Развитие творческих способностей младших школьников через игровую деятельность

Разделы: Начальная школа


Аналитический отчет за межаттестациооный период учителя начальных классов

Введение

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности.

ФГОС НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен, в том числе, и на развитие творческих способностей учащихся. Он предусматривает Принцип творчества, который означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются в качестве характеристики детского поведения. Творческая, поисковая активность ребенка является естественным состоянием. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Психическое, нравственное и физическое становление ребенка изначально являются основой для развития творческого потенциала ребенка, и служит базой самопознания и саморазвития.

Моя задача как педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, так же по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. Поэтому игра является одним из основных методов выявления творческих способностей.

Следовательно, развитие творческих способностей через игровую деятельность становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Таким образом, данная проблема нашла отражение в моей педагогической деятельности « Развитие творческих способностей младших школьников через игровую деятельность».

Цель: создание условий для развития творческих способностей младших школьников через игровую деятельность.

Основные направления в межаттестационный период:

  • развитие творческих способностей младших школьников через игровую деятельность;
  • повышение качества образования обучающихся через использование элементов современных педагогических технологий: метод проекта, технологии сотрудничества;
  • формирование коллектива учащихся класса через использование активных форм деятельности;
  • организация внеурочной и внеклассной деятельности с учащимися;
  • повышение профессионального уровня.

В соответствии с вышеобозначенными направлениями мною решались следующие задачи:

  • Продиагностировать наличие творческих способностей у учащихся 1 класса.
  • Применить и проанализировать разработанные упражнения для развития творческих способностей.
  • Использовать активное взаимодействие учащихся на уроках и в процессе воспитания через элементы игровой технологии; технологий сотрудничества, развивающего обучения и метода проекта.
  • Обеспечить рост уровня профессиональной компетентности как условие реализации целей развития личности учащихся.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников средствами игры.

Гипотеза: использование игровых технологий будет способствовать развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

1. Аналитическая часть

1.1 Развитие творческих способностей

Психолого-педагогическая литература трактует понятие творческой деятельности как деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности.

А.Н.Леонтьев дает определение творческим способностям как индивидуально-психологическим особенностям индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. С помощью игровых заданий и упражнений у детей формируется желание заниматься понравившимся видом деятельности, снимается страх перед предстоящей деятельностью, укрепляется уверенность ребенка в себе, в своих силах и возможностях, развивается творческая активность (желание творить, искать новое, создавать необычные творческие работы, самовыражаться в них, использовать разные изобразительные материалы и техники).

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», говорил В.Л.Сухомлинский. Игра - мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности.

Выделяют четыре главные черты игровой деятельности:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и тому подобное (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т.к. игра делает процесс обучения занимательным для ребенка

Таким образом, значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

1.2. Анализ работы в межаттестационные период

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский

Основной целью моей деятельности в межаттестационные период было развитие творческих способностей младших школьников через игровую деятельность.

Основными направлениями моей педагогической деятельности были:

  • развитие творческих способностей младших школьников через игровую деятельность;
  • повышение качества образования обучающихся через использование элементов современных педагогических технологий: метод проекта, технологии сотрудничества; формирование коллектива учащихся класса через использование активных форм деятельности.

Для реализации первого направления решались следующие задачи: продиагностировать наличие творческих способностей у учащихся 1 класса; применить и проанализировать разработанные упражнения для развития творческих способностей; определить качество развития творческих способностей через игру. В рамках реализации данного направления прослеживаются положительные результаты развития творческих способностей учащихся. На начало обучения учащихся в школе сформированность творческих способностей составило 25%, потому что, приходя в 1 класс младшие школьники не умеют творить, фантазировать. Что показала диагностика О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой «Дорисовка фигур». У детей слабо развито воображение и мышление. Используя игры в учебно-воспитательном процессе у детей младшего школьного возраста развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, усиливается процесс развития творческих способностей. При использовании упражнений процент творческих способностей к концу первого года обучения достиг 47 %.

Игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. На каждом этапе урока, применяю различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия).

На уроках окружающего мира можно использовать сюжетно-ролевые игры. Усваивая различные понятия на уроках, обучающиеся становятся участниками событий, представляют себя специалистами разных профессий. Использование на уроках загадок и кроссвордов развивает любознательность, наблюдательность, память, навыки самоконтроля, познавательный интерес. А также способствуют быстрому запоминанию терминов, понятий, тренируют быстроту и гибкость ума, умение выделять существенные признаки и сравнивать. Игры позволяют развивать воображение обучающихся, расширяют кругозор и их реальный жизненный опыт.

Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

На уроках математики использую широкий спектр игровых ситуаций , направленных на обучение, повышение мотивации учащихся и развитие творческих способностей: Задачи в стихах. Занимательный квадрат. Задачи - шутки. Математический фокус. Математическая эстафета. Головоломки. Ребусы Задачи на смекалку и многое другие.

Игровые задания на уроках русского языка помогают усваивать трудные грамматические правила и также развивают творческие способности детей: Правила в стихах, Рифмованные упражнения, Грамматические сказки, шарады, Собери слово, Грамматическая арифметика, Загадки - шутки Кроссворд.

Обобщить знания на уроке можно в простой игре: «Аплодисменты» (если правильный ответ - хлопают в ладоши). У ребёнка появляется явное стремление не попасть впросак. Здесь игровая деятельность активизирует эмоциональные и мотивационные состояния.

На разных этапах урока я применяю разнообразные игры - соревнования, эстафеты, вивторины с творческими заданиями, выборочное чтение, инсценирование, «путаницу», составление синквейна, кластера. Уроки литературного чтения я сопровождаю музыкальными фрагментами, живописью, показом отрывков из опер и балета.

Физкультминутки на этих уроках связываю с темой урока, устанавливая межпредметные связи с другими предметами: изобразительное искусство, окружающий мир, русский язык. Это способствует воспитанию у детей культуры речи, доброжелательному отношению к мнению других, готовности слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию, а так же способствуют расширению кругозора и эрудиции детей.

Развитие творческих способностей происходит не только в урочное время, но и во внеурочное время. Наш класс активный участник школьных и городских акций, конкурсов. В школьном конкурсе рисунков «Времена года» мы заняли 1 место, в рамках декадника по русскому языку - 1 место в конкурсе «Эрудит». В международном природоведческом конкурсе «Гелиантус» (окружающий мир) участвовало 9 человек, в международном интеллектуальном «Классики» - 8 человек, в городском открытом конкурсе литературного творчества «Серая Шейка» - 1 человек, дистанционно в конкурсе «Алые паруса» - 1 человек. Мои ученики неоднократно награждались грамотами, дипломами и благодарственными письмами за поисково-исследовательскую деятельность в рамках краеведческой игры «Я - тагильчанин».

Большое внимание в моей педагогической деятельности уделяю проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

На уроках окружающего мира дети показали средний уровень творчества, через метод проекта. Развитие удивительного свойства человека как творчество проявлялось у детей при составлении и оформлении книг, открыток, сочинении сказок, где приходилось заранее представить себе результат их деятельности. В результате выполнения таких заданий использовали приемы фантазирования, мышления, которые показали положительную эффективность творчества и достигли уровня 56% по результатам методики Р.С.Немова «Вербальная фантазия». Дети в этом возрасте не всегда умеют самостоятельно справиться с заданием творческого характера, поэтому одним их условий развития творческих способностей - метод сотрудничества.

Направление по формированию и развитию коллектива класса реализовывалось через решение задач: использование личностно-ориентированной технологии в процессе воспитания; применение активных педагогических форм воспитательной работы. Имею позитивные результаты работы в качестве классного руководителя: динамично развиваются положительные межличностные отношения, класс сплоченный, принимает активное участие в общественной жизни школы, города; отлажена система взаимодействия с родителями; прививаются духовно-нравственные ценности и народные традиции, формируется активная гражданская позиция.

Опытом своей работы я регулярно делилась с коллегами на заседаниях методического объединения и педагогических советах, провела открытый урок-игру «Своя игра» в 1-х классах в рамках декадника по русскому языку, также провела открытые уроки в 1 классе по математике «Число и цифра 7», по русскому языку «Устная и письменная речь».
Считаю, что результаты педагогической работы в межаттестационный период являются продуктивными, эффективными, что соответствует заявленной категории.

2. Проектная часть

3.1 Планирование деятельности на следующий межаттестационный период

Основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного постижения знаний в дальнейшем. Необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. Учение превращается в сотрудничество - совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем.

Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Тема: «Формирование познавательных УУД младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира».

Цель работы: обосновать и апробировать исследовательскую деятельность как средство формирования УУД младших школьников; исследование результативности применения метода.

В соответствии с целью сформированы следующие задачи:

  • изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике;
  • использовать исследовательскую деятельность для формирования УУД младших школьников;
  • разработать методические рекомендации по организации исследовательской деятельности.

Этапы

Содержание

Планируемый результат

Теоретико-моделирующий
2016-2017 гг.

1.Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2.Изучение практического опыта.
3.Пополнение методической копилки.

Теоретическая подготовка; создание электронной методической копилки по теме.

Организационно-диагностический 2017-2018гг.

1.Наблюдение за познавательной, творческой активностью учащихся
2.Активное внедрение исследовательской деятельности по предмету, способствующей формированию УУД.

1.Мониторинг учебной деятельности.
2.Предметно-методическое обеспечение.

Итогово-обобщающий
2019-2020 гг.

1.Проведение мониторинговых исследований по формированию УУД на уроках окружающего мира.
2. Описание полученных результатов.

Оформление результатов в виде аналитического отчета, представление опыта работы педагогическому сообществу.

Сроки

Задачи

Содержание деятельности

Результаты

2016-2017

Апробировать исследовательскую деятельность;
ведение мониторинга эффективности данной деятельности;
Повышение профессиональной компетентности педагога

Отбор материала для разработки занятий;
Апробирование разработанных занятий

Доклады, выступления на заседаниях МО и педсоветах; выступление на семинарах; посещение курсов повышения квалификации

2017-2018

Обеспечить условия для формирования УУД младших школьников через исследовательскую деятельность;
Повышение профессиональной компетентности педагога

Отбор материала для разработки занятий; апробирование разработанных занятий.

Выступления на заседаниях МО и педсоветах;
Выступление на городских семинарах с результатами практической деятельности;
обучение на курсах повышения квалификации

2018-2019

Повышение профессиональной компетентности педагога.

Анализ полученных результатов.

обучение на курсах повышения квалификации; выступления на заседаниях МО и педсоветах

2019-2020

Дальнейшее апробирование; презентация результатов своей деятельности педагогической общественности

Анализ полученных результатов.

Анализ эффективности разработанных занятий; подготовка материалов для написания аналитического отчета;
обучение на курсах повышения квалификации

2020-2021

Проанализировать полученные результаты

Ведение мониторинга эффективности исследовательской деятельности на уроках;
Анализ полученных результатов мониторинга;
Подведение итогов деятельности в прошедший межаттестационный период.

Написание аналитического отчета;
обучение на курсах повышения квалификации

Заключение

ФГОС НОО определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен, в том числе, и на развитие творческих способностей учащихся. Он предусматривает Принцип творчества, который означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку развить в себе творческие задатки, стать творческой личностью. Развитие творческих способностей через игровую деятельность становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Поэтому я работала над темой: «Развитие творческих способностей младших школьников через игровую деятельность».

Психолого-педагогическая литература трактует понятие творческой деятельности как деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека.

Что же способствует развитию творческих способностей младших школьников?

Поскольку игра продолжает занимать значительное место в младшем школьном возрасте, то для развития творческих способностей я начала применять игру. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский

Игра для детей - любимая форма деятельности.

Развитие творческих способностей обучаемых средствами игры будет эффективно при условии:

  • Систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
  • Учета возрастных и психологических особенностей детей;
  • Создания комфортных психолого - педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Активное введение в традиционный процесс разнообразных развивающих занятий, игровых методик специфически направленных на развитие памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

При анализе результатов работы было выявлено - на начало обучения учащихся в школе сформированность творческих способностей составило 25%, потому что, приходя в 1 класс младшие школьники не умеют творить, фантазировать. Что показала диагностика О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой «Дорисовка фигур». У детей слабо развито воображение и мышление. Используя игры в учебно-воспитательном процессе у детей младшего школьного возраста, развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, усиливается процесс развития творческих способностей. При использовании упражнений процент творческих способностей к концу первого года обучения достиг 47 %. Многоплановая роль игровой методики, используемая мною на занятиях, активно способствует творческому развитию личности учащихся.

Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале исследования подтвердилась, поставленные задачи работы осуществлены.

Список литературы

  1. ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 06.10.2009 № 373
  2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  4. Федеральный Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
  5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. М.: Дрофа, 2012.
  6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 2007. - 144с.
  7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,. Володарская И.А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии / Л.С.Выготский. - М., 2006. - 541с.
  9. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. - 2008. - № 4. С.54-57
  10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Кондаспиров. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
  11. Марцинковская, Г.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии / Г.Д.Марцинковская. - М.: Линка - Пресс, 2007. - 176с.
  12. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С.Немов. - М.: Высшее образование, 2007. - 639 с.
  13. Психология и педагогика игры школьника [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М., 2010. - 200 с. Библиогр.: 195198 с.
  14. Учимся учиться./ Под. ред. А.М.Зимичёва. - Л.. 2012.