Профессия концертмейстера-пианиста, пожалуй, самая всепроникающая в различные сферы музыкальной жизни.
Специфика работы концертмейстера такова, что без нее немыслимо творчество музыкантов-инструменталистов и хоровых коллективов. На каждом этапе работы − от выбора программы до концертного выступления на сцене - концертмейстерская поддержка является необходимостью. Однако будет ошибочным предполагать, что работа концертмейстера сводится к обычному аккомпанированию.
Первое основное требование к любому концертмейстеру - он должен хорошо владеть собственно исполнительскими навыками, уметь качественно играть необходимый музыкальный материал в том объеме, который требуется в учебной и концертной работе. Но исполнительские умения концертмейстера далеко не ограничиваются грамотной стабильной игрой по нотам.
Концертмейстер хора должен уметь отредактировать для себя неудобный, громоздкий клавир, сформировать фактурный аккомпанемент из гармонической схемы. Такая работа с фактурой требует от концертмейстера не только пианистических умений, но и музыкально-теоретических знаний, воображения, творческой предприимчивости, широкого кругозора. Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве.
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку разных стилей. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.
Работая с учащимися, концертмейстер непосредственно участвует в учебно-педагогическом и воспитательном процессах, максимально способствует достижению поставленных перед учащимися педагогических, творческих и исполнительских задач. «Концертмейстер-это "ствол творческого древа", от него зависит, насколько здоровыми и зелёными вырастут листья и зацветут красивейшие цветы...»
Деятельности концертмейстера состоит из множества аспектов, как профессиональных, так творческих и психологических. Концертмейстер должен обладать пианистическим мастерством, обладать музыкальной интуицией, артистизмом. В своей деятельности концертмейстер сталкивается с различными специфическими особенностями музыкального искусства. И в каждой сфере есть своя специфика: работая со струнными или духовыми инструментами, концертмейстер должен обладать умением игры в ансамбле; в танцевальном классе - навыком импровизации, владением обширным репертуаром, знанием хореографии и специфики танца; в классе вокала - иметь представление о вокальной природе голоса, уметь читать с листа, транспонировать и многое другое. В чем же особенность работы пианиста-концертмейстера в ученическом хоровом коллективе? Работа в хоровом классе ставит перед концертмейстером огромное количество задач. Ученический хор состоит из множества хористов, порой коллектив может состоять из полусотни участников, которые требовательно и внимательно будут присматриваться и прислушиваться как к руководителю хора, так и к концертмейстеру. Это накладывает некую психологическую и эмоциональную нагрузку, требует умения раскрепоститься психологически и, в тоже время, быть предельно собранным.
Работа концертмейстера с хоровым коллективом значительно отличается от занятий с вокалистами. Пианист должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как «цепное дыхание», вибрато, выразительная дикция и др. Именно концертмейстер помогает руководителю в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а также способствует формированию вокально-хоровых навыков, задавая четкий ритм работы. Не только от дирижера, но и от опытного концертмейстера зависит правильность выбора упражнений для распевания хора. От концертмейстера на этом этапе требуется - вникнуть в задачи каждой распевки, уловить нужный темп, своевременно настроить хор на нужную тональность, уметь гармонически украсить вокальное упражнение, при этом не заглушать голоса своей игрой и не провоцировать хористов на крикливое пение. Концертмейстер должен уметь оценить качество звучания хора, видеть возникающие ошибки, неполадки, предложить способы их преодоления. Человеческий голос самый тонкий и нежный из всех инструментов, поэтому концертмейстер должен осознавать это, динамикой своей игры аккуратно поддерживать хоровое пение. Это касается как распевок, так и исполнения музыкальных произведений.
Роль концертмейстера в хоре объединяющая, дирижёрская, на пианисте лежит огромная ответственность за темп, движение, агогигические отступления, за художественный образ и общую целостность произведения. Основной ориентир соответственно переносится на концертмейстера хора. Хор- это единый организм, это «вместе». В работе с ансамблем особо следует учитывать возраст и разноуровневую подготовку участников коллектива. Концертмейстер должен иметь понятие о дирижерском жесте, вступлении, четком снятии, ауфтакте; уметь выразительно, с правильной фразировкой, подыгрывать мелодию при разучивании нового произведения, при этом, не теряя общей фактуры аккомпанемента; обладать умением быстро понимать дирижера-руководителя, быстро и точно реагировать на замечания в процессе репетиции. Пианисту необходимо постоянно следить за жестами дирижера, поэтому он обязан отлично знать основы дирижерской техники и уметь играть «по руке» дирижера. Важным моментом в работе концертмейстера является умение трансформировать свое исполнение в зависимости от жестов дирижера, порой даже наперекор логике исполнения произведения.
Концертмейстер должен одновременно держать в поле зрения весь нотный материал, безупречно и свободно владеть как хоровой партитурой в целом, так и отдельными партиями и их сочетаниями, а также фортепианным сопровождением. Причём как в целом, так и по отдельным частям, что зачастую требуется в процессе разучивания произведения. Концертмейстер должен обеспечить себе комфортность в работе с нотным материалом, т.к. заминки и несвоевременность в работе ведут к расхолаживанию дисциплины и рассредоточению внимания учащихся, потере темпа урока, и в чём-то даже подрывают авторитет концертмейстера как профессионала.
Концертмейстеру также необходимо уметь играть на фортепиано ансамблевые и хоровые партитуры a capella. При игре партитур нужно максимально приблизить исполнение к вокальному звучанию - связному, плавному, протяжному, передающему особенности вокально-хоровой фразировки, смены дыхания. Важно также следить за текстом исполняемого произведения. Если во фразах текста слова разделены запятой, то в музыке необходимо сделать краткую цезуру. Кроме этого, иногда необходима кратковременная смысловая цезура для смены дыхания. Следует помнить, что запись теноровой партии в скрипичном ключе имеет условный характер, звучит же она на октаву ниже. Поэтому на фортепиано нотная запись теноровой партии играется на октаву ниже. Партии детских и женских голосов следует изображать на фортепиано легким, звонким, полетным звуком, а мужских голосов - более глубоким и опорным звуком. Нужно одновременно охватывать взглядом все партии, следя за развитием каждого голоса и взаимодействием голосов.
Самое главное в работе концертмейстера - это и вовремя уступить, и вовремя повести, играя ярко, выразительно, соизмеряя свою игру со звуковыми и эмоциональными возможностями отдельного ученика или певческого коллектива.
Любым музыкальным коллективом руководит дирижёр, и хором в том числе. Перед концертмейстером встаёт задача научиться понимать дирижёра - его исполнительский замысел, понимать его особую технику, различать, порой угадываемые, дирижёрские движения и жесты. «Несмотря на то, что техника дирижёра покоится на столь объективных общечеловеческих основаниях, её стиль и внешнее выражение глубоко индивидуальны. Подобно тому, как композитор преимущественно пользуется только ему свойственными интонациями, ритмическими, ладовыми и гармоническими оборотами, творчески перерабатывая материал общечеловеческого музыкального языка, так и дирижёр из общечеловеческого и обще-дирижёрского языка жестов создаёт свою технику». Концертмейстер должен приспособиться к творческой манере дирижёра, как в повседневно-репетиционной, так и в концертной, артистической деятельности. «Полноценный творческий союз невозможен без сотворчества дирижёр - концертмейстер - хоровой коллектив.»
Концертмейстер должен знать основные приёмы дирижирования - понятие «ауфтакт», простые и сложные дирижёрские сетки, дыхание, жест снятия звука, понятие «точка» (которая, в отличие от оркестрового дирижирования, может быть не видна у дирижёров - хоровиков, и концертмейстер интуитивно должен понимать где возникает звучание), понимать выразительность дирижёрского жеста в динамическом контексте, различать жесты, показывающие штрихи исполнения.
В процессе разучивания произведения концертмейстер и сам должен владеть дирижерскими навыками - знать жанровые и стилистические особенности изучаемого репертуара, уметь грамотно работать с хоровой партитурой, самому уметь применить дирижёрский жест, например, «внимание» или «ауфтакт». Ко всему сказанному следует добавить, что концертмейстер должен обладать хорошим слухом. Умение слушать, слышать вокально-хоровое звучания и собственную игру на фортепиано - очень важный показатель профессионального мастерства концертмейстера - пианиста. Так же нужно владеть навыком моментального слухового гармонического анализа услышанного, чтобы уметь быстро и ненавязчиво поправить и настроить сфальшивившую партию или несколько партий, аккуратно подыграть хористам для достижения гармоничного обще-хорового или ансамблевого звучания. В произведениях с сопровождением, концертмейстеру необходимо чувствовать и контролировать слухом баланс между хоровым звучанием и сопровождением, не заглушать хор, деликатно уходя на второй план там, где это требуется, и не прятаться и быть полноправным исполнителем, в кульминационных местах и в фортепианных проигрышах. «Фортепиано в ансамбле с хором (в особенности, когда оно замещает оркестр) должно петь, то есть обладать дыханием, мягкой атакой, протяжённость звука, слитностью аккордов. Всё это отличает игру аккомпаниатора-мастера. Изумительные качества фортепиано, его краски, педали, туше, артикуляционное разнообразие, звуковая мощь, широта диапазона - всё это служит вместе с хором общему делу художественного воплощения».
Относительно концертных выступлений следует отметить следующие моменты. Конечно, как всякий музыкант-исполнитель, концертмейстер должен уметь психологически настраивать себя перед выступлением. Это известно всем, ведь в процессе выступления с хором, на пианиста ложится масса профессиональных задач, от него во многом зависит успешное концертное выступление. Концертмейстеру необходимо преодолеть сценическое волнение, отодвинуть его на второй план, сконцентрировать своё внимание на выполнение дирижёрской воли хормейстера, который во время концертного исполнения произведения может изменить некоторые темповые и динамические репетиционные наработки, может дольше задержаться на фермате и тому подобное. Зачастую, концерты проходят в залах, где полностью меняется акустика звучания, привычная в репетиционном процессе. Концертмейстер должен предельно сконцентрировать слух, уметь приспособиться к новой акустике и избежать каких-либо потерь в ансамблевом исполнении с дирижёром и хором. Так же, концертмейстер в хоре должен обладать определёнными психологическими навыками, уметь гармонично психологически подстроиться под дирижёра, быть в творческом союзе с ним. Быть дружелюбным и открытым в работе с хористами. Все эти навыки и качества способствуют гармоничному и творческому микроклимату в хоре. И конечно, как любой музыкант и творческий человек, концертмейстер в хоровом коллективе должен постоянно совершенствоваться, развивать и оттачивать своё мастерство, вдохновляться и вдохновлять своей игрой, любить свою профессию, быть многогранным и разносторонне-образованным музыкантом и личностью.
Список литературы
- Мур Дж. «Певец и аккомпаниатор». Москва, 1987 г. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения». Москва, 2003 г.
- Мусин И.А. «Язык дирижёрского жеста» изд. Музыка, г. Москва 2006г.
- Казачков С.А. «От урока к концерту» изд. казанского университета, г. Казань 1990г.
- .Шендерович Е.В. «В концертмейстерском классе», изд. Музыка, г. Москва 1996г.
- Корыхалова Н. «Увидеть в нотном тексте». Санкт-Петербург, 2008 г.
- Макеева И.А. «Система взаимоотношений концертмейстера и дирижёра при работе с концертным хором», научный журнал "Молодой учёный"№ 11, 2014г
- Самарцева Т. «Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании». Оренбург, 2009 г.