Педагогический процесс не ограничивается обучением. Всё, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа. В других источниках наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют еще внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). К внеклассной же работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы. [3, с.306]
Метод воспитания - способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств ребенка.
Приём воспитания - вариативная часть метода, конкретное действие педагога. Позволяющее приспособить общий метод к определенной педагогической ситуации.
Средства воспитания:
- в широком понимании: все, что способствует решению задач воспитания (содержание, формы, методы, технологии и приемы, виды деятельности, наглядность, книги, видеофильмы и т.д.);
- в узком понимании: совокупность предметов материальной и духовной культуры, которые используются в процессе воспитания.
Методы формирования сознания:
- эстетический рассказ
- убеждение
- беседа
- диспут
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
- пример
- педагогическое требование
- упражнение
- воспитывающая ситуация
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- соревнование
- поощрение
- наказание [c. 60]
Важное место среди методов воспитания занимает метод создания воспитывающих ситуаций. В переводе с французского термин «ситуация» означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств.
Воспитывающая ситуация - это такая проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств.
Цель: формирование у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения.
Главные задачи воспитывающей ситуации: выявление уровня развития данных качеств; формирование и дальнейшее закрепление этих качеств у воспитанника.
Виды воспитывающих ситуаций:
- проверочная, целью которой является диагностика личностных качеств;
- воспитывающая, направленная на воспитание и развитие моральных убеждений;
- контролирующая и закрепляющая - с целью закрепления положительных побуждений поведения, не предусмотренная воспитателем, однако помогающая, и предусмотренная воспитателем, но мешающая.
Воспитывающая ситуация - это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе.
В жизни детского коллектива часто возникают нестандартные, непредвиденные ситуации, которые могут давать как положительный, так и отрицательный воспитательный результат. Педагогу очень важно уметь использовать их, не только корректируя сложившиеся отношения, но и сознательно формируя их, накапливая и обогащая положительный опыт гуманных отношений. С этой целью ситуация может быть и специально смоделирована педагогом, т.е. создана такая внешняя обстановка, которая вызывает у ученика необходимое психологическое состояние, чувства, мотивы, поступки.
Преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого - побуждать детей к определенному поведению. Педагог создавая ситуацию, преследует конкретную цель, но поскольку эта ситуация органично и естественно включается в жизнь, ребенок не чувствует себя объектом воспитания, сущность педагогической позиции скрыта от него. Поэтому метод воспитывающих ситуаций является методом косвенного воспитательного воздействия. Создание той или иной ситуации позволяет педагогу избежать назидательности, морализирования в процессе общения с детьми и предоставляет возможность самому ребенку занять субъективную позицию, получить многогранный социальный опыт. Включая воспитанников в разнообразные по своему характеру ситуации, педагог может увидеть каждого из них с разных сторон, более глубоко изучить их, понять сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс их формирования и корректировки. Чтобы создаваемая ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается, т.е. соответствовать его мотивационно - потребностной и эмоциональной сфере. Ситуация может быть создана как для отдельного ребенка, так и для группы ребят или коллектива в целом. Воспитывающую ситуацию составляют не сами по себе обстоятельства, а лишь те, которые включены в конкретные дела (праздники, конкурсы, занятия и т.д.). При этом в процессе подготовки и проведения одного коллективного дела может быть создано много разнообразных ситуаций для различных категорий детей.
В педагогической теории и практике известны различные типы ситуаций:
- авансирования доверием (А.С.Макаренко)
Ситуация авансирования доверием описывается тем, что доверие предоставляется авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Образуются условия для выражения доверия со стороны других учеников или значимого для ребенка взрослого.
- свободного выбора (О.С.Богданова, Л.П.Катаева и др.)
В такой ситуации ребенок ставится перед необходимостью выбрать определенное решение из двух или нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». В поисках выхода из созданной воспитателем ситуации, ребенок пересматривает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его мастерство проявится в том, что он не упустит момента стечения обстоятельств, правильно оценит эти обстоятельства и сумеет использовать их в воспитательных целях.
- непринужденной принудительности (Т.Е.Конникова)
Ситуация представляет собой механизм влияния конкретной ситуации не в форме бескомпромиссного требования учителя, а в форме актуализации уже присутствующих мотивов поведения в новых условиях, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в жизни коллектива, из-за чего образуется позиция субъекта, творческого соучастника.
- эмоционального заражении (А.Н.Лутошкин)
Воспитывающая ситуация сопереживания. Для того чтобы дети не были просто равнодушными свидетелями тех или иных явлений и поступков, требующих нравственной оценки, можно создать такую ситуацию. В их основе лежит эффект «эмоционального заряжения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства детей, формируется их нравственный опыт. Совместные переживания значимых явлений намного увеличивают силу эмоциональных реакций у каждого члена детской группы. Вместе дети переживают события не только ярче, но и глубже. Ситуации сопереживания возникают при чтении художественной литературы, при просмотре фильмов и спектаклей. Они встречаются в повседневной жизни детей. Важно не упустить возможности включить их в такие ситуации на эмоциональном уровне: обратить внимание детей на драматические или радостные события, воспитателю эмоционально прореагировать на них.
- соревновательная (А.Н.Лутошкин)
Соревновательная ситуация предполагает не только стремление быть лучше, но и волевое усилие и, как итог, достижение лучших в сравнении с другими результатов. Данное достижение подтверждается и официальным признанием, например, грамотой или призовым местом.
- соотнесения (Х.Й.Лийметс)
Ситуация соотнесения предполагает оценивание, принятие решения и поступка человека на основе уже существующего опыта, благодаря чему ученик становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто образуется в тех случаях, когда у учеников появляется потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности учитель организовывает подобную ситуацию, когда нужно побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).
- успеха (В.А.Караковский, О.С.Газман, А.С.Белкин)
Воспитывающая ситуация персональной исключительности (формирование успешной личности). Его форма такова: «Только ты сможешь это сделать… Никто, кроме тебя… Именно ты способен это сделать…» Если ребенок знает, что только он может выполнить необходимую работу, он и берется за нее, полностью проявляя свои способности. Эта работа уже не является для него чем-то посторонним, он и дело сливаются воедино: ребенок уже стремиться выполнить это дело, преодолев все трудности. Это и становится залогом успеха. Персональная исключительность в качестве стимулирующего приема снимает неуверенность в себе, застенчивость, помогает преодолеть робость, инертность, неуверенность в себе, лень.
- творчества (В.А.Караковский)
Воспитывающая ситуация творчества. Предполагает создание таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия детей, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации, предложить новое решение известного вопроса, проявив при этом смекалку и находчивость. Такие ситуации очень увлекают детей, эмоционально обогащают их жизнь, развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности.
В технологии воспитывающих ситуаций выделяют несколько направлений:
- игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению ребенка, «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия);
- тренинговые упражнения (во время их выполнения ребенок имеет возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). [4, с.227]
Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, необходимо придерживаться следующего алгоритма:
- Цель создания ситуации.
- Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитывающих ситуаций.
- Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.
- Описание ситуации.
Таким образом, естественно складывающиеся ситуации, используемые педагогом, и преднамеренно создаваемые им для решения воспитательных задач позволяют изменить поведение воспитанника в лучшую сторону, способствуют образованию устойчивых привычек и навыков.
Ситуация №1. О самоконтроле.
Учащийся грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Оценка: Имеет место непонимание педагогом причины нарушения дисциплины. Прогнозирование: так будет продолжаться и дальше без усилий со стороны педагога и совместной работы с психологом.
Решение:
На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля учащегося.
Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).
На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.
4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.
Ситуация №2. Материальные ценности.
На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
Оценка: в данной ситуации поведение педагога мало отличается от поведения своих учеников. Она решает, кто прав и кто виноват, не предпринимая усилий для того, чтобы сгладить конфликт разумным способом, и тем самым усугубляет его.
Прогнозирование: психологически комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения педагога, задачей которого является не только привить ученикам знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение педагога в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учащихся, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником или группой учеников.
Решение:
Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны. [2, с.13]
Ситуация №3. Ситуация успеха.
В 4-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды он сказал ей:
- Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.
- Откуда тебе известно?
- Все так говорят.
- И ты веришь в это?
- Верю...
- Придётся тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет - тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Занимались они, усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку.
Список литературы
- Бырыннай, А.О. Методика использования воспитывающих ситуаций // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015.
- Наумова Т.А., Мухачёва Е.В., Причинин А.Е. Сборник педагогических ситуаций и задач. 2020 - 62 с.
- Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Селиванов; под ред. В.А.Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007 - 336 с.
- Сивашинская, Е. Ф. Педагогика современной школы: учебное пособие / Е.Ф.Сивашинская. - М.: Академия, 2010 - 269 с.