Поправки, внесенные в Госдуму Президентом страны о патриотическом воспитании в школах, - это еще один шаг, направленный «на развитие личности ребенка, создание условий для его самоопределения и социализации «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил <...> в интересах человека, семьи, общества и государства». Такая позиция президента вызывает полное одобрение со стороны всего учительства. Это ли не повод для разговора с детьми, переживающими период становления личности, формирования важных гражданских качеств?
Сегодняшним обучающимся интересно знать о пережитом, увиденном, прочувствованном старшими согражданами. На мой взгляд, самыми эффективными являются уроки внеклассного чтения, на которых дети оказываются причастными к минувшему, к корням, связывающим с землей отцов, дедов и прадедов, любовь к родной земле. Но главное - это «чувство Родины», которое начинается с памяти детства, со своего дома, улицы города и села. В конечном счете, с ощущения Родины, которая в дни опасности и больших испытаний вся от края и до края становится близкой и дорогой.
В методической литературе рассмотрены многие теоретические проблемы, связанные с проведением подобных уроков, и все же есть необходимость говорить о них вновь, так как их специфика уникальна не только в плане приобщения к слову, но и важный воспитательный фактор.
Тема урока была подсказана самим четвероклассником, предложившим для обсуждения повесть «Из вражеского кольца», автором которой является Н.С.Чернецкий, прадед, ветеран Великой Отечественной войны.
После ее прочтения принято решение о проведении урока внеклассного чтения, который станет связующим звеном между прошлым и настоящим, уникальной возможностью детей находить ответы на волнующие их вопросы в далеком прошлом, чтобы не повторять ошибок в настоящем и будущем.
«Золотые слитки воспоминаний» о событиях, связанных с действиями Второй Ударной Армии в составе Волховского Фронта по освобождению захваченного Ленинграда, стали достоянием не только учащихся, но и родителей. После ознакомления с повестью в рамках не только учебного занятия, но и семейного чтения четвероклассников, был проведен урок внеклассного чтения, на котором присутствовали и родные автора, и родители четвероклассников. Атмосфера, в которую были погружены присутствующие, была очень теплой и по - настоящему семейной. Все дети принесли фотографии своих родственников, погибших на фронтах войны. В начале урока каждый из присутствующих поведал историю о мужестве и героизме своих родных и близких.
Основная часть урока была посвящена повести Н.С.Чернецкого, вошедшей в сборник «Партизанскими тропами Приильменья». Обратился ко всем собравшимся с вступительным словом правнук, рассказавший о партизанском движении в Новгородской области, о деятельности боевого отряда, комиссаром которого был его прадед.
Затем продолжилось обсуждение произведения. Вот вопросы, которые были адресованы детям:
- Проанализируйте один из эпизодов, который, по вашему мнению, важен для раскрытия нравственного облика автора.
- Назовите проблемы повести, требующие, на ваш взгляд, особого внимания при ее чтении, помощи учителя.
- Прокомментируйте авторские слова: «Люди делятся на тех, на кого можно положиться, и на тех, на кого положиться нельзя»
- Близок ли вам смысл такого выражения: «Все, что я имею, я обязан моей Родине!»
- Встречались ли вам в жизни люди, поступки которых могут подтвердить слова: «Доброму человеку встречаются только добрые, злому встречаются злые и завистливые.»
- Чему в целом учит книга?
Подводя итоги урока, было принято решение: подготовить проект "Книга памяти «Правнуки о войне»", которую дети будут использовать на уроках, во внеклассных и внешкольных мероприятиях, переходя из класса в класс. Это перспективная воспитательная технология, которая должна получить массовое внедрение как гражданско-патриотическая.
Многим ученикам запомнится урок внеклассного чтения, посвященный творчеству А.С.Ананичева. Александр Сергеевич - современный поэт, прозаик, автор 40 книг для детей и 7 сборников стихов.
Урок был построен на сотрудничестве учителя, учащихся, родителей и предполагал: развитие интереса учащихся к современной поэзии, знакомство с биографией и творчеством поэта; совершенствование навыков выразительного чтения, самостоятельного анализа стихов, углубленное представление учащихся об идейном содержании и форме художественных произведений, о значении гражданской позиции автора; воспитание гражданственности, чувства долга перед другими людьми, чувства сопричастности к делам своей страны, утверждение патриотических чувств.
Задолго до проведения встречи с поэтом в «Уголке внеклассного чтения» был помещен список стихотворений, одно из которых было предложено выучить наизусть, определить жизненную позицию поэта, отношения к окружающему миру, проанализировать выбранное стихотворение в единстве формы и содержания. План художественного анализа содержал следующие пункты:
- Какое место занимает стихотворение в творческой биографии поэта?
- Какие художественные образы произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Тема, сюжет, идейная направленность.
- Композиция.
- Особенности поэтического языка: слова и словосочетания, выражающие авторские мысли и чувства, прямое и переносное значение слов (художественные тропы и их идейно-художественная функция).
Одна из главных задач учителя начальной школы - научить молодого человека не только чувствовать и ценить язык поэзии, но и пользоваться им, уметь отстаивать свои взгляды, убеждения, высказывать мысли в точной, яркой и образной форме, самостоятельно добывать знания. Поэтому формирование любых человеческих качеств тесно связано с развитием речи, обогащением словаря учащихся не только на уроках, внеурочной деятельности, но и во время проведения уроков внеклассного чтения.
Список литературы
- Партизанскими тропами Приильменья / составитель А.П.Лучин; литературная обработка Н.М.Иванова. - Л.: Лениздат, 1981. - 208 с.: ил.
- Ананичев, А. Золотой мост [Текст] : стихи / А.Ананичев. - Псков: Псков.обл. тип., 2004. - 80 с.
- Ананичев, А. Теменуга [Текст] / А.Ананичев. - Шумен: Аксиос, 2001. - 101 с. - (Современная русская поэзия).