Наставничество как важнейший элемент качественной подготовки квалифицированных кадров

Разделы: Биология, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: сетевое взаимодействие


Наставничество давно уже используется в сфере образования в качестве способа подготовки специалиста.

В словаре В.Даля можно найти понятие «наставник» под толкованием «учитель или воспитатель, руководитель», «наставничество» как «звание, должность, дело наставника». Данная деятельность существовала с 30-х годов в различных формах и начала распространяться с 70-х годов XX века.

Еще в древние времен философы рассматривали основные задачи наставника. Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) считал пробуждение мощных душевных сил ученика главной задачей наставника.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) французский философ, утверждал, что самое главное и сложное искусство наставника заключается в умении ничего не делать с учеником.

Наставничество в широком смысле этого слова играло важную роль в становлении российской педагогики. В 1813 году согласно постановлению Министерства народного просвещения в учебных заведениях вводилась должность надзирателя, наставника. В его обязанности входило постоянное наблюдение за учениками, их обучение, а также было важно «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности».

Наставником назывались лучшие учителя с безграничным опытом. Школу было немыслимо представить без профессионального педагога как основного источника разума, просвещения. Особое значение наставничеству уделялось и в первой половине 20 века. П.П.Блонский, Л.С.Луначарский, А.С.Макаренко были замечательными наставниками и пропагандировали роль наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения.

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из основных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»).

23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В.В.Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества.

После окончания высшего учебного заведения молодой педагог имеет знания по предмету, педагогике и психологии, но успешно применять их на практике может не всегда. В такие моменты возникает необходимость в педагоге-наставнике. Педагогическое наставничество предполагает систематическую индивидуальную работу опытного специалиста по развитию у молодого педагога необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно способствует наиболее глубокому и всестороннему развитию, имеющимся у молодого специалиста знаниям в области предметной специализации, методике преподавания, умении вести документацию. Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности, помочь адаптироваться к корпоративной культуре, к лучшим традициям коллектива и правилам поведения, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективного обучения наставником молодого педагога профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. А основным условием эффективного обучения молодого специалиста - его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником.

Для работы с молодым специалистом педагог-наставник должен обладать определенными качествами:

  • быть в курсе последних достижений науки, постоянно совершенствовать средства и методы, используемые в учебном процессе;
  • обладать способностью нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки;
  • предоставлять молодому педагогу простор для самостоятельной деятельности;
  • уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства;
  • уметь диагностировать, анализировать и контролировать деятельность молодого специалиста;
  • быть образцом для подражания, как в плане межличностных отношений, так и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности;
  • разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи молодому специалисту, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков.

Основным методом работы педагога-наставника является посещение уроков молодого специалиста и организация их самоанализа, для выявления проблем, которые испытывает начинающий учитель в своей профессиональной деятельности. Кроме того, наставнику необходимо оказывать помощь в подготовке к урокам, в написании технологических карт уроков, проводить анализ тематического и поурочного планирования, оказывать поддержку в свободном овладении инновационными педагогическими технологиями. При этом на данном этапе наставником используются комплексные методы: педагогические мастерские, мастер-классы, работа в творческих группах, проблемно-деловые и рефлексивно-ролевые игры, что позволяло сформировать такое качество профессионального развития молодого учителя как педагогическая рефлексия.

Более того, очень важно в становлении молодого педагога посещение уроков педагога-наставника с целью изучения применения в практической деятельности различных педагогических технологий, методов и приемов.

С целью эффективного взаимодействия педагога-наставника с молодым специалистом необходимо соблюдать такие правила общения как:

  • не навязывать свою точку зрения, не использовать подобные выражения«вы должны», «вам необходимо», «вы обязаны» и т.д.;
  • не давать готовых решений «На Вашем месте я бы поступил следующим образом…» - эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, а ущемляют самолюбие молодого педагога.

Педагог-наставник в любой затруднительной ситуации для молодого специалиста должен найти слова ободрения и поддержки, помочь ему найти правильное педагогическое решение данной проблемы.

Помимо производственных отношений между наставником и молодым специалистом должна быть налажена обратная связь. Примером могут послужить периодические доверительные беседы, на которых в дружеской обстановке решались бы вопросы об уровне удовлетворенности сотрудника условиями работы (статусом, оплатой труда, перспективой развития, реализацией своего потенциала). В беседе необходимо помочь сохранить интерес к профессии, мотивировать сотрудника, исключить возможность быстрого профессионального выгорания.

Заключение

Современная школа как никогда нуждается в молодых квалифицированных специалистах. Большую роль в социально-профессиональной адаптации молодых педагогов могут сыграть опытные педагоги. «Позади каждого добившегося успеха человека стоит тот, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком является их наставник». (Мозгарёв Л.В. Алгоритм профессионального развития педагога / Л.В.Мозгарёв // Сб. научных трудов.)

Литература

  1. Круглова, И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя / Автореф.канд. пед. наук - М., 2007. - 162 с.
  2. Лапина, О.А., Магальник Л.А. Наставничество: Вариант управления карьерой руководителя образовательного учреждения / Школьные технологии - М., 2001. - 204 с.
  3. Льюис, Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний - М., 1998. - 155 с.
  4. Макарова, Т.Н., Макаров В.А. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя / Завуч. Управление современной школой - М., 2007. - 302 с.
  5. Маслова, Л. Помощь молодому учителю в профессиональном становлении / Методическая работа в школе - М.,2009. - 163 с.
  6. Махмутов, М.И. Педагогика наставничества. - М.: Сов.Россия, 1981. - 286 с.
  7. О школе и учителе: сборник постановлений и материалов. - М., 1938. -240 с.
  8. Парслоу, Э., Рэй, М. Коучинг в образовании. Практические методы и техники - ЗАО Изд-во СПб, 2003. - 155 с.
  9. Смольникова, Н.С. Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания - М., 1984. - 384 с.
  10. Щербакова, Т.Н. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 21.02.2021).