Цели:
- Выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы;
- Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 9.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной теме.
Задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
- развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
- воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.
Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ОГЭ.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания
Тип урока. Урок развития речи.
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный этап |
1) Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу
|
Приветствие учителя
|
Л |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся |
Эпиграф на доске (запись в тетради):
|
Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь
Высказывают свои мысли на тему «Что означают слова « не будь равнодушной» |
Р
|
3.Целеполагание |
Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как неравнодушие.
Наш урок сегодня - продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.
|
Высказывают свои мысли Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём
|
К
|
4.Актуализация знаний |
Давайте повторим композицию сочинения-рассуждения по заданию 9.3. С чего начинается сочинение?
О чём мы будем писать во вступлении? |
Слушают, читают, анализируют текст
(С вступления) |
ПР
Л |
Что значит определить значение слова? | (Дадим определение предложенного в задании слова, т.е. напишем тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать.) | ||
Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры
|
(Определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.) |
||
5.Первичное усвоение новых знаний
|
Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание.
Используя выше перечисленные способы, дайте определение такого нравственного понятия, как «неравнодушие» (работа по группам). |
Отвечают на вопросы, записывают синонимы, антонимы, работают со словарём.
Работают в группах. |
ПР
Л
Л |
Описательный способ: неравнодушие - это положительное качество человека, которое проявляется в сочувствии к чужим бедам, умении сопереживать и оказывать помощь.
Синонимичный способ: неравнодушный - сочувствующий, переживающий, сердечный. Способ отрицательного определения: неравнодушный человек - тот, кто наделён человечностью, душевной теплотой, милосердием. Тремя разными способами мы дали определение слова «неравнодушие». Достаточно ли этого для первого абзаца сочинения-рассуждения? Ещё раз внимательно перечитайте задание 9.3. Что значит прокомментировать определение? Комментарий к тезису должны служить 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. |
(Нет комментария данного определения.)
(Показать наши размышления, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами (примерами из текста и нашего жизненного опыта.)
|
||
Помните, что комментарий к тезису должен быть логически связан с дальнейшими аргументами.
Каков следующий этап работы над сочинением-рассуждением? Подсказку можно найти в задании 9.3. |
(Привести аргументы.) | ||
Что такое аргумент? | (Аргументы - это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.) | ||
Внимательно перечитаем текст.
- Какова тема этого текста? - Назовите стиль данного текста. - Какой тип речи использован в тексте? -Кого из героев текста можно назвать неравнодушным? -Какая ситуация, описанная автором, помогла нам это понять? -Всегда ли можно легко распознать неравнодушного человека или для этого нужны определённые жизненные обстоятельства? - Какова же основная мысль текста? Подберём аргумент из прочитанного текста. Какие предложения можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении? Какие вводные слова уместны в этой части сочинения? |
(Художественный).
(Повествование с элементами рассуждения) |
||
Что может служить аргументом из жизненного опыта?
- примеры из читательского опыта; - исторические факты; - статьи и СМИ; - высказывания специалистов какой-либо области; - результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни). Давайте вспомним, в каких произведениях литературы мы встречались с примерами неравнодушия. |
(Предложения 54-60)
(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.) |
||
Каких известных людей современности или прошлого вы можете назвать неравнодушными? | "Капитанская дочка" А.С.Пушкина, "Юшка" А.Платонова, "Судьба человека" М.Шолохова ,«Уроки французского» В.Распутина и др. | ||
Все ли структурные компоненты сочинения-рассуждения мы выдержали?
|
(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.) |
||
Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения.
О чём можно и нужно сказать в заключение нашей работы? С чем должен перекликаться вывод? |
(Обращаемся к тезису, перечитываем и переосмысливаем его.)
(Совместная работа в группах. Создание и чтение фрагмента сочинения.) |
||
Так сколько же абзацев будет в вашей работе? | (4) | ||
6. Итог урока |
Подводя итог нашему разговору о неравнодушии, послушаем замечательное стихотворение Ирины Тетерчевой. (Читает заранее подготовленный ученик).
|
Слушают. Эмоционально успокаиваются. |
|
7. Рефлексия |
- Что нового и важного вы узнали и повторили на уроке?
|
Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние
|
Л
|
8. Дом. задание |
Написать сочинение - рассуждение на тему: «Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Что такое справедливость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Удивительная вещь - экзамен. Одних он удивляет вопросами, других - ответами.
|
Записывают домашнее задание. |
|
Сочинение-рассуждение
9.3
Неравнодушие - это положительная черта человека, которая проявляется в сопереживании и сострадании всему живому. Какого человека можно считать неравнодушным? Неравнодушный человек - это тот, кто способен проникнуться чужой проблемой и бескорыстно помочь.
Неравнодушные люди не ищут выгоду. Они бескорыстны в своих поступках, не пройдут мимо тех, кто нуждается в помощи. Сейчас я попытаюсь доказать свою точку зрения.
Во-первых, Героиня текста А.Г.Алексина Оля проявила неравнодушие к жизненной ситуации Анны Ильиничны, протянув ей руку помощи. Она знала, что семья гардеробщицы никогда за себя не попросит, поэтому сама решила помочь ей. Она написала письмо в стройуправление, чтобы её комнаты перешли семье Анны Ильиничны. Это достаточно сильный поступок, потому что Оля показала своё неравнодушие и способность сопереживать (предложения 40-41).
Во-вторых, многим моим современникам известна доктор Лиза. Это человек поистине широкой души, неравнодушный к чужим бедам и проблемам. Доктор Лиза организовывала доставку лекарственных средств на территорию Донбасса, помогала госпитализировать больных детей в Россию.
Итак, я доказала, что неравнодушный человек не способен пройти мимо чужой беды. Ему свойственны порядочность и честность. Такие люди нужны современному обществу.
Текст для сочинения
(1)В переписке с Колькой Оля часто упоминала о какой-то важной просьбе, но Колька никогда не придавал её словам значения. (2)Он обещал дворовым ребятам вести переписку с уехавшей девочкой, но выполнять её поручения не был обязан. (3)Вся эта девчачья ерунда настоящего мужчину интересовать не должна.(4)Что у неё там в голове может быть важного? (5)Одна чепуха!
(6)Но однажды Кольке пришло письмо. (7)Оля всё же рассказала о том, что так долго её волновало:
«(8)Коля! (9)Скоро мама окончательно закончит все вопросы с работой (ты сам знаешь), и мы переберёмся в другой город.(10)Две наши комнаты на первом этаже в доме строителей, где мы жили с папой и бабушкой, отдадут другим людям. (11)Ты должен сделать так, чтобы туда въехала наша школьная гардеробщица Анна Ильинична.
(12)Я давно уже заметила, что она как придёт с работы, так со своими дочками-двойняшками, девчонками лет по пяти, до темноты во дворе гуляет. (13)Будто они в детском саду не нагулялись! (14)Оказалось, семья гардеробщицы на десяти метрах умещается - в крохотной комнатушке, при кухне. (15)А ведь их пятеро! (16)Как же это несправедливо. (17)У Анны Ильиничны взрослая дочь, муж её какие-то экзамены заочно сдаёт, и, чтобы двойняшки не мешали, она, даже не отдохнув после работы, с девочками по двору слоняется. (18)И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. (19)Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое втишине занимаются!
(20)Я много раз её девчонок к себе забирала, чтобы она отдохнула хоть немного.(21)А когда мы решили уезжать, так сразу решила, что в наши комнаты должна переехать Анна Ильинична со всей своей семьёй.
(22)Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
(23)Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. (24)Там согласились выписать ордер. (25)Но тут Ерёмкины на дыбы встали.
(26)Это наши бывшие соседи - муж и жена. (27)Они такие люди: им очужой беде говоришь, а они в этот момент только о себе думают. (28)Идаже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.
(29)Я Ерёмкиным про Анну Ильиничну рассказывала, а они в этот момент (по лицам их видела!) думали только об одном: как хорошо, что уних большая комната, на солнечной стороне и не при кухне! (30)И потом сразу же о справедливости заговорили. (31)Не по закону, мол, и несправедливо, чтобы в хорошую квартиру дома строителей въезжали люди, которые на стройке не работают. (32)Ерёмкины - те люди, которые все законы наизусть знают, и всегда так выходит, что законы обязаны срабатывать в их пользу, и справедливость они как-то всегда к своим интересам умудряются приспосабливать. (33)И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи. (34) Восклицают с героическим видом: «Мы будем бороться за правду!» (35)Это ложь: они о себе думают, не оправде.
(36)Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. (37)А на самом деле все их бумаги - сплошное надувательство: просто не хотят, чтобы сразу трое детей в квартиру въезжали.
(38)Я слышала, как Ерёмкина говорила своему супругу: «(39)Крик вечно будет под самым ухом!»
(40)Я перед самым моим отъездом письмо в стройуправление написала: мол, в доме проживают дети строителей, а Анна Ильинична работает вшколе, где эти самые дети учатся, - значит, и она имеет к строительству отношение. (41)Самое непосредственное! (42)Со мной согласились. (43)ИЕрёмкины приумолкли.(44)Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну? (45)Вдруг им удастся их обман? (46)Это было бы очень несправедливо!
(47)В общем, помоги Анне Ильиничне. (48)Сердце у меня за неё болит».
(49)В коротком ответном письме Коля написал:
«(50)Здравствуй, Оля!
(51)Я сегодня почти всю ночь не спал. (52)Мне казалось, что кто-то уже вселяется в вашу квартиру. (53)Я теперь ни о чём другом не думаю!
(54)Я думал, ты мне чушь какую-нибудь поручишь... (55)Думал: что может девчонка поручить? (56)А ты молодец! (57)Тебе не всё равно! (58)Всё сделаю, что смогу. (59)Если можно другому помочь - значит, нужно это сделать. (60)За настоящую правду буду бороться».
(По А.Г. Алексину)
Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) - русский советский и израильский писатель, сценарист и драматург.