В условиях инклюзии логопедическая работа в общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальными нарушениями. Расстройства речи у детей с умственной отсталостью проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Целью логопедического сопровождения детей с умственной отсталостью является формирование умения пользоваться речью, как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Задачи: создать условия для формирования правильного звукопроизношения исходя из индивидуальных особенностей обучающихся; развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи; обогащать и активизировать словарный запас детей путём накопления представлений об окружающем мире; развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся; формировать связную речь; развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению.
Речевые нарушения у детей с умственной отсталостью имеют системный характер. Страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа. Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, преобладают существительные с конкретным значением.
Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляются глаголы, прилагательные, наречия.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки.
Следовательно, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно - рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую. Необходимо постепенно усложнять задания. При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим, цели занятия должны быть изложены умственно отсталому ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
В структуру занятия могут входить: упражнения для развития артикуляционной моторики, упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, формирование фонематических процессов; звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением, текстом; обогащение и активизация словарного запаса.
В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные. Параллельно с развитием предикативного словаря продолжается работа по обогащению и уточнению номинативного словаря. Особенно важным является работа по усвоению слов обобщающего характера, что способствует развитию операций обобщения, аналитико-синтетической деятельности детей и тесно связана с уточнением представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях. Важное место отводится работе над значением слова с постепенным переходом к усвоению его грамматического значения в словосочетаниях, предложениях.
Таким образом, логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся детей с интеллектуальными нарушениями, способствует развитию психических процессов, что в свою очередь позволяет им успешно адаптироваться в социуме.
Литература
- Василевская Л.И. Организация логопедической работы в специальной коррекционной) школе VIII вида. - Йошкар-Ола, 2002. - 65с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: Астрель, 2006. - 158с.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.; Просвещение, 1988. - 102с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 224 с.
- Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М.Пишчек/ Пер. с польск. - СПб.: Речь, 2006. - 276 с.