Опыт работы со слабослышащими детьми

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Особенности развития слабослышащих детей

1. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой - недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается - теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

2. Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха.

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

3. Особенности внимания.

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

4. Особенности памяти.

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

5. Особенности мышления.

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.Обучение детей с нарушением слуха - сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Опыт работы со слабослышащим ребенком

Лиза пришла к нам в младшую группу в возрасте 2 лет 11 месяцев, плохо говорящая , но с хорошо сформированными навыками самообслуживания. Она не понимала обращенную к ней речь, ориентировалась в общении на действия, жесты и эмоции взрослых.

Свою работу я строили в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, следующим образом. Для индивидуальных занятий, в спальной комнате было оборудовано рабочее место(стол,стул, наглядные пособия).

Развитие речи.

Коррекционные задачи по развитию речи:

а) формирование словаря и грамматического строя речи;

- развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь воспитателя;

- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обращение, значение слов.

б) развитие форм связной речи:

- учить владеть навыками составления простых предложений( из двух слов);

- учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа по картинке с использованием вопросов.

Формирование навыков диалогической речи.

в) развитие когнетивных процессов речи:

- цвет (красный, желтый, зеленый);

- форма (круг, квадрат, треугольник);

- количественные представления (один, много, два).

г) формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.

- познакомить с органами артикуляции;

- развивать слуховое внимание;

- формировать усвоению ритмической структуры речи( заучивание стихов).

Индивидуальные занятия проводили используя пособия Т.Ю. Бардышевой

«Логопедические занятия в детском саду» и пособие этого же автора «Логопедические задания» (для практической части) по которому занимался психолог. Занятия составлены по лексическим темам.

Пример занятия. Тема: "Игрушки" (знакомство) стр.10 Бардышева Т.Ю., практическая часть стр.3.

Все результаты и темы занятий записывали в дневник индивидуального сопровождения.

На занятиях по развитию речи со всей группой, отдельно обьясняла и показывала Лизе значения слов.

Для пересказа сказок используем серии сюжетных картинок. Лиза очень хорошо работает по образцу. Темы занятий отрабатывали на прогулке, в режимных моментах.

Обогащение словарного запаса.

Для пополнения словаря использовали карточки Глена Домана. Это физиотерапевт, родился а Америке в 1913г.

Интересный факт, учеными установлено, что до 3-х лет формируется 70-80%клеток нашего мозга, поэтому первые три года может сказываться на дальнейшем развитии. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче.

Для развития речи использовали подобрали картотеку дидактических игр для детей с нарушением слуха.

В своей работе пользуемся картотекой подвижных игр для слабослышащих детей.

Активная работа велась с родителями. Ежедневные беседы об успехах Лизы, о ее взаимоотношениях в детском коллективе, консультации по занятиям.

Результат работы: достаточно пополнился словарный запас, ребенок хорошо социализировался в группе, стал общаться с детьми и со взрослым высказывая свои мысли сложными предложениями.