова, Н.Л. Организация сетевого взаимодействия педагогов как условие непрерывного повышения квалификации учителей начальных классов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2009.-№6.-С.54-59.
- Зоткин, А. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования / А.Зоткин, Н.Егерева //Народное образование.- 2007. - №1. - С.109-118.
- Зубарева Т.А. Сетевые формы взаимодействия в образовании: основные вопросы теории и практики: монография / Т.А.Зубарева, А.В.Петров ; под ред. А. В. Петрова. - Горно-Алтайск: МНКО, 2008. -150 с. (9,3 / 6,2 пл.).
- Сурайкина Л.А. Социальное партнерство в сфере образования// Интеграция образования - 2011. - №4 - с. 141-145.