1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные основы
Содержание настоящей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы разработано с учетом:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.4.3172-14;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Устава образовательной организации;
- Лицензии образовательной организации на образовательную деятельность;
- Образовательной программы образовательной организации.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Французский язык в перспективе - Увлекательное чтение, III-IV» составлена на основе Программы углублённогоизучения французского языка Григорьевой Е.Я., Владимировой В.Г., М.: Просвещение, 2001.
1.2. Актуальность
Как указано в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».
Как отмечается в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва), приоритетами государственной политики в области воспитания является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется также:
- запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, имеются только на базе МБОУ «Гимназия № 2»;
- удовлетворением индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и нравственном развитии;
- отличительной чертой программы: развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся, развитие и поддержка талантливых учащихся.
1.3. Основные сведения о программе
Современный образовательный стандарт по иностранным языкам выделяет в качестве целевой доминанты чтение как одно из важнейших коммуникативных умений. Причины этого заключаются в том, что чтение предоставляет большие возможности для реального практического использования, так как печатные издания до сих пор являются основным средством хранения и передачи информации. Чтение создает предпосылки для значительного расширения общеобразовательного кругозора учащихся, постижения культуры другого народа через познание его языка и литературы. Определенным образом занятия по чтения влияют на усвоение учащимися активной лексики, что совершенствует навыки и умения говорения на иностранном языке.
Авторы данной программы считают педагогически целесообразным начать обучение чтению на самом раннем этапе и выделить чтение в отдельный курс с учетом специфики изучения французского языка в гимназии.
Обучение чтению производится на основе подбора текстов адаптированного характера из книги для чтения. При этом учащиеся овладевают как чтением вслух, так и чтением про себя с частичным или полным пониманием прочитанного.
Рабочая программа дополнительного образования «Французский язык в перспективе - Увлекательное чтение, III-IV» имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна данной программы состоит в том, что занятия по чтению на французском языке выведены в отдельный курс, где чтение представляет собой исключительно цель обучения.
1.4. Цель программы
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством чтения художественной литературы на французском языке.
Задачи программы
Образовательные:
- Развитие техники чтения учащихся.
- Развитие новых учебных приемов с текстом (работа с двуязычным словарем, перевод).
- Развитие навыка устной речи.
Воспитательные:
- Развитие устойчивой мотивации и познавательного интереса к чтению.
- Формирование нравственных качеств учащихся средствами художественного текста.
Развивающие:
- Умение адаптироваться в коллективе (толерантность, умение сотрудничать).
- Умение активно работать в паре, группе, подгруппе.
- Умение самостоятельно «добывать» информацию из разных источников.
- Развитие творческого воображения, мышления.
Формы подведения итогов реализации программы
Диагностика результатов работы по программе связана с коррекцией устной речи обучающихся, с демонстрацией достижений обучающихся на занятиях, открытых уроках, отчетных концертах.
Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей.
Подведение итогов реализации программы проводится по следующим критериям:
- умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым,
- владение умениями общения,
- умение оперировать изученным материалом в речи,
- способность к созданию собственного продукта.
Авторы предлагаемой программы считают возможным подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы в различных формах:
- Контрольная работа;
- Фонетический конкурс (декламирование стихотворений; драматизация диалогов…)
- Викторина «Лучший знаток французской детской литературы»;
- Выставка творческих работ детей по мотивам полюбившихся произведений.