Особенности развития слабослышащих детей
1. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой - недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.
В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается - теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.
2. Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха.
Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.
3. Особенности внимания.
Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.
4. Особенности памяти.
Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.
5. Особенности мышления.
Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.Обучение детей с нарушением слуха - сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.
Опыт работы со слабослышащим ребенком
Лиза пришла к нам в младшую группу в возрасте 2 лет 11 месяцев, плохо говорящая , но с хорошо сформированными навыками самообслуживания. Она не понимала обращенную к ней речь, ориентировалась в общении на действия, жесты и эмоции взрослых.
Свою работу я строили в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, следующим образом. Для индивидуальных занятий, в спальной комнате было оборудовано рабочее место(стол,стул, наглядные пособия).
Развитие речи.
Коррекционные задачи по развитию речи:
а) формирование словаря и грамматического строя речи;
- развивать понимание речи, умение вслушиваться в обращенную речь воспитателя;
- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обращение, значение слов.
б) развитие форм связной речи:
- учить владеть навыками составления простых предложений( из двух слов);
- учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа по картинке с использованием вопросов.
Формирование навыков диалогической речи.
в) развитие когнетивных процессов речи:
- цвет (красный, желтый, зеленый);
- форма (круг, квадрат, треугольник);
- количественные представления (один, много, два).
г) формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.
- познакомить с органами артикуляции;
- развивать слуховое внимание;
- формировать усвоению ритмической структуры речи( заучивание стихов).
Индивидуальные занятия проводили используя пособия Т.Ю. Бардышевой
«Логопедические занятия в детском саду» и пособие этого же автора «Логопедические задания» (для практической части) по которому занимался психолог. Занятия составлены по лексическим темам.
Пример занятия. Тема: "Игрушки" (знакомство) стр.10 Бардышева Т.Ю., практическая часть стр.3.
Все результаты и темы занятий записывали в дневник индивидуального сопровождения.
На занятиях по развитию речи со всей группой, отдельно обьясняла и показывала Лизе значения слов.
Для пересказа сказок используем серии сюжетных картинок. Лиза очень хорошо работает по образцу. Темы занятий отрабатывали на прогулке, в режимных моментах.
Обогащение словарного запаса.
Для пополнения словаря использовали карточки Глена Домана. Это физиотерапевт, родился а Америке в 1913г.
Интересный факт, учеными установлено, что до 3-х лет формируется 70-80%клеток нашего мозга, поэтому первые три года может сказываться на дальнейшем развитии. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче.
Для развития речи использовали подобрали картотеку дидактических игр для детей с нарушением слуха.
В своей работе пользуемся картотекой подвижных игр для слабослышащих детей.
Активная работа велась с родителями. Ежедневные беседы об успехах Лизы, о ее взаимоотношениях в детском коллективе, консультации по занятиям.
Результат работы: достаточно пополнился словарный запас, ребенок хорошо социализировался в группе, стал общаться с детьми и со взрослым высказывая свои мысли сложными предложениями.