Глава I. Музыка как учебный предмет в классах слепых и слабовидящих учащихся
1.1. Значение и место музыки как учебного предмета в образовательном процессе слепых и слабовидящих школьников
В мире живет около 7,7 миллиардов человек. К сожалению, возможности по здоровью многих из них ограничены. По данным ВОЗ, на Земле около 37 миллионов слепых и 124 миллиона слабовидящих людей.
Но для человека нет ничего невозможного. Рэй Чарльз, Арт Тейтум, Андреа Бочелли, Стиви Уандер, Диана Гурцкая - это незрячие люди, которые, несмотря на своё состояние, добились всемирной славы в области музыки. Можно предположить, насколько велика роль музыки в формировании личностных качеств лиц с нарушениями зрения.
Содержание предмета "Музыка" обеспечивает понимание учащимися значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации и жизни отдельного человека, оказывает позитивное воздействие на духовный мир, формирует ценностные ориентиры обучающихся.
В курсе предмета "Музыка" рассматриваются разные виды искусства: музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития учащихся в художественно-творческой деятельности.
Учебный предмет «Музыка» играет особую роль в жизни слепых и слабовидящих учащихся. На каждом уроке проводится коррекционная работа, которая способствует более эффективному развитию ребенка, предупреждению вторичных отклонений: происходит уточнение и формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного восприятия, произвольной памяти, речи, коммуникативных навыков обучающихся. Информация, которая даётся на уроках музыки, расширяет кругозор незрячих школьников, способствует обогащению их знаний об окружающем мире и формированию жизненного опыта. Работа в коллективе, группе, микрогруппе (паре) дает обучающимся со зрительной депривацией необходимый опыт социального общения.Благодаря предмету «Музыка» учащиеся с ограниченными возможностями быстрее смогут адаптироваться к жизни в современном обществе, где равными возможностями обладают как здоровые люди, так и инвалиды. Для учащихся с нарушениями зрения музыка - это и дополнительный источник информации, и хобби, и возможная профессия, и способ общения.
1.2. Цель и задачи обучения музыке в школе слепых и слабовидящих
При реализации программы по музыке для слепых и слабовидящих обучающихся вместе с целями и задачами общеобразовательной программы ставится цель: создание условий выполнения требований государственного стандарта основного общего образования по музыке с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- создание при обучении музыке коррекционно-развивающих условий (в методическом, техническом и гигиеническом направлении), способствующих получению качественного музыкального образования, максимальному развитию личности каждого школьника, сохранению и поддержанию его физического и психического здоровья; социальной адаптации учащихся с глубокими нарушениями зрения;
- коррекция недостатков развития, связанных с нарушениями зрения: формирование навыка сенсорного, зрительного и слухового анализа; формирование специальных приёмов обследования и изображения изучаемых объектов;
- формирование, уточнение, расширение и коррекция представления обучающихся о предметах и процессах окружающей действительности;
- развитие и коррекция средствами музыки познавательной деятельности обучающихся;
- развитие дыхания и артикуляционного аппарата;
- развитие зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, пространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве;
- развитие монологической речи, формирование коммуникативных навыков;
- воспитание стремления выразить себя через музыкальное искусство, помощь в развитии художественных способностей обучающегося;
Большое значение придается необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, особые образовательные потребности, а также необходимости дифференцированного подхода в обучении.
1.3. Принципы обучения музыке слепых и слабовидящих школьников
Так как цели и задачи обучения музыки в школах для учащихся с нормальным и нарушенным зрением совпадают, идентичны и принципы обучения.
Преподавание музыки строится на следующих принципах:
- принцип деятельности, который заключается в том, что ученик в процессе обучения является активным субъектом учебно-познавательной, учебно-практической, творческой деятельности;
- принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит эмоциональное восприятие музыки, что предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования;
- принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя, который ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой;
- принцип тождества, контраста, сходства и различия, который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка;
- принцип интонационности, который регулирует процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным;
- принцип диалога культур, который предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе сопоставление и выявление общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.
В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетическое отношение к искусству и жизни.
1.4. Структура адаптированной учебной программы по музыке
Адаптированная учебная программа предмета «Музыка» является составной частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения (АООП ООО, содержательный раздел II, подраздел 2.2. «Программы учебных предметов») и составляется в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Адаптированная учебная программа должна конкретизировать содержание и результаты изучения курса музыки для 5-8 классов с учетом выбранного учебно-методического комплекса (УМК), объём материала, обязательного для изучения в основной школе.
Адаптированная учебная программа, рассчитанная на реализацию в течение 4 лет, распределяет учебный материал по классам так же, как указано в Примерной основной программе основного общего образования, но она имеет ряд других особенностей реализации.
Отличительной особенностью данной программы является направленность образовательного процесса на слабовидящих и слепых учащихся. Вокальная музыка, игра на элементарных музыкальных инструментах, движение под музыку, пластическое интонирование влияют на эмоциональную сферу как наиболее доступный вид музицирования, содержат коррекционные возможности искусства, его арт-терапевтического воздействия на обучающихся и дополнительно выполняют коммуникативно-регулятивную функцию.
1.5. Особенности построения рабочей программы учителя музыки в классах слепых и слабовидящих школьников
Структура и содержание рабочей программы по музыке определяется действующими нормативными документами федерального уровня и включают:
- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
В учреждении, реализующем Адаптированную основную образовательную программу (АООП), в пояснительную записку рабочей программы учебного предмета рекомендуется включать особенности ее реализации при обучении слепых и слабовидящих обучающихся. Эти особенности заключаются в:
- постановке коррекционных задач;
- методических приемах, используемых на уроках;
- специальных условий организации урока;
- требованиях к организации пространства.
См. продолжение статьи