Уроки истории в музыкальных образцах: Древняя Греция и Древний Рим. Общественное устройство и философские концепции древности в проблематике сегодняшнего дня

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


История преподает человечеству многие уроки,
больше внимания уделяя тем, кто жаждет наставления,
чем тем, кто порывается учить других.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

ПЛАН

  1. Принципы исследования
  2. Анализ музыкальных произведений
  3. Роль и значение Древнего Рима и Древней Греции в трудах историков.
  4. Выявление совпадений и различий восприятия музыкального образа и научного.
  5. Значение и важность нашего обращения к историческому прошлому - и его черты в современности.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Перемены - главная черта современности. Изменчивость и новизна нашего мира часто воспринимается не продолжением и развитием -- а отрицанием прошлого. Юношеский максимализм часто опирается не на объективную картину мира, а на избирательные фрагменты: легко определяя различия - не видит общего основания.

ЗАДАЧИ

Главная задача исследования - проверить возможность понимания и проникновения в идею музыкального произведения, используя знания и навыки, полученные на уроке музыки общеобразовательной школы.

Обсуждение музыкального произведения - тоже искусство - искусство переводить чувства в слова. Упражнения в осмыслении искусства важная часть работы по понимании не только окружающего мира, но - главное - самого себя..

Одна из задач исследования - научиться видеть в исторических примерах и разнообразии новых черт современности - первооснову, научиться "слышать голос рода, голос всего человечества, просыпающийся в нас".

ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В своем исследовании мы руководствовались несколькими принципами:

  1. Исследование музыкального произведения должно отвечать на вопросы сегодняшнего дня, понятные и актуальные для ученика.
  2. Ответ не должен оцениваться как "правильный" или "не правильный" - он только иллюстрация интересов и культурного багажа исследователя, но необходимо добиваться убедительности и доказательности своего понимания музыкального образа.
  3. Первоосновой оценки музыкального образа должно быть само произведение и его восприятие учащимися, и только потом - история, биографические справки и оценки профессионалов. При значительном расхождении в оценках - проанализировать причины и точки расхождения - как правило, это само по себе интересно и показательно.
  4. Понять - как прошлое проявляет себя в чертах сегодняшнего дня? Значение и важность нашего обращения к историческому прошлому - и его проявление в современности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Показать, что жизненная правда неотделима от правды искусства - и только в неразрывной связке "прошлое-настоящее-будущее" - наша жизнь обретает стройность и осмысленность. Память прошлого - лишь толчок для деятельности и движения сегодняшнего дня.

...Когда разрыли поверхность, то под землей нашли
Дворец, как умеют строить только одни Короли.
Он был безобразно сделан, не стоил план ничего,
Туда и сюда, бесцельно, разбегался фундамент его.
Кладка была неумелой, но на каждом я камне читал:
"Вслед за мною идет Строитель.
Скажите ему - я знал".
Редьярд КИПЛИНГ «Дворец»

В учебном плане 5-х классов изучению Истории античного мира - Древнего Рима и Древней Греции - отводится полугодие, подчеркивая важность этого периода становления общества, достижений науки и культуры, которые мы можем заметить и в элементах современного общества.

Обращаясь к музыкальным примерам, мы существенно сужаем саму тему (лишая ее точных исторических дат, имен и реальных географических очертаний), но, с другой стороны, на черновом наброске легче выписать характерные детали, завершающие объективную картину...

Почему на первое место ставим интересы и несовершенные знания самого учащегося, а не серьезный и профессиональный анализ знатоков? Философы утверждают, что знания могут стать основой личности только тогда, когда они найдены и пережиты самим человеком, а не получены как ценный груз, который требуется только заучить, как таблицу умножения.

"Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чужое и нам непригодное. А смысл должен быть живым, ибо он смысл нашей жизни, и должен быть внутри нас, а не вовне" (С.Франк "Крушение кумиров"). Поэтому его искание - это напряженное волевое самоуглубление, полное труда и лишений.

Таким образом, подлинно творческое и плодотворное дело совершается в глубине человека, и это глубоко внутреннее дело есть настоящее, основное дело человека...

Ален де Боттон1, один из основателей международного социального проекта «Школа жизни» (The School of Life), в своем интервью говорит:

Идея современной Школы в том, чтобы бросить вызов традиционным университетам и переосмыслить знания, приблизив их к реальной жизни, уйдя от «знаний ради знаний». Проще говоря, дать людям то, что, на мой взгляд, должны давать им университеты: чувство направления и житейскую мудрость с помощью культуры.

________________

1 Ален де Боттон (англ. Alain de Botton, родился 20 декабря 1969) - британский писатель швейцарского происхождения, член Королевского литературного общества, философ, телевизионный ведущий и предприниматель В своих книгах, телевизионных программах и выступлениях Ален де Боттон высказывается на различные темы и аспекты современной жизни, делая акцент на приложении философии к повседневности.

Насколько важно изучение далекого прошлого, того, что уже исчезло безвозвратно?

Современная наука утверждает, что тысячелетняя история развития человеческого общества не исчезла не оставив следов - она проступает в поступках и чувствах современного человека...

Эволюция снабдила нас бессознательным умом, потому что именно благодаря ему можно выжить в мире, требующем принимать и усваивать информацию с такой скоростью. Сенсорное восприятие, память, ежедневные решения, оценки и деятельность - все это дается нам будто бы без всяких усилий, но лишь потому, что необходимые усилия прикладывает часть мозга, находящаяся за пределами осознанности.

Такова стандартная внутренняя структура мозга всех позвоночных; сознательное же можно рассматривать как необязательную его часть. В самом деле большинство низших биологических видов вполне выживает с минимальной способностью к сознательной мысли или без оной, но ни одно животное не выживет без бессознательного.

Некоторые ученые считают, что мы осознаем всего 5 % собственной мыслительной деятельности. Остальные 95 % протекают вне нашего сознания и оказывают колоссальное влияние на нашу жизнь, обеспечивая саму возможность этой жизни.

Глубокая сосредоточенность увеличивает энергопотребление мозга всего на один процент. Совершенно не важно, что вы делаете сознательно, - бессознательная часть ума все равно доминирует и, значит, потребляет почти всю энергию мозга.

Если мы хотим понять себя и других, а главное - как преодолеть многие преграды, мешающие жить наполненной, насыщенной жизнью, придется разобраться, как на нас влияет скрытый в каждом подсознательный мир.
Мы считаем себя цивилизованными и современными существами, а наш мозг научен выносить испытания более ранних эпох.

Доктор биологических наук Черниговская2 Татьяна Владимировна утверждает:

________________

2 Черниговская Татьяна Владимировна - советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО.

"Главное, что нужно понять: нет объекта, который содержит информацию. Всегда есть объект и тот, кто читает все это.

Если перед нами будет лежать древнейший папирус, и не будет человека, который умеет его прочитать, то это никакая не информация. Это просто физический объект. То, что я вычитаю оттуда, зависит от того, какое у меня образование, какие у меня планы, зачем я это читаю.

Люди важны, потому что это они организуют информацию. Сама по себе информация болтается там где-то, нам от нее ни холодно, ни жарко".

Такие сложные объекты как художественные произведения существуют только тогда, когда есть тот, кто смотрит на них и понимает их, осознает концепцию и может интерпретировать.

Древний Рим и Древняя Греция - политические и культурные феномены древности, существование которых заложило мощный фундамент дальнейшего развития Европы.

Историю великой Греции принято исчислять с 8 века до н.э. Российские историки за основу принимают такую классификацию:

  • с 8 по 6 век до н.э. формировалась античная греческая цивилизация, полисная политическая система и демократия;
  • период с 6 по 4 век до н.э. считается наиболее показательным в развитии Греции, потому что полисная система сформировалась полностью и достигла своего совершенства;
  • с 4 по 1 век до н.э. начали проявляться некоторые кризисные моменты в политической жизни: дело в том, что демократия, как оказалось, уже не была настолько эффективной тогда, когда укрепилась монархия Македонии.

Древняя Греция и Древний Рим имеют очень много общего. Это можно проследить, даже исходя из периодизации истории Древнего Рима:

  • с 8 по 6 век длился период, когда на юге современной Италии были греческие колонии, именно в это время был основан город Рим;
  • с 6 по 3 век Рим завоевывает Италию; завершается формирование классового общества; укрепляются республиканские устои;
  • расцвет Римского государства произошел в период со второго века до н.э. по 2 век н.э., хотя были и кризисные моменты, например, Рим из республики превратился в империю.

МУСОРГСКИЙ - Катакомбы, Старый замок

БОЙКО - Мозаика и Руины из цикла "Кипрские эскизы"

  • обратимся к названию пьесы: что это такое? - как можно представить это в музыке? - что общего в характеристике?
  • определите характер мелодии (5 слов) - какое определение, по вашему - главное?
  • таинственность, загадочность, страх, красота, мощь и торжественность, романтичность и печаль...
  • какие различия? какой элемент мелодии играет главную роль в создании образа?

МУСОРГСКИЙ «Старый замок» - замшелые камни, сырость, жизни в этих стенах нет. Но мелодия - нежная, легкая, мечтательная... Когда-то здесь кипела жизнь, сразу представляются "картины" - принцесса в окне, серенада... Небольшое волнение - путешествие по замку, мелькнувшая тень, что скрывается за поворотом коридора? Оживление в середине пьесы - волнение при виде какой-то находки? Пуговица, обломок старинной вазы… и снова тихая и парящая мелодия - все это только наши мечты и фантазии... Все в прошлом.

БОЙКО - "Руины"3 из цикла "Кипрские эскизы". Музыка светлая, спокойная, величественная... Два образа можно выделить - мощный, сильный, грозный - это древние стены, поражающие своей несокрушимостью, выдержавшую натиск не только врагов, но и времени... И легкий, воздушный, прозрачный - это взгляд вверх - синее летнее небо, легкий ветерок, ароматы степных трав, облака и бирюзовое море... Удивительно, но в основе номера - легко угадывается греческий танец Сиртаки... Здесь явное противоречие - неподвижные развалины замка иллюстрирует подвижный танец... Его танцуют, встав в круг, и положив руки на плечи соседей - как бы символизируя единство и братство...

________________

3 Руи́ны (от лат. ruere, падать) - останки бывшего здания или постройки. В Средние века руины предоставлялись окончательному разрушению или их части использовались при возведении новой постройки на том же месте.

И - еще одна странность - мелодия явно мажорная - светлая и радостная... Развалины и радость? Можно ли найти объяснение? Уже древние сооружения поражают своей красотой и мастерством строителей... Греческий танец - символизирует греческую культуру - как первооснову европейской культуры...

Рим занимает особое место на карте мира. Когда-то это была огромная и могущественная империя, ознаменовавшая собой целую эпоху в развитии человеческой цивилизации, сейчас - это один из самых прекрасных и удивительных городов Земли, столица Италии. Как нигде, здесь слышно дыхание вечности, но седые камни не подавляют своим величием, а напротив, вплетаются в жизнь современной метрополии как некий необходимый ей орнамент.

Римские катакомбы были найдены в 1578 году. Они представляют собой подземные переходы, которые иногда заканчиваются прямоугольными помещениями (кубикулами). В некоторых случаях такие системы располагаются ярусами, один под другим. Вдоль стен переходов находятся захоронения рядовых членов общины, в кубикулах - более знатных.

Также похожие на катакомбы погребальные подземные помещения найдены в Анатолии, Турция; в Сузах, Северная Африка; в Трир, Германия; Киев, Украина. Катакомбы в Палермо, Сицилия использовались в 1920-х годах. Катакомбы были популярны в Англии в XIX веке и их можно было увидеть на многих роскошных кладбищах того времени.

На Украине и в России катакомбами также называется сеть заброшенных пещер и туннелей. Эти катакомбы образовались на месте бывших каменоломен. Наиболее известны расположенные в Крыму и на черноморском побережье Одесские катакомбы, Аджимушкайские каменоломни и Николаевские катакомбы. В древности катакомбы использовались для совершения религиозных обрядов и погребения умерших. Позднее они использовались партизанами во время Великой Отечественной войны. Аджимушкайские каменоломни вмещали в себя около 10 тысяч бойцов и беженцев. Многие из них умерли и были похоронены там же. Сейчас на том месте установлены памятники и музеи (теперь это территория города Керчь).

МУСОРГСКИЙ «Катакомбы» Жанровую основу номера определить нелегко. Отдельные аккорды - как элементы декора, выхваченные мерцающим пламенем факела из кромешной тьмы... Фрагмент с появлением мелодии - не получает развития и снова пропадает в темноте... И все же аккорды величественные, торжественные и горделивые. Это прошлое, которое внушает уважение и трепет...

Два варианта исполнения - два образа.

В исполнении рояля - аккорды звучат коротко и глухо. Отдаленные удары молота в отдаленной галерее каменоломни. Труд неспешный и сосредоточенный. Здесь нет суеты и лишних движений. Длительные паузы - ощущение заброшенности и пустоты.

Оркестровый вариант намного драматичнее и напряженнее. Мощь, сила и тайна. Отблески факела выхватывают из темноты белеющие кости, старые захоронения... Резкость и яркость аккордов заставляют вздрогнуть. Взгляд в прошлое. Еще одно напоминание об огромной бездне, которая таится в историческом прошлом...

Возникновение итальянской темы в русской литературе первой трети XIX века связано со стремлением русских писателей осмыслить место своего отечества в общеевропейском культурном пространстве. Противостояние западников и славянофилов было направлено на разрешение таких вопросов, как взаимовлияние России и Европы, взаимопритяжении и взаимоотталкивании культур России и Запада, о сущности и роли русского европейца, поскольку именно в контексте этих проблем, в конечном счете, будет разрешаться культурная и политическая судьба России в XXI веке.

Итальянская культура как наследница культуры античной всегда активно воспринималась в России. Поистине масштабный характер этот процесс приобретает со второй половины XVII века и - особенно - в эпоху Петра I и Екатерины II. Расцвет же итальянского Ренессанса в России, приходится на первую треть XIX века - пушкинскую эпоху, когда произведениями итальянской живописи и скульптуры украшают не только царские палаты, но и дворянские усадьбы.

Прежде всего, это можно объяснить интересом русских поэтов и писателей к эпохе античности вообще, с которой тесно связывался в их сознании Рим, а, следовательно, и Италия.

Здесь прослеживаются две тенденции: античная цивилизация воспринимается с одной стороны, как колыбель искусств, как идеал, образец, с другой стороны, ближе к середине XIX века римское античное наследие начинает ассоциироваться с закатом, гибелью Римской империи и поэты больше обращаются к современной им Италии.

Падение великой древней империи писатели видят, как правило, в тирании правителей Рима, в наличии рабства, проецируя эти тенденции на российскую действительность начала XIX века и показывая таким образом состояние современного им общества. Это характерно, прежде всего, для эпохи декабризма.

В поэзии А.С.Пушкина как наиболее значительного поэта первой четверти XIX века и его современников образ РИМА характеризуется следующими определениями: вечный, древний, великий, величавый, державный, могучий, неодолимый, сильный, неблагодарный, гордый, свободный, падший, унылый, всепожирающий, ужасный, развратный, грозный, буйный, а ИТАЛИЯ - святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония4.

________________

4 В древнеримской поэзии наименование «авзоны» использовалось как общее название италиков (италийцев), а «Авзония» - как поэтическое название Италии.

Для русской культуры XIX века интерес к становлению и падению империи Рима связан, прежде всего, с состоянием современного общества, поиском оптимальной модели общественного устройства...

В творчестве поэтов пушкинской эпохи Древний Рим раскрывается в следующих признаках: город на семи холмах; город язычников; край свободы и законов; город-жертва.

Рим - как могущественная империя, которая является образцом свободного правового государства, появляется в оде К.Рылеева «Гражданское мужество» (1823):

Лишь Рим, вселенной властелин,
Сей край свободы и законов,
Возмог произвести один
И Брутов двух, и двух Катонов. Там же. С. 24-25

Римская тема нашла свое отражение в стихотворении К.Н.Батюшкова «Элегия» (1817). Пафос вечного города мы видим в этом произведении:

Какое торжество готовит древний Рим?
Куда текут народа шумны волны?
.............
Земля священная героев и чудес!

Что слышит в музыке, посвященной этим величественным эпохам современный слушатель? Какие эмоции испытывает? Какие признаки пройденных в древности этапов развития мы наблюдаем в нашей сегодняшней жизни?

Порой понять какое-то явление помогает некоторая отстраненность. Как в живописи - необходимо найти расстояние, на котором картина "проявляет себя лучше всего".

Лучше всего этому способствует наш жизненный опыт: ошибки и заблуждения, душевные переживания, наши поиски и размышления...

Обсуждение музыкального произведения - тоже искусство - искусство переводить чувства в слова. Упражнения в осмыслении искусства важная часть работы по пониманию не только окружающего мира, но - главное - самого себя.

Хорошей иллюстрацией этого явления можно считать пьесу из цикла "Кипрские эскизы" Ростислава Бойко "Мозаика".

БОЙКО «Мозаика» из цикла "Кипрские эскизы" - картина из кусочков разноцветного стекла. Вблизи - пестрота и отсутствие логики. Но стоит выбрать правильное расстояние - и мы видим цельное изображение - это средняя часть. Начало пьесы и окончание - рассматриваем мозаику вблизи - отдельные звуки в разных регистрах "не складываются в картину".

Для нашего современника лучшим объяснением интереса к прошлому этих культур может служить идея Карла Густава Юнга Карл (1875-1961 гг.) - швейцарского психиатра, ученик 3. Фрейда, создавшего психологию коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное - это совокупность архетипов (древних типов понимания и объяснения мира). Архетип, по Юнгу, - это система установок и реакций на мир древних людей тех времен, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас - открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди были вынуждены вживаться в этот мир, приспосабливаться к нему, как-то объяснять и интерпретировать его.

Архетип захватывает психику и вынуждает ее выйти за пределы человеческого. Юнг считал, что люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов.

Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи.

Архетипические образы особенно наглядно могут выступать в символической форме искусства. Архетипы несут в себе заряд мощной творческой энергии. Великий художник - это человек, умеющий извлекать эту энергию архетипов и воплощать ее в своем искусстве. Архетип - это мифологическая фигура, которая является итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков, психический остаток переживаний одного и того же рода, несчетное число раз повторявшихся у бесконечного ряда предков.

Неудивительно, считал Юнг, если встретив типическую ситуацию или увидев произведение искусства, где ярко выражены архетипические мотивы, мы внезапно ощущаем неподдельную радость, нас захватывает неодолимая и притягательная сила.

В такие моменты мы - уже не индивидуальные существа, мы - род, мы слышим голос всего человечества, просыпающийся в нас.

Однако, отмечают философы, в массе своей люди перестали чувствовать и понимать язык архетипов, оторвались от своих глубинных корней, утратили живительную связь с ними. Люди больше не боятся окружающей природы и не доверяют своим снам, развенчали своих богов и демонов и считают себя свободными. Однако их боги и демоны никуда не ушли, они получили новые обличья и новые имена и все так же ведут спор за души людей. Они приняли форму преступности, алкоголизма, бесчисленных неврозов и страхов, наркотиков и массовых психозов.

* * *

Обращаясь к теме прошлого, нельзя обойти тему смерти - все герои прошлого уже покинули нас.

Гибель "отрицательного" героя нам понятна - это расплата за неправильную жизнь. Но и хорошие герои в старости умирают. Таков закон жизни:

"Построен зодчим превосходный дом - а дальше что? Начнется разрушенье!" (Джон Донн)

Тема смерти сегодня выведена за рамки школьной программы. Хотя уже в первых циклах, написанных для детей "Альбом для юношества" Р.Шумана и "Детском альбоме" П.И.Чайковского - эта тема присутствует.

Упоминание о ней в современной программе - косвенные - это гибель героя за правое дело, которая объединяет его сторонников и воодушевляет их в противостоянии злым силам... И, как в финале четвертой симфонии Чайковского - только момент, который ничего не меняет в могучем, жизнерадостном и широком движении народной жизни...

Основные темы музыкальных уроков сегодня - жизнерадостность и легкость, радость и энергия преодоления, движение и сила. А спокойствие и размышление - чаще всего - радостное очарование и безмятежность... Видимо поэтому, даже мажорная музыка Баха у учащихся часто вызывает ощущение напряжения и дискомфорта - нашему современнику трудно соединить спокойствие и радость. Для него радость - это взрыв эмоций и энергия движения. А спокойствие - это грусть, печаль и мечты...

Сегодня исключение темы смерти из программы обучения детей, игнорирует философскую проблему поиска смысла жизни и заменяет ее идеей радостного проживания настоящего - будь весел, энергичен и не размышляй о завтрашних проблемах - о них мы подумаем завтра...

Но что думает сам композитор? Обратимся к пьесе "С мертвыми на мертвом языке".

Обращаясь к прошлому, Мусоргский находит опору для своих жизненных установок и идей.

Cum mortuis in lingua mortua (лат. С мёртвыми на мёртвом языке). Первая часть основана на минорном варианте темы Прогулки... Тихое тремоло в верхнем диапазоне - как страх и трепет спускающегося в глубины прошлого... Скользящее движение мелодии рисует это нисходящее движение... Робкому вопросу верхнего голоса отвечает его повторение в басу - вопрос услышан... Дважды повторяется первое предложение...

Вторая часть - светлеет и напоминает сказочную картину, открывшуюся путнику - в ней все спокойно и благостно - колокольные перезвоны и свет... Так же, дважды повторенная, она заканчивается затихающими небесными звуками...

Дать логическое объяснение сюжета пьесы нелегко, но если обратиться к истории написания пьесы и объяснению самого Мусоргского - все становится понятным.

Автор разговаривает с духом Гартмана. Вторая часть - очень изобразительна и в ней легко угадываются "русские мотивы" - русский стиль архитектурных зарисовок Гартмана... Богатырских ворот в Киеве... Тема становления русской самобытности - то, что волновало и Мусоргского, и Гартмана...

Разумное использование опыта имеет свои границы.
Он хотя и может научить нас, что нечто построено так или эдак, но никогда - что это не могло бы быть иначе.
Иммануил Кант

Какой вывод можно сделать, сравнивая эти две цивилизации? Как интерпретировать наши знания, применительно к сегодняшнему дню?

Сначала отметим различия. Их легко назвать, прослушав произведения. В принципе, они совпадают с определением, данным А.С.Пушкиным.

Первое, что легко сделать - противопоставляя эти две модели развития и функционирования общества:

  • АФИНЫ: дружелюбие, общность, открытость, взаимопонимание и поддержка.
  • РИМ: путь воина, лидера, вождя, пассионария - сила и одиночество, терпение и стойкость, мужество и умение идти вперед наперекор обстоятельствам.

И та, и другая цивилизация, несмотря на такие яркие различия, прошла периоды становления, развития и упадка.

Противопоставляя, часто не замечают одну важную особенность - обе цивилизации были успешными, просуществовали не одно столетие и обе были продуктивными - оставили после себя богатое наследство.

Как правило, в сравнении ищут две стороны - хорошее и плохое. Но здесь - обе стороны равновеликие. Хотя характеристики Рима (при некоторой избирательности), могут носить негативную окраску (падший, унылый, всепожирающий, ужасный, развратный, грозный, буйный). Но это, скорее, симптомы погибающей цивилизации, но не причины ее могущества и процветания.

Еще Аристотель (343 года до н. э. по 340 года до н. э.) пытался найти идеальную модель общественного устройства.

Восемь книг Аристотеля, посвящены преимуществам и недостаткам различных систем управления (ему были известны 158 различных конституций).

Системы управления он делит на монархии, аристократии (греч. аристос - превосходный; т.е. господство способнейших) и политии (греч. полис - община, общность людей; т.е. участие в решении политических вопросов широкого слоя людей).

Аристотель приходит к выводу, что нет одной самой лучшей конституции и что выбор наиболее подходящего устройства зависит от времени и потребностей людей.

Второе, что не так очевидно - философское понимание вечного движения и постоянного изменения: подвижность, текучесть и изменчивость - главный признак этого мира.

"Не сетуйте: таков судьбы закон; Вращается весь мир вкруг человека, Ужель один недвижим будет он?" (А.С. Пушкин "Была пора, наш праздник молодой")

Где нам искать опору в этом неустойчивом, меняющимся мире?

Как отмечают философы, в жизни рано или поздно приходится делать свой выбор, и выбирать (или не выбирать) в конце концов приходится самого себя. И это - самый насущный, подлинно судьбоносный выбор.

Мудрецы утверждают, что когда мы увеличиваем наше богатство, приобретаем славу или даже делаем нашу жизнь более комфортабельной, мы в действительности ничего не прибавляем к тому, что мы есть. Потеря этих мнимых приобретений на самом деле не болезненна для нас. Осознание этой простой истины уже позволяет понять, что мы всегда имеем достаточно, и нам нечего искать во внешнем мире.

Наш настоящий труд - внутреннее восхождение: где поиск важнее цели, сердечное доверие - формальной истины, а внутренняя удовлетворенность - удовольствий тела.

И это - единственный здравый, безоговорочно полезный выбор в жизни.

У мудрости, как отмечают китайские мудрецы, свои сроки: она не добывается усилием мысли, а, подобно плоду, созревает во времени. Вот почему мудрость не есть какое-то особое знание - это просто знание, слившееся с жизнью.

Мудрость нельзя приобрести в один присест усилием воли - ее надо накапливать день ото дня, по капле, одновременно теряя - тоже по капле - свою гордыню и себялюбие.

Проявляясь в конкретных обстоятельствах, мудрость хранит в себе бесконечный путь сердца.

Что добавила, что привнесла музыка в наше понимание исторической картины древнего мира Греции и Рима?

Если история оперирует фактами и датами - музыка обращена к чувствам.

Величие этих эпох в передано тысячелетней историей становления и развития, масштабом завоеваний и обширным списком дошедших до нас манускриптов.

Музыка говорит о том же завораживающей красотой мелодий, четкостью ритма и гармоничной стройностью формы, вызывая ощущение величия и прочности заложенного в древности фундамента нашего сегодняшнего процветания и успеха...

Презирать настоящее - это объявить себя ему чужим; а на что можете вы надеяться в этом мире, если вы ему будете чужим?
М.МЕТЕРЛИНК «Мудрость и судьба»

Какие уроки мы можем извлечь, из знакомства с этими равновеликими и такими разными опытами построения человеческих сообществ?

В прошлом мы ищем опору нашего сегодняшнего движения. Тут важно сделать это правильно, на основе фактов и точного их истолкования, не обманывая себя...

И если справедливо утверждение, что существование любого организма и любой цивилизации оправдано только тогда, когда они служат какой-то высшей цели, то чем точнее мы будем представлять эту цель, чем точнее она будет обозначена в нашем движении - тем легче и счастливее будет наш путь.

Движение вперед - всегда связано с проблемой выбора - если глядеть вперед, видишь развилки, перекрестки и тупики... Если посмотреть назад - прямая линия - мы всегда движемся, основываясь на "внутреннем компасе" наших знаний, предпочтений и усилий. И эта линия - объяснение и наших сегодняшних побед, и наших неудач.

Философы считают, что мир един и все в этом мире взаимосвязано. Эта высшая целостность бытия, всеединства по разному выражена и в религии, и в народных обрядах, и в научных изысканиях.

Один из главных выводов таков: как правило, мы ищем один "правильный" ответ, а в реальной жизни их может быть множество - и все они, при определенных условиях, могут быть правильными. Это не значит, что нет различий между хорошим и плохим. Это означает только то, что правила - не всегда гарантия правильных решений. Изменчивость жизни, многозначность ее положений требуют творческого подхода, гибкости и ясного понимания самого себя - своих жизненных ценностей и моральных принципов.

Надо перестать думать о реальности и научиться жить ею. Находить ответы на все вопросы. Вообще не искать ответы, а только находить их.

И - очень важно - научиться смотреть на жизненные проблемы позитивно и конструктивно. Какие черты мы отмечаем в этих великих цивилизациях?

  • АФИНЫ: дружелюбие, общность, открытость.
  • РИМ: путь воина, мужество и умение идти вперед наперекор обстоятельствам.

Можно увидеть и отрицательные - АФИНЫ - вялость, расслабленность... РИМ - агрессия и мрачность... НО... Надо научиться находить позитив, воспитать в себе это умение: - прошлое не должно внушать страх и подавлять - оно должно давать энергию и воодушевлять... Наша задача продолжать движение, а не стоять в оцепенении...

Любопытное исследование высоких материй без приложения трудов к исправлению собственной жизни не приносит никакой пользы. Если кто-то вам скажет, что ему открылась вся истина, но продолжает жить неблагочестиво, - не верьте ему.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Российский историк Николай Карамзин называет историю заветом предков к потомству.

Мы ищем в истории вдохновляющие и воодушевляющие примеры. И это не только дань уважения, но и понимание огромной ответственности за мир, доставшийся нам в наследство, готовность сделать следующий шаг…

Наши выводы нельзя считать окончательными - они только иллюстрация наших сегодняшних знаний, интересов и затраченных усилий. Здесь, по-нашему мнению, самое ценное - желание искать, размышлять и... действовать.

Как сказал епископ Сербской православной церкви святитель Николай Сербский (Велимирович): "Лживым и наглым утверждением является следующее: люди дня вчерашнего, победили, чтобы их сегодняшние и завтрашние соотечественники наслаждались сытой жизнью. Напротив - они победили, чтобы и мы победили. Ведь воевали мы не для того, чтобы потом, отказавшись от всякой борьбы, просто сибаритствовать, а для того, чтобы создать условия для труда и созидания".

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра, -
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Осип Мандельштам Notre Dame

Список литературы

  1. ВИКИПЕДИЯ - Справочная энциклопедия Интернета.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского, изд. Просвещение, 2006.
  3. СЕРГЕЕВА Г.П., КРИТСКАЯ Е.Д. «Уроки музыки» 5-6 классы, М.: Просвещение, 2007.
  4. БРЯНЦЕВА В.Н. «Музыкальная литература зарубежный стран». Второй год обучения, М.: Музыка, 2007.
  5. ГУБИН В.Д. Основы философии: учебное пособие / В.Д.Губин. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2009. - 288 с. - (Профессиональное образование).
  6. СТО ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ. Автор-составитель Д.К.Самин.- М., Вече, 2006.
  7. Книга о пути жизни. Афоризмы и цитаты / Лао-цзы; пер. с китайского, сост., предисл, коммент. В.Малявина. - Москва: Изд. АСТ 2021.
  8. МЕТЕРЛИНК Морис «Мудрость и судьба» изд. РИПОЛ Классик, Москва, 2009.