Цели урока:
- Познакомить учащихся со словарями русского языка; показать их назначение и область применения; формировать потребность в обращении к словарям и навыки работы с ними, способность извлекать из словаря информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Развивать читательский интерес к поиску информации, абстрактное мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.
- Воспитывать чувство уважения к книге и справочной литературе, повышать интерес к русскому языку, книге; воспитывать культуру речи.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в путешествие в интересную страну. Для начала ответьте, как вы понимаете слова А.Франса, знаменитого французского писателя, блестящего стилиста: «...словарь - это вселенная в алфавитном порядке. Словарь есть книга в широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтобы извлекать их из нее...»? (Ответы детей.)
- А кто может сказать, с чем мы познакомимся во время путешествия? (Ответы детей.) Обратите внимание на выставку (выставка словарей).
- А что такое словарь? Когда появились первые словари?
1. Знакомство с историей появления словарей. (Сообщение учащегося)
Сообщение «История появления словарей»
Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки - лексикографии. Более тысячи лет тому назад в языке насчитывалось всего несколько десятков тысяч слов.
Книги на Руси писались и многократно переписывались от руки. Часто случалось так, что монах-переписчик встречал неизвестные ему слова. Чтобы сэкономить время, монах записывал найденные в других книгах объяснения неизвестных слов на полях рукописной книги или между строчками текста.
Подобные разъяснения непонятных слов прямо в тексте специалисты назвали глоссами (от греч. glossa - устарелое слово, требующее объяснения).
Постепенно язык развивался и обогащался новыми словами. Все больше глосс появлялось на полях и страницах рукописных книг. Это сильно затрудняло чтение основного текста и привело к мысли о создании толковых книг, а потом и первых древнерусских словарей-глоссариев, в которые включались неизвестные и малопонятные читателю слова с объяснениями.
Первые словарные опыты на Руси известны с ХШ в. Это небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями и переводами.
Первый словарь появился в Китае, а первым русским словарем принято считать Азбуковник, помещенный в списке Кормчей книги 1282 года и содержащий 174 слова.
Первыми печатными словарями у восточных славян были "Лексис" Лаврентия Зизания Тустановского и "Лексикон славянороссийский и имен толкования" Памвы Берынды, вышедший в 1627 г. в Киеве. Автор последнего словаря обобщил опыт многовековой традиции глоссирования непонятных слов. Составление этого словаря является поистине научным подвигом автора.
В Петровскую эпоху в России была продолжена работа по созданию словарей. В 1704 г. в Москве выходит "Лексикон" Федора Поликарпова. Шеститомный словарь Академии Российской, выпущенный в 1789-1994 гг. и переизданный позже, открыл традицию нормативных толковых словарей русского языка.
Вторая половина XIX в. подарила миру знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля.
Положение в нашей лексикографии резко меняется после Великой Октябрьской социалистической революции.
За сравнительно короткое время вышел четырёхтомный словарь под редакцией проф. Д.Н.Ушакова, однотомный словарь С.И.Ожегова; в 1965 г. было завершено издание семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка» Академии наук.
II. Сообщение нового материала
1. Значение словарей и их виды
Лексикографы подразделяют словари на два основных типа: лингвистические (от лат. lingva - язык) и энциклопедические (от греч. enkyklios paideia - обучение по всему кругу знаний). Лингвистические и энциклопедические словари имеют разные цели и задачи.
- Для чего необходимы словари?
- Какую помощь человеку может оказать словарь?
- Каково назначение лингвистических словарей?
2. Знакомство со словарями. Первая наша остановка «Толкование»
Что такое толковый словарь? Слово «толковый» означает дельный, разумный, с толком (человек). Применительно к словарю - содержащий в себе толкование, объяснение. (Учащиеся знакомятся со словарем).
А) И.А.Даль: «Толковый словарь живого Великорусского языка» вышел в свет в 1866 году. Это один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. Над словарём автор работал 53 года.
Б) Толковый словарь С.И.Ожегова: однотомный толковый словарь под редакцией Сергея Ожегова является первым словарем после Первой мировой войны и революции.
Содержал 53000 слов. Словарь последовательно пополнялся Н.Ю.Шведовой. Охватывает белее 80000 единиц.
В данный момент является уникальным и самым популярным словарем русского языка. В настоящее время высоких технологий написанное в словаре Ожегова не оспаривается и принимается как истина в последней инстанции. Как и все великие вещи, словарь составлен таким образом, что его статьи понятны всем.
В 1990 году толковому словарю С.И.Ожегова присуждена премия имени А.С.Пушкина.
3. Вторая наша остановка «Этимология». «Этимологические словари»
- Выполните задание: рассмотрите этимологический словарик, составленный авторами вашего учебника. Расскажите о его целях, строении. Для аргументации своих выводов подберите из него интересные, на ваш взгляд, примеры.
4. Третья наша остановка «Ударная». «Словари ударений»
«Словарь ударений» под редакцией Агеенко содержит около 76000 слов. Этот словарь помогает определить правильную постановку ударений в трудных словах и формах слов.
Словарь построен в алфавитном порядке. Здесь есть и раздел имён собственных: географические названия, имена известных людей планеты.
Словарь предназначен для учителей и учеников. А так же для дикторов телевидения и радио, журналистов.
5. Четвертая остановка «Учебник»
- Как называется в вашем приложении словарик, регулирующий нормы произношения звуков и постановку ударения в словах? («Говори правильно».)
- А как называются такие словари? (Орфоэпические.)
6. Пятая остановка «Морфемия». «Словари морфем»
Словарь морфем - словарь, в котором показаны части слов: корень, суффиксы, приставки. Даны способы словообразования.
В словаре под редакцией Кузнецова находится около 52000 слов. Словарь разбит на три части - корни, приставки и суффиксы. Все эти части находятся в алфавитном порядке.
Используя этот словарь, можно безошибочно разобрать слова по составу, образовать множество новых однокоренных слов.
Словарь предназначен для филологов, учителей и учеников.
7. Шестая наша остановка «Синонимия». «Словари синонимов»
«Учебный словарь синонимов русского языка», авторы - Зимин В.И., Алекторова Л.П. Данный словарь насчитывает около 1950 слов и около 709 синонимических групп. Задача словаря - представить учебный материал, необходимый для овладения синонимическим богатством русского языка. Словарь построен в алфавитном порядке. Словари разбиты на группы синонимов. Каждому слову даётся объяснение, приводится пример использования данных слов. В конце словаря есть общий словоуказатель всех слов. Словарь предназначен, прежде всего, для преподавателей русского языка и учащихся. Однако может использоваться всеми людьми, которые интересуются русским языком.
8. Седьмая остановка «Антонимия». «Словари антонимов»
Словарь антонимов Львова М.Р. содержит свыше 3000 слов с противоположным значением. К антонимам приводятся синонимы (синонимические пары антонимов). Антонимические пары иллюстрированы цитатами из художественной, научной литературы и публицистики. Словарь предназначен для специалистов-филологов, переводчиков, работников печати и радио. Он представляет интерес и для широкого круга читателей.
- Выполните задание: Выполните задание.
Расположите антонимы в алфавитном порядке. Приведите свои примеры.
- день - ночь;
- явный - тайный, скрытый, затаённый;
- говорить - молчать;
- тихий - громкий, оглушительный; шумный, буйный;
- закат - рассвет;
- отталкивать - притягивать;
- подъём - спуск;
- родина - чужбина;
- хвалить - ругать, порицать, корить.
9. Восьмая остановка «Омонимия». «Словари омонимов»
«Словарь омонимов» под редакцией Колесникова Н.П. содержит 3500 групп разных омонимов. Автор словаря - единственный в России исследователь, перу которого принадлежит 10 словарей, изданных за 25 лет его работы.
Словарь построен в алфавитном порядке. Слова разбиты на группы. Каждому слову даётся объяснение, приводится пример использования. Есть таблица условных объяснений.
Словарь необходим преподавателям русского языка, ученикам и всем тем, кто интересуется богатством русского языка.
- Выполните задание: какую информацию о слове можно получить в словаре омонимов. Приведите примеры омонимов. Составьте предложения, используя предложенные слова.
10. Девятая остановка «Фразеология». «Словари фразеологизмов»
«Краткий фразеологический словарь русского языка» Быстровой Е.А., содержит около 800 фразеологизмов Основная задача словаря - помочь читателю овладеть нормами употребления разных фразеологизмов, узнать их происхождение.
Словарь построен в алфавитном порядке. Каждому фразеологизму дается разъяснение и показывается, как он используется в речи и в литературных произведениях.
Словарь адресован учителям и учащимся - всем, кто интересуется русской фразеологией.
- Выполните задание: объясните значение фразеологизмов, установив соответствие.
11. Десятая остановка «Орфография». Орфографические словари
Орфографический словарь - словарь, в котором даны правильные написания слов. Эти слова мы иногда называем словарными словами.
Таких словарей очень много. Слова в словарях находятся в алфавитном порядке. Задача таких словарей - подсказать нам, как правильно написать нужные слова.
12. Одиннадцатая остановка «Учебник»
- Как называется в вашем приложении словарик, регулирующий нормы правописания слов? («Пиши правильно».)
- А как называются такие словари? (Орфографические.)
- Выполните задание: выпишите 10-15 слов из ваших приложений «Пиши правильно».
III. Остановка «Энциклопедия»
Если вы хотите узнать о различных явлениях природы таких, как затмение, наводнение, землетрясение, извержение вулкана, или о выдающихся спортсменах, деятелях науки и техники, о географических открытиях, исторических событиях, или о о различных небесных телах: Солнце, звездах, планетах и т.п. - обращайтесь к энциклопедическим словарям. В них вы прочитаете о новых разделах науки и техники, о художниках и скульпторах.
IV. Остановка «Современная»
В последнее время широкое распространение получили электронные словари. Они, как правило, являются электронными аналогами уже существующих «бумажных» словарей. Вместе с тем, они обладают и многими интересными особенностями. Поиск слов в электронных словарях осуществляется во много раз быстрее, слова можно искать по всему тексту словаря, включая примеры использования (полнотекстовый поиск). Часто подобные словари бывают многоязычными, то есть содержат словарные статьи на многих языках.
V. Подведение итогов. Рефлексия
Мы часто встречаем выражение «энциклопедически образованный человек». Так называют людей с глубокими и разносторонними знаниями. Такие люди были всегда, но не было и нет человека, знающего все и обо всем. Человек не может знать всего, но должен уметь найти ответ на любой вопрос. Для этого и создаются книги, «которые знают все», - энциклопедии, словари и справочники, а человеку нужно научиться пользоваться справочной литературой. Чаще обращайтесь к словарям!
А закончить хотелось бы стихотворением С.Маршака «Словарь»: