Выступление на педагогическом совете по теме «Профилактика физического насилия и жестокого обращения с детьми»

Разделы: Социальная педагогика

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение с детьми


1.

Ребёнок должен быть
защищён от всех форм
небрежного отношения,
жестокости и эксплуатации.
Принцип 9 Декларации прав ребёнка.
(20 ноября 1959 г.)

2.

Дети - будущее любой страны.
Если они живут здоровой жизнью сейчас,
то за страной будет многообещающее будущее.

Участники: администрация и педагогический коллектив образовательной организации.

Предварительная подготовка рабочего пространства перед началом выступления:

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации.

Форма проведения: доклад, с использованием презентации.

Цель доклада: Освоение знаний, необходимых для осуществления деятельности в области профилактики физического насилия над детьми. Формирование профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

  • Актуализировать проблему насилия и жестокого обращения с детьми.
  • Дать представление о том, что такое физическое насилие.
  • Обосновать характеристики феномена насилия в отношении детей. Рассмотреть всевозможные факторы риска, формы, способы выявления случаев жестокого обращения с ребенком.
  • Проанализировать нормативно-правовое обеспечение процесса профилактики насилия в отношении детей.
  • Исследовать организацию, содержание деятельности специалистов, формы и методы их работы, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
  • Разработать меры, которые надо предпринять, если родители или иные лица попали под подозрение в жестоком отношении к детям.

В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми − одна из самых наболевших и острых. Последствия жестокого обращения оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка, что отражается на его поведении и учебе.

Актуальность данной темы связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Одной из основных трудностей в данном вопросе является сложность выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на формирование личности и психики ребенка.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми - это многоаспектная уголовно-правовая проблема, которой в теории уголовного права уделяется относительно слабое внимание, сама проблема нуждается в разработке.

«Жестокое обращение» - это такая форма отношений между людьми (взрослым и ребенком), имеющая целью сохранение власти, контроля и (или) внушение чувства страха, при которой допустимо:

  • Преднамеренное (умышленное) применение физической силы и власти;
  • Принудительное воздействие, притеснение;
  • Действие обидное, незаконное, своевольное, действительное или в виде угрозы;

Результатом (либо высокой степенью вероятности) которой являются:

  • Телесные повреждения;
  • Смерть;
  • Психологическая травма;
  • Отклонения в развитии или различного рода ущерб;
  • Сексуальный ущерб и страдания.

Классификация форм и видов жестокого обращения.

Форма

Вид

Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

Физическое насилие

Сексуальное насилие

Бесконтактная жестокость (без применения телесного соприкосновения)

Сексуальное совращение

Психологическое насилие

Эмоциональное насилие

Пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности)

Жестокое обращение можно разделить на две формы:

  • Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения).
  • Бесконтактная жестокость (без применения телесного соприкосновения).

В контактной форме жестокого обращения можно выделить виды:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие.

В бесконтактной форме жестокого обращения соответственно можно выделить следующие виды:

  • сексуальное совращение;
  • психологическое насилие;
  • эмоциональное насилие;
  • пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности).

Я остановлюсь на одной из основных форм жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие - умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения таких нарушений.

К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Факторы, связанные с жестоким обращением с детьми.

В семьях, где дети подвергаются насилию, почти всегда присутствуют четыре характеристики (которые в некоторых случаях повышают и риск неудовлетворения потребностей детей):

1. Родители психологически предрасположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности.

Факторы, способствующие формированию такой предрасположенности, весьма сложны, но в своих крайних формах являются проявлением серьезных проблем в сфере развития и психики.

Наличие этих факторов, очевидно, связано с особенностями воспитания родителей, и существует более высокая вероятность того, что родители, которые в детстве были жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, будут также применять насилие в отношении своих детей и не заботиться о них. При этом многие люди, с которыми в детстве обращались не лучшим образом, никогда не причиняют вреда своим детям.

2. Родители детей, подвергающихся насилию, часто считают их «не такими, как все», ущербными в каком - либо отношении. Такие дети могут и в самом деле отставать в развитии и иметь видимые признаки какого - либо заболевания, но в некоторых случаях их «ущербность» является не более чем плодом воображения родителей. В семьях, где основной проблемой является не насилие, а неудовлетворение потребностей детей, редко страдает лишь один ребенок; качество ухода за всеми детьми находится на одинаково низком уровне.

3. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций.

Насилие над детьми часто провоцируется внешним стресс-фактором, который становится последней каплей для уязвимой семьи. Постоянная подверженность членов семьи различным стрессам и кризисным ситуациям также повышает и вероятность неудовлетворения потребностей детей.

4. Родителям, которые допускают жестокое обращение с детьми, часто не хватает поддержки отдельных людей и общества в целом.

Это повышает уровень их уязвимости даже перед незначительными стресс-факторами, а значит, увеличивает и вероятность насилия над детьми. В одних случаях родители практикуют самоизоляцию и отказываются просить о помощи извне или принимать ее. В других случаях такая помощь им просто недоступна. Отсутствие помощи также может вести к неисполнению родительских обязанностей. При наличии всех четырех характеристик вероятность насилия над детьми исключительно высока и, наоборот, риск насилия снижается, когда некоторые характеристики отсутствуют, например, когда семья не переживает стресс. Следует, однако, отметить, что прежде чем родители допустят насилие в отношении своих детей, они должны быть к этому психологически предрасположены. В отсутствие такой предрасположенности родители могут реагировать на стрессы и кризисные ситуации или на реальную или мнимую «ущербность» своих детей неконструктивно, но не обязательно будут применять к ним насилие. Дополнительные исследования подтвердили гипотезу.

Таким образом, из отмеченных выше данных можно сделать вывод о том, что большинство родителей не знают иных способов справиться с нежелательным поведением ребёнка, кроме как унижающих его.

Очень важно, чтобы педагоги могли распознавать по физическим и поведенческим признакам детей, подвергающихся физическому и моральному насилию.

Формы жестокого обращения.

Вид

Сущностная характеристика

Состав действий

Результат

Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

Физическое насилие

вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставиться в физически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения

презрительное отношение родителя к ребенку, применение жестоких приемов дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т.д.)

1.Телесные повреждения;
2.Смерть;
3.Психологическая травма;
4.Отклонения в развитии или ущерб другого рода

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Особенности внешнего вида ребёнка и характер травм:

  • внешние повреждения, имеющие специфический характер (синяки и ссадины, разрывы и порезы во рту, на губах, раны неизвестного происхождения, отпечатки пальцев, следы от ударов ремнем, укусов, возможно, различной давности, выбитые и расшатанные зубы, прижигания горячими предметами, горячими жидкостями, сигаретные ожоги, участки облысения и т.д.);
  • повреждения внутренних органов или костей, припухлость и болезненность суставов, множественные переломы, которые не могли быть следствием несчастных случаев.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм (придумывает невероятные объяснения имеющимся физическим повреждениям);
  • плаксивость, одиночество, замкнутость, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки;
  • совершает побеги из дома, боится идти домой, особенно после получения плохих отметок жалуется на болезненность при движениях, неловкость передвижения;

Обратить внимание на появление повреждений после пропуска занятий в школе, выходных или каникул.

Телесные повреждения, полученные детьми в результате физического насилия, не всегда имеют явный насильственный характер. Специалисты, работающие с детьми, не всегда имеют возможность осмотреть ребёнка с целью выявления у него телесных повреждений и оценки их характера. Заподозрить физическое насилие над ребёнком чаще позволяют имеющиеся у него особенности поведения. Характерные для физического насилия поведенческие нарушения зависят от возраста ребёнка. Так один из исследователей рассматриваемого явления, Сафонова Т.Я., выделяет следующие психологические и поведенческие нарушения, характерные для детей разного возраста, подвергшихся и/или подвергающихся физическому насилию.

Дети младшего раннего возраста (до 3-х лет):

- малоподвижность, слабая реакция на внешние стимулы (у грудных детей);
- боязнь родителей или взрослых;
- постоянная настороженность;
- плаксивость, капризность;
- печальный внешний вид, редкое проявление радости;
- агрессивность.

Дети дошкольного возраста:

- пассивность, смирение с происходящим;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;
- псевдовзрослое поведение;
- агрессивность;
- жестокость по отношению к животным;
- лживость и воровство.

Дети младшего школьного возраста:

- стремление скрыть причину имеющихся у них травм;
- нежелание возвращаться домой после школы;
- замкнутость, отсутствие друзей;
- плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;
- агрессивность;
- воровство;
- уходы из дома.

Подростки:

- бродяжничество;
- делинквентное поведение;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- депрессия, суицидальные попытки.

Наиболее распространённые повреждения при физическом насилии - ушибы и ссадины, затем идут переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребёнку боли, ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты психологического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его последствий) в значительной мере зависит от возраста ребёнка. Родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем прибегать к более тяжёлым его формам. Поэтому незначительная травма, причинённая маленькому ребёнку, является фактором риска более тяжёлого насилия в будущем.

Неспособность родителей или одного из них защитить ребёнка от агрессии со стороны окружающих, а также оставление его без необходимого ухода или в ситуации, представляющей опасность для жизни ребёнка, может повлечь столь же негативные последствия, как и преднамеренное нанесение телесных повреждений. Такие умышленные или неосторожные действия родителей могут рассматриваться как пассивная форма физического насилия или как пренебрежение основными потребностями ребёнка.

Повышенный риск стать жертвой физического насилия имеют дети-инвалиды, особенно воспитывающиеся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребёнка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребёнка.

Физическое насилие над детьми встречается во всех слоях общества. Однако значительно чаще оно имеет место в семьях с низкими доходами или находящимися в изоляции, а также в многодетных семьях. Распространению физического насилия над детьми способствуют различные социальные факторы. В качестве особо значимых Зиновьевой Н.О. и Михайловой Н.Ф. справедливо выделены:

  • отсутствие в общественном сознании понимания безусловной недопустимости физических наказаний;
  • постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь;
  • обеспечение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну затрудняет своевременно выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции;
  • недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствие чётких критериев жестокого обращения с детьми;
  • низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомлённость детей о своих правах;

В большинстве случаев дети, пострадавшие от физического насилия, остаются в семье. Оставление ребёнка в семье предполагает проведение с ней активной социальной работы.

Основными направлениями этой работы являются следующие:

  • воздействие на причину, создающую напряжённую обстановку в семье;
  • оказание семье необходимой материальной поддержки;
  • повышение родительской компетенции, развитие у родителей необходимых навыков;
  • психологическая коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств, имеющихся у родителей, обучение их навыкам преодоления стресса;
  • повышение педагогической компетентности родителей, обучение их ненасильственным приёмам воспитания и поддержания дисциплины;
  • помещение ребёнка в детское учреждение или группу дневного пребывания в центре социального обслуживания;
  • оказание поддержки родителям (содействие в трудоустройстве, получении медицинской помощи);
  • улучшение взаимоотношений между членами семьи, в том числе и отдельно проживающими прародителями.

Все перечисленные выше направления работы должны осуществляться во взаимосвязи, для чего необходим план работы семьей. Учитывая ограниченный спектр мероприятий, которые могут быть реализованы в рамках одного ведомства (образования, социальной защиты, внутренних дел), план должен иметь межведомственный характер. Такой план может быть принят муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, включающей представителей всех заинтересованных в судьбе ребёнка и его семьи органов и учреждений.

Рекомендации для педагогов по выявленному факту насилия над ребенком

Если сотрудникам образовательной организации или иной организации для детей становится известно о фактах насилия над детьми: следует направить служебную записку руководителю организации о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель немедленно сообщает об этом в органы опеки и попечительства, а также в социальную защиту насления для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист отдела опеки и попечительства совместно со специалистом организации, сотрудником органов внутренних дел незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель организации направляет в правоохранительные органы информацию о случившемся, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться - в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

Руководитель организации направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Любая профилактическая работа должна строиться на взаимодействии всех субъектов профилактики. Родители, опекуны, патронатные воспитатели, воспитатели семейных групп, родители, утратившие, но восстановившие родительские права должны стать не просто полноценными участниками профилактической работы, но и активными ее исполнителями.

Практическая часть

Педагогам раздается материал (Приложение 4) и им необходимо разобрать предложенные случаи, понять относится ли данная ситуация к физическому насилию, а также правильно заполнить служебное сообщение.

Необходимо понимать, что без решения вопросов, включающих анализ эффективности и планирования, своевременное выявление несовершеннолетних в ситуации риска и постановку на учет, организации профилактического процесса и его координации, невозможно выстроить эффективную систему профилактики жестокого обращения с детьми в образовательном учреждении.

В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в области правового просвещения, а также распознавания маркеров риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Комплекс внутришкольных мероприятий по теме физического насилия:

  • Проведение тематических педагогических советов, совещаний, семинаров, родительских собраний, консультаций.
  • Планирование работы по профилактике насилия и жестокого обращения в подростковой среде, детско-родительских отношениях и образовательном учреждении.
  • Составление социального паспорта класса, школы.
  • Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН, КДН.
  • Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки, социально-активную деятельность (волонтерское движение).

Причины и условия возникновения жестокого обращения, последствия для ребенка и семьи носят комплексный характер (медицинский, психологический, социальный и юридический) и оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка. Трудности выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на развитие личности и психики ребенка требуют отдельного внимания.

Приложение 5

Презентация

Список литературы

  1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. - СПб.,: Речь, 2006.
  2. Баева И.А. Концепция психологической безопасности образовательной среды. - СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 2007.
  3. Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: Монография. - М.: МГППУ, 2008.
  4. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. - М.: Дашков и К, 2004.
  5. Волкова Е.Н., Балашова Т.Н.Защита детей от насилия и жестокого обращения.Рабочая книга - Н.Новогород,«Папирус», 2004.
  6. Галстян М.Н. Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми: теоретический аспект. Выпуск 1. Иркутск: ЦПРК, 2016. - с. 43
  7. Голик А.Н. Социальная психология сиротства. - М.: Феникс, 2004.
  8. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособие. - М.: МГПУ, 2006.
  9. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособие. - М.: МГПУ, 2006.
  10. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 4. - М.: Экон-Ииформ, 2009.
  11. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2003.
  12. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. - М., 2003.
  13. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006.
  14. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника / В кн. Безопасность образовательной среды: Сб. статей. Ч. 1. - М.: Экон-Информ, 2008.
  15. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И., Олиференко Л.Я., Иванова Н.А. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. - М.: Дом, 1993.
  16. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: МГУС, 2006.
  17. Журнал «воспитание школьников» №9 / 2000 г., № 6 / 2001 г., «воспитание школьников» № 2 / 2005 г.