Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить.
(Б.Окуждава)
Введение
Для современного образования характерно смена парадигмы (от традиционной, знаниевой парадигмы к деятельностной, для которой характерен лозунг «образование на протяжение всей жизни»). Многие философы, педагоги и обычные учителя-практики обеспокоены качеством образования в современной России. Ученые подсчитали, что если Россия до 2020 года не найдет эффективных путей модернизации своего образования, то мы перейдем «точку невозврата», т.е. навсегда отстанем от развитых стран.
Развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки обучающихся начальной школы. От современной начальной школы требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО1), направленных, прежде всего, на достижение планируемых результатов образования, не только предметных, но и личностных, и метапредметных: развитие личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий (УУД2), потребностей в самообразовании на основе организации образовательной деятельности. Ожидается, что именно информатизация, а именно, формирование информационной образовательной среды (ИОС3) учебного заведения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будет способствовать решению этих задач.
______________
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 №1576)
2 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
3 Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Методические рекомендации / Е.В.Чернобай. М.; Изд-во: Просвещение. - 2011. - 65 с.
Информационно-образовательная среда определяет новую роль учителя, готового к профессиональному использованию средств информационно-коммуникационных технологий, входящих в среду.
Все системные обновления в образовании направлены на формирование жизнеспособной личности, обеспечение прав обучающегося, удовлетворение его образовательных потребностей, создание условий для раскрытия его склонностей и способностей.
Новое понимание образовательных результатов требует от современного учителя проектирования совершенно иной педагогической деятельности, включающей использование ИКТ, в том числе и для организации внеурочной деятельности обучающихся. Но в то же время образовательная практика не накопила достаточный опыт методических разработок по созданию блогов и их использованию в образовательной деятельности.
Данное противоречие обуславливает актуальность нашего проекта.
Цель работы: разработать блог для обучающихся и родителей и определить его роль в формировании ИОС в начальной школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме проекта.
- Определить педагогические условия эффективности создания ИОС в школе.
- Выявить специфические особенности блога для обучающихся и родителей в начальной школе.
- Подобрать веб-сервис и разработать блог, наполнить его актуальным контентом.
I. Теоретическое обоснование проекта
1.1 Подходы к определению «информационно-образовательная среда»
Понятие «информационно-образовательная среда» нуждается в определенных уточнениях, поскольку не вполне обоснован сам термин. Подобное словообразование предполагает сочетание двух функций: информационной и образовательной, в то время как образовательная функция шире информационной и включает в себя последнюю. Более оправдан термин «информационная образовательная среда» (ИОС), то есть образовательная среда, базирующаяся на использовании ИКТ. Тем более что на практике фактически идут от создания информационных технологий к их интеграции в существующие образовательные среды, формируя тем самым информационные образовательные среды.
По мнению, И.Г. Захаровой, информационная образовательная среда учебного заведения представляет собой сложную систему, аккумулирующую наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал учебного заведения, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов, при этом управление данной системой основано на целевых установках общества, обучаемых и педагогов4.
______________
4 Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. …канд.пед.наук. - Тюмень, 2003. - 24 с.
По мнению учителей-практиков, ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования5.
______________
5 Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513446/
По мнению О.Ильченко, ИОС - это системно-организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса6.
______________
6 Ильиченко О. НАЗВАНИЕ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
В.И.Солдаткин утверждает, что информационно-образовательная среда - это единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-комуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя электронные библиотеки, распределённые базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики7.
______________
7 Подробнее на Elhow: http://elhow.ru/ucheba/informatika-i-ikt/opredelenija-po-informatike/chto-takoe-ikt?utm_source=users&utm_medium=ct&utm_campaign=ct
ИКТ - это информационные и коммуникационные технологии, в состав которых входят различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, передать определенную информацию или оказать услуги.
Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе - не обойтись! Очень важно формировать и развивать ИКТ-компетентность учителя. В современном, динамично-развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. В примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя входит умение грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы. Такие понятия, как блог, блогер, блогосфера, все чаще находят отражение в образовательном процессе. Блог является одной из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса.
К ИКТ относятся: Интернет компьютерное оборудование сотовая связь спутниковые технологии электронная почта мультимедийные средства программное обеспечение и пр. Все информационные и коммуникационные средства, которые используются в сфере образования, можно поделить на два вида: программные аппаратные. К аппаратным средствам можно отнести компьютер, принтер, проектор. Компьютер - это универсальное устройство, предназначенное для обработки информации. Благодаря принтеру можно зафиксировать на бумаге созданную или найденную информацию. В термине ИКТ можно заметить определенную повторяемость, ведь присутствие коммуникаций автоматически приводит к обмену информацией, а обмен информацией предполагает использование коммуникаций.
1.2 Основные функции блога в информационно-образовательной среде начальной школы
Блог - это онлайн журнал, интернет-дневник, основным наполнением которого являются систематически добавляемые записи. Записи содержат текст, фотографии, графические элементы или мультимедиа. Записи в блоге обычно недлинные и сгруппированы в обратной хронологической последовательности. Чаще всего блоги публичны, имеют читателей, вступающих в полемику с автором блога посредством комментариев к записи или в своем личном блоге. Комментарии к блогу сделали его средством общения в сети, которое по ряду критериев превосходит электронною почту, форумы и чаты8.
______________
8 Что такое блог в интернете? // Все об интернет-маркетингеиз первых рук [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://prozhector.ru/wiki/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/
Само слово «блог» происходит от сочетания слов weblog, т.е. интернет Log или же, другими словами, интернет-дневник (запись событий). В общем понимании, он должен представлять из себя совокупность коротких записей (кстати, сервис микроблогингаTwitter9 может служить образцом краткости), оставленных одним или несколькими авторами, которые упорядочиваются в хронологическом порядке (новые записи вверху), и к каждой такой записи в таком дневнике его читатели могут оставлять свои собственные комментарии.
______________
9 Что такое Twitter и как им пользоваться - как зарегистрироваться, войти, настроить фон и начать общаться в Твитере [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ktonanovenkogo.ru/seo/twitter-i-friendfeed-dlya-chego-nuzhno-kak-zaregistrirovatsya-kak-nastroit-i-nachat-obshhatsya-avtomaticheskij-posting-novostej-s-sajta-1.html
Т.е. блог - это своеобразный диалог между его автором и людьми с похожими интересами или проблемами. По мере развития интернет-дневника у него, как правило, формируется своя собственная аудитория читателей, которая информируются о появлении новых материалов чаще всего с помощью RSS ленты.
http://ktonanovenkogo.ru/wordpress/wordpress_osnovi/chto-takoe-blog-i-zachem-on-nuzhen-kak-sozdat-svoj-blog-besplatno-na-wordpress-optimizaciya-zarabotok-na-bloge.html#blog-sozdat-besplatno
Персональные сайты, состоящие из записей владельца и комментариев к ним, также часто именуют блогами. Набирать популярность блоги начали с 1996 года. В 1999 году компания из Сан-Франциско - PyraLabs открыла сайт Blogger.com, ставший первой бесплатной блоговой службой.
Контент - это информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.), а также книги, газеты, сборника статей, материалов и др.10
______________
10 Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117680
Анализ блогов учителей-практиков, показал, что чаще всего блоги содержат методический материал для учителей, родителей и учащихся, рекомендации, интернет-ресурсы, которые позволят учащимся ,родителям и учителям черпать полезную и познавательную информацию.
Использование блогов позволяет:
1. Использовать свой блог для распространения учебных материалов или ссылок на них. И эти материалы становятся доступными для ваших учеников как из школы, так и из дома. К таким материалам относятся интерактивные рабочие листы, которые я регулярно размещаю в своем блоге. Ребята умеют сохранять копии и оставлять их для проверки
2. Оставляя комментарий к Вашему сообщению в блоге, ученики и их родители становятся участниками настоящей учебной дискуссии.
3. На смену бумажной стенгазете пришло новое современное средство, с помощью которого ученики станут соавторами и редакторами собственных публикаций..
4. Блог - это своеобразная доска объявлений о предстоящих и прошедших событиях в классе, школе; о разнообразных конкурсах и результатах участия в них. Здесь же можно разместить поздравления с Днём рождения и другими праздниками. На смену написанным от руки листочками и фотокопиями придёт электронная доска объявлений.
5. Ученики, быстро овладевают навыками работы в сети. Они могут также создать свой личный блог и учительский блог станет Центральным пультом управления ученическими блогами. Тогда блоггерство станет учебным процессом.
6. Мы все любим планировать и руководить. И именно блог поможет преобразовать эту суровую необходимость в продуктивный творческий процесс. Открытые урочные планы и послеурочные рефлексии, гениальные идеи к уроку, а также затруднения и проблемы учеников могут стать средством личного развития каждого из участников образовательного процесса.
7. Большое место в блоге может занимать дополнительная информация к урокам. Ведь не секрет, что самостоятельный поиск нужной информации в Интернете детьми младшего школьного возраста, может привести их на сайты с откровенно «недетской» рекламой. Встроенные в блог видео, презентации, гипертексты, аудиолекции - все эти средства мультимедиа пополнять копилку технических средств, продемонстрируют наглядность к новой теме.
Ребята быстро откликаются на участие в викторинах. Одна группа работает со стендом в классе и ищет ответы в книгах - энциклопедиях, а другая использует ресурсы Интернета. Все изучают инструкцию по работе с поисковой системой. Трудности возникают с вопросами требующие развёрнутого ответа, так как ещё трудно выбрать краткую информацию из большого объёма материала. Можно сделать вывод, что ребята учатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
8. Блог - помощник учителя. Можно открывать отдельный блог для каждого отдельного события.
9. Блог - хороший инструмент для организации обратной связи с коллегами, учащимися и их родителями. Можно публиковать рекомендации по изучению учебных тем, полезные советы родителям, объявления. В результате, учащиеся сами пробуют публиковать свои заметки, репортажи, отзывы о школьных мероприятиях, свои творческие и исследовательские работы .Ребятам такая работа очень нравится, они горят желанием быть соавторами. Другим способом организации обратной связи с читателями блога является проведение опросов, анкетирование.
10. На основе блога можно создать полноценный многофункциональный веб сайт. Используя возможности ярлыков (тегов), архивирования, встраиваемых мультимедиа, можно получить современный интерактивный сайт
Блог - это новые навыки в работе с персональным компьютером: публикации фотографий, слайд-шоу, посвящённые школьным мероприятиям, праздникам, экскурсиям.
Выводы
Итак, проведённый нами теоретический анализ проблемы проекта показал, что ИОС - это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Блоги в современном мире пользуются большой популярностью. Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа.
Блог, как важная часть ИОС школы, включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде.