Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов


Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания. Например, рассчитать необходимое количество обоев для оклейки стен в комнате. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Что такое проектная деятельность?

Это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. учебной мотивации;

Итак, проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это - звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект - это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета, а может стать и отдельным предметом.

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

Выделяют следующие виды проектов в начальной школе по ФГОС:

  1. Практико-ориентированный. Работа ведется в соответствии с четким заказом на конечный продукт. Предполагается, что он будет использоваться для решения каких-то проблем. Например, дети должны изготовить учебные пособия для всего класса или кормушки для птиц.
  2. Исследовательский. Выполняя его, ребятишки превращаются в настоящих ученых. Они выдвигают гипотезы, проводят эксперименты и социологические опросы, сооружают действующие модели, исследуя выбранную проблему.
  3. Информационный. Школьники собирают достоверные данные о каком-то объекте или событии, оформляют их в виде статьи, реферата, книги и представляют широкой аудитории.
  4. Творческий. Результаты проведенного исследования оформляются нетрадиционно. Это может быть поделка, рисунок, видеофильм, театрализованная сценка, игра, стихи и сказки собственного сочинения.
  5. Ролевой. Для младших школьников это самый сложный вид проекта. Дети берут на себя роль определенного персонажа и действуют в обозначенной ситуации. Так могут создаваться сказки на новый лад, обыгрываться исторические события.

В 1 классе мы с учащимися только начинаем знакомиться со словами «Проект», «Проектная деятельность» на предметных уроках, а также на курсе внеурочной деятельности мы учимся высказывать своё мнение, составлять рассказы, выступать перед одноклассниками. Здесь нам помогают такие темы «Моя семья», «Мой класс», «Мои питомцы».

Знакомясь с представителями животного мира мы учимся работать в парах, заселяем аквариум, лесную полянку. Изготавливаем кормушки для птиц.

Тем самым учащиеся постепенно вовлекаются в «проектную деятельность» и уже умеют самостоятельно выбирать тему проекта исходя из своих личных интересов и хобби.

Здесь мы не забываем про главных помощников, а это прежде всего учитель и родители. На родительских собраниях мы обязательно показываем на примерах родителям проектную деятельность и раздаём им памятки, которые помогают им понять структуру проектной работы.

К концу первого года обучения мы выходим на групповой проект, но у ребят уже появляется желание выполнить свою личную работу. И здесь мы конечно выступаем главными консультантами и совместно с родителями готовим работу.

Во втором классе учащиеся на специальном курсе «Проектная деятельность» ещё больше погружаются в проектную деятельность, мы учимся работать с программой Microsoft PowerPoint и продолжаем совместно с родителями работать над различными темами проектов.

И уже в 3, 4 классах мы представляем разные виды проектов: групповые, исследовательские, творческие. И здесь для своих работ мы активно используем метод анкетирования и опроса.

Таким образом к концу 4 класса учащийся начальной школы при помощи педагога, родителей может

  • выделять проблему, ставить цель исследования, формулировать гипотезу;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подводя итог хочется ещё раз отметить, что проектная деятельность в начальной школе - это слаженная работа ученика, учителя и родителей.