ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В программе учебного предмета «Физическая культура» включен раздел «Основы знаний», необходимые учащимся. Несмотря на это в обучении учащихся знаниям на практике преподавания учебного предмета в школах, обучению знаниям отводится одно из последних мест. Следствием этого является низкий уровень физкультурных знаний учащихся. Это, в свою очередь, влечет за собой не только низкий уровень знаний, но и неумение учащихся решать проблемы самостоятельного применения средств физической культуры и непонимание проблем формирования здорового физически активного образа жизни.
Между тем домашние задания по физической культуре способны не только развивать физические качества учеников, но и формирует физкультурные знания у учащихся.
Теоретический анализ специальных методических литератур показывает, что домашние задания по физической культуре, прививают интерес к предмету «физическая культура», способствуют воспитанию самостоятельности и ответственности.
Вопрос о домашних заданиях по физической культуре является проблемным, так как он очень слабо отражён в педагогической литературе, да и домашние задания по физической культуре характерно отличаются от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам. Проблемы организации домашних занятий в школе не раскрыты в программах по физической культуре. Не хватает успешной разработки теоретических основ и практического подхода к организации домашних заданий учащихся по физкультуре.
Исходя из этого, возникает проблема: каковы домашние задания к урокам физической культуры для формирования физкультурных знаний.
Объект исследования: Формирование физкультурных знаний у учащихся 7 классов.
Предмет исследования: Виды домашних заданий по физической культуре.
Цель исследования: Разработка домашних заданий по физической культуре для формирования физкультурных знаний учащихся 7 класса.
Гипотеза исследования: Разработка домашних заданий по физической культуре для формирования физкультурных знаний учащихся 7 класса, возможно, если охарактеризовать классификацию домашних заданий.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность формирования физкультурных знаний у учащихся 7 класса.
- Рассмотреть виды домашних заданий по физической культуре.
- Разработать домашние задания по физической культуре для формирования физкультурных знаний учащихся 7класса.
- Охарактеризовать классификацию домашних заданий.
Методологические основы: В работе основном использованы труды В.П.Лукьяненко, Ю.И.Гришина, С.Г.Арзунова, Ю.А.Янсон, Н.П.Косилиной, Н.В Видякина, А.А.Кузнецоваи др.
Методы исследования: Теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Практическая значимость: Данная курсовая работа может быть использована учителями физической культуры, родителями, студентами и учащимися.
Структура: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе раскрыта сущность формирования физкультурных знаний учащихся 7 класса и рассмотрены виды домашних заданий по физической культуре.
Во второй главе разработаны домашние задания по физической культуре для формирования физкультурных знаний учащихся 7 класса и охарактеризована классификация домашних заданий.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сущность формирования физкультурных знаний у учащихся 7 классов
Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим определенный объем знаний о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) [8, c. 58].
В Википедии дается такое определение: Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание (предмета) - уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.
Физкультурные знание - это знание направленные на вооружения учащихся необходимыми знаниями и умениями в области физической культуры (природа физических упражнений, об основных понятиях физической и спортивной подготовки, особенностях организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, правилами контроля и техники безопасности) [13].
Общее среднее образование обеспечивает учащимся получение знаний, практических умений и навыков, развитие способностей, необходимых для различных видов деятельности, влияет на формирование мировоззрения. Целью и результатом общего физкультурного образования является совокупность физкультурных ценностей, усвоенных учащимися и создаваемых с их участием в процессе освоения учебного предмета.
Как отмечает Ю.А.Янсонв процессе общего среднего образования в области физической культуры под влиянием усвоенных знаний формируются представление об истории физической культуры, технике движений, организации и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств, здоровье и здорового образа жизни, режиме дня, закаливание организма, восстановительного массажа и нравственного поведения [3, c. 120].
Формирование знаний о физической культуре - непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности - тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний.
Освоение теоретического раздела программы по физической культуре, начиная с 1-го класса, предусматривает 1 час в неделю на теоретические уроки в классе. Но формирование знаний о физической культуре не ограничивается только теоретическими уроками. На практических занятиях в ходе обучения, например, гимнастическим, легкоатлетическим и другим упражнениям учитель должен сообщать учащимся сведения о возникновении, сущности, особенностях влияния на организм физических упражнений и т.д. [11, c. 57].
Одна из особенностей знаний по физической культуре заключается в их высокой степени при кладности. Они призваны помочь учащимся рационально применять практические умения и навыки для укрепления здоровья, развития физических качеств, освоения разнообразных двигательных действий. Наряду с этим они также содействуют повышению уровня общей образованности и эрудиции учащихся.
Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств должно опираться на уже имеющиеся и вновь приобретаемые школьниками учебные знания. Источниками, из которых ученики приобретают знания, являются предшествующий двигательный опыт, словесное, наглядное восприятие действий и объяснений учителя, а также систематическое расширение и углубление специальных знаний, содержание которых определяется школьной программой по предмету «Физическая культура».
Обязательный минимум содержания образовательной программы учебного предмета «Физическая культура» в 7 классепо окончании учебного годадолжны быть сформированы следующие знания и умения, полученных ими в результате освоения данной учебной дисциплины:
- понимать роль физической культуры в развитии человека;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств;
- приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей[7, c. 27].
Как указывает Арзунов С.Г., теоретический материал учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе по признаку однородности содержания может быть разделён на три группы:
- фундаментальные знания общетеоретического характера;
- инструктивно-методические знания;
- элементарные и узкоспециальные знания, относящиеся к отдельным видам упражнений.
К первой группе относятся: общие вопросы истории, теории и методики физической культуры, физиологии физических упражнений и т.п.
Ко второй - знания об основах методики организации различных форм занятий физическими упражнениями, основах методики развития отдельных физических качеств и обучения конкретным двигательным действиям, методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и т.п.
К третьей группе относятся знания об особенностях техники и правилах выполнения конкретных упражнений, правилах судейства соревнований по видам спорта, оборудовании и инвентаре для занятий и проведения соревнований, требования техники безопасности, правила личной и общественной гигиены, специальная терминология, сведения об уровне достижений в отдельных видах спорта и т.п.[1, c.154].
Учебный материал общеобразовательных дисциплин и дисциплины «Физическая культура», как отмечает Н.П. Косилинанеобходимо ориентироваться на следующие методические положения:
1. Включение дидактических единиц знаний по физической культуре в общеобразовательные предметы не должно нарушать логику прохождения учащимися учебного материала, в содержание которых включаются соответствующие знания.
2. Содержание учебных тем по физической культуре должно вписываться в соответствующее содержание тем образовательных учебных предметов, дополнять их или конкретизировать.
3. На уроках физической культуры в процессе освоения школьниками учебного материала должно быть обеспечено постоянное обращение к знаниям, освоенным (или осваиваемым) учащимися по другим учебным предметам, по возможности объяснение с их помощью вопросов, возникающих во время занятий физическими упражнениями, т. е. создавать условия постоянного востребования всего комплекса освоенных школьниками знаний [4, c.86].
На уроках по физической культуре, по мнению Холодова Ж.К., теоретические знания формируются по следующим направлениям:
- формирование специальных знаний является не только основой обеспечения образования в сфере физической культуры, но и главным условием активного приобщения к физкультурной деятельности, реализации деятельностного подхода в освоении ценностей физической культуры. Достижение такого результата предполагает решение следующих важных задач: качественного освоения инструктивно-методических знаний; проведения практико-методической подготовки; освоения методов самовоспитания и физического самосовершенствования; формирования физкультурно-спортивных интересов и потребностей и их активную реализацию в повседневной жизнедеятельности, что обеспечивает переход от «принудительной» системы учебного процесса к системе широкого самоопределения в сфере физической культуры.
- освоение инструктивно-методических знаний должно осуществляться на занятиях теоретического и инструктивно-методического характера. В процессе этих занятий учащиеся должны осознать и усвоить суть методических приёмов воздействия на организм средствами физической культуры, ознакомиться с основными закономерностями физического развития и целесообразного воздействия на совершенствование физических кондиций и координационной подготовки.
Учебные занятия инструктивно-методического характера обязательно должны дополняться самостоятельными формами методического образования, такими, например, как работа с литературой, разработка программ самостоятельных занятий с различной направленностью и др.
Практико-методическая подготовка должна осуществляться в процессе инструктивно-методических и практических занятий путём систематического выполнения комплексов таких практических заданий, как: составление и проведение комплексов утренней гигиенической гимнастики; составление и проведение комплексов упражнений в режиме дня; проведение упражнений разминки, организация и проведение подвижных игр; составление и проведение комплексов для содействия развитию отдельных физических качеств, формированию двигательных навыков; участие в организации массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий; участие в организации и судействе спортивных соревнований и т.п.
Уровень знаний в области физической культуры может быть различным и проявляться в разной степени сложности: от простого описания элементарных фактов до изложения теоретического материала на межпредметном уровне [6, с. 36].
В каждом учебном занятии стараться выбрать информацию, полезную для организации самостоятельной работы; воспитывать в себе волевые и другие положительные личностные качества путём систематического преодоления трудностей, возникающих при выполнении физических упражнений; учиться закалять свой характер с помощью средств физической культуры, вырабатывать постоянную готовность к решению сложных жизненных задач; стремиться к углублению специальных знаний из области физической культуры, физиологии, анатомии, психологии, валеологии и др.
Исходя из выше сказанного, приобщение к активной самостоятельной физкультурной деятельности оказывается невозможным без усвоения теоретических, инструктивно-методических знаний и умений, без овладения способами самовоспитания и физического самосовершенствования.
Таким образом, сущность формирования физкультурных знаний у учащихся, по мнению авторов это целенаправленный и планомерный процесс, направленный в обеспечении учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками, развитие способностей, необходимых для различных видов деятельности влияющие на формирование мировоззрения учащихся, которые формируются по следующим направлениям: формирование специальных знаний; освоение инструктивно-методических знаний; практико-методическая подготовка, с использованием различных методических приемов и межпредметных связей на основе принципа сознательности и активности.
1.2.Виды домашних заданий по физической культуре
Физическое воспитание учащихся нельзя полностью осуществлять только на учебных занятиях, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний и навыков в физических упражнениях.
Чтобы достичь больших успехов в обучении и в овладении учащимися учебным материалом, необходима также и самостоятельная работа учащихся. Одним из видов самостоятельной работы учащихся является выполнение домашних заданий [11, c. 125].
Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно связана с классными занятиями, дополняет их, способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков.
Особое значение имеют в этом отношении задания творческого характера, требующие видоизменения материала и комбинировании его по-новому, а также задания по применению теоретических знаний на самостоятельных занятиях. Наряду с общими, для всех учащихся, домашние задания практикуются индивидуальные, направленные на преодоление отставания в чем-либо, формирование каких-либо умений и навыков или развитие устойчивых склонностей отдельных учащихся.
Самостоятельная учебная работа учащихся - это деятельность учащихся в процессе обучения, выполняется по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Большинство самостоятельных работ непосредственно связано с требованиями учебной программы. Учитель является организатором и руководителем самостоятельной учебной работы. Он учит рациональным приемам самостоятельного учебного труда, разрабатывает продуманную систему заданий [3, c. 38].
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Функции домашнего задания:
- Закрепление и углубление теоретических знаний;
- Дальнейшее формирование навыков и умений;
- Применение знаний в стандартных и творческих условиях;
- Подготовка к усвоению нового учебного материала.
По мнению А.М.Максименко к содержанию и объему домашних заданий предъявляют следующие основные требования:
- Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы.
- Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными: однообразие утомляет учеников, ведет к потери интереса. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери к предмету.
- Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, но не точной копией, выполненной в классе.
- Давая домашнее задание, учителю необходимо проводить инструктаж по его выполнению. Однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
- В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. В этом отношении немаловажное значение имеет требование дифференциации, индивидуализации домашних заданий.
- Домашние задания обязательно должны проверяться учителем, поскольку контроль и оценка домашнего задания - вместе с другими факторами учебного процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности ученика.
- Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях.
- Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, направленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задания, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
- Домашние задания должны быть небольшими по объему, и согласовано с заданиями по другим предметам, так как наблюдается перегруженность учащихся школы. Дача домашних заданий регламентируется СанПин 2.4.2. - 576-96 в следующих пределах:
- В 1-м классе (со второго полугодия) - 1ч.,
- Во 2-м - до 1,5 ч.,
- В 3-м - до 2 ч.,
- В 5-6-м - до 2,5 ч.,
- В 7-8-м - до 3 ч.,
- В 9-11-м - до 4 ч [5, c. 92]
С точки зренияКузнецова В.С, Колодницкого Г.А, существует следующие виды домашних заданий в зависимости от основных функций: усвоение теоретического материала, формирование умений и навыков, применение в разных условиях, обобщение и систематизация, комбинирование.
Виды домашних заданий по содержанию включают в себя:
- Усвоение изучаемого материала по учебнику;
- Выполнение устных упражнений(выучить параграф, правило, стихотворение);
- Выполнение письменных упражнений (письменные упражнения, решить примеры и задачи);
- Выполнение творческих работ (реферат, проект и т.д.);
- Проведение наблюдений (дневник самоконтроля по физической культуре);
- Выполнение практических и лабораторных работ;
- Изготовление таблиц, диаграмм, карточки - заданий, схем по изучаемому материалу [9, c.82].
На уроке физической культуры в качестве домашних заданий по мнениям Киселева П.А и Киселева С.Б можно использовать следующие виды:
Реферат - это краткое изложение в письменном виде результатов самостоятельного исследования определенной темы на основе анализа научной литературы
Цели реферата:
- углубление знаний учащихсяв области физической культуры;
- привитие навыков самостоятельной работы.
- умение поиска материалов по выбранной теме реферата;
- умение анализировать, систематизировать и обобщать ее в соответствии с исследуемой темой;
- умениеиспользовать информационные технологии.
Каждый учитель в своей работе использует дидактические карточки. Но не каждый преподаватель использует эти карточки, для того чтобы дети проявляли свою инициативу, творческую самостоятельность [11, с.59].
Ю.И.Гришин определяет, что дидактический материал - это средство для организации самостоятельной работы обучающегося, позволяющее ему наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач с возможностью самопроверки и самоконтроля [1, с.128].
Или как указывает Ю.А.Янсон, дидактический материал - это особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек, цифрами или рисунками, раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. По его мнению дидактический материал весьма прост по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен самими учащимися. Он подвижен и легко приспосабливается к выполнению различных дидактических задач
А.Э.Днепров, дидактическим материалом называет сборники задач и упражнений.
Отмечает, что дидактические материалы нацелены на помощь в решении профессиональных педагогических задач, таких как:
образовательными:
- расширять понятийный аппарат;
- формировать знания;
- формировать умения;
- воспитательными;
развивающими:
- развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- формировать навыки коллективной работы;
- развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.
Разрабатываемые дидактические материалы могут стать:
- стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;
- средствами протоколирования результатов на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся;
- средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся;
- помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;
- средством проведения исследований;
- ресурсом для создания новых творческих работ учащихся[11, с.48].
На уроке физической культуры Арзуманов С.Г пишет, что можно использоватькарточки-задания с комплексами упражнений для подготовительной части урока, с упражнениями, направленные на развитие физических качеств, утренней гигиенической гимнастики для примененияих в последующем самостоятельных занятиях. А так же на карточках-заданиях могут быть описание подвижных игр, техника двигательных действий.
Разработанные карточки-задания используют и на уроках, и во внеурочное время - на занятиях кружка по физической культуре, при подготовке упражнений к физкультурным праздникам, для разучивания индивидуальных занятий и т.п.
Кроме того, в физическом воспитании предлагает использовать дневник самоконтроля для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением.
Самоконтроль - это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок, влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.
Задачи самоконтроля:
- расширить знания о физическом развитии;
- приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки;
- ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля;
- определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы скорректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Основными методами самоконтроля - инструментальные и визуальные.
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с учителем, тренером и врачом.
Дневник самоконтроля:
- помогает занимающимся лучше познавать самих себя;
- приучает следить за собственным здоровьем;
- позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, опасность переутомления и заболевания;
- определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил;
- какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, состоять из следующих показателей и должны быть наиболее информативными:
- результаты физического развития;
- результаты функциональной подготовки;
- результаты физической подготовленности.
Кроме того, в дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т.д. Дневник следует периодически показывать преподавателю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Желательно записывать в дневник и свои спортивные результаты. Они тоже отражают состояние организма [1, с.170].
Таким образом, рассмотрены следующие виды домашних заданий.
- Разработка, заполнение дидактических материалов (карточки-задания);
- Проведение наблюдений (дневник самоконтроля по физической культуре);
- Выполнение письменных упражнений по предметам;
- Выполнение творческих работ (реферат, проект и т.д.);
- Выполнение практических и лабораторных работ;
- Изготовление таблиц, диаграмм, карточки - заданий, схем по изучаемому материалу.
См. продолжение статьи