Стимулирующе-мотивационный компонент как основа учебно-воспитательного процесса в ДШИ

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются
в прах, если у ученика нет желания учиться»

В.А.Сухомлинский

Одной из главных задач современного образования является задача повышения качества обучения. В комплексе проблем, связанных с повышением эффективности музыкального образования, в качестве ключевой выделяется проблема развития у детей устойчивой мотивации к музыкальной деятельности.Исследования в сфере музыкальной педагогики (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.И.Анциферова, Е.П.Кабкова, М.С.Красильникова, З.П.Морозова, Т.Э.Тютюнникова, О.П.Радынова, Л.В.Школяр и др.) доказывают, что самовыражение ребенка в музыкальной деятельности выступает необходимым условием развития его творческой активности, гармонизации эмоциональной сферы, формирования социальных и духовно-нравственных основ личности. Вместе с тем традиционная академическая модель построения музыкального образования выполняет специальную роль обучения игре на инструментах и получения музыкальных знаний. Ситуация тренажа, многократного повторения похожих упражнений, в которую попадает ребенок на начальном этапе музыкального обучения, зачастую снижает его мотивацию к музыкальной деятельности. Проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса возникают с первых месяцев обучения ребенка музыке.

Мотивация ребенка к музыкальной деятельности в педагогической литературе чаще всего рассматривается в связи с музыкальными способностями (Д.К.Кирнарская, Е.В.Назайкинский, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов), с традициями музыкального воспитания в семье (Г.Виндт, Л.М.Гольмстрем).

Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности широко представлены в работах психологов Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Ф.Когана, А.Н.Леонтьева, А.К.Марковой, Н.А.Менчинской, С.Л. Рубинштейна, О.К.Тихомирова, В.Д.Шадрикова, П.М.Якобсона. Психологические исследования мотивационно-целевых процессов составляют основу для рекомендаций в сфере педагогической деятельности в исследованиях В.П.Беспалько, В.Б.Бондаревской, В.К.Вилюнаса, Д.К.Гилева, О.С.Гребенюка, Е.П.Ильина, М.В.Кларина, Н.Г.Морозовой, А.П.Сманцера, Г.И.Щукиной и др.

Так что же такое мотивация?

Из википедии: Мотива́ция (от лат. moveо) - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивация к музыкальной деятельности- это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.

Различают следующие виды мотиваций:

  • Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Это все то, что мы увидели или услышали, и в нас зародилось желание деятельности.
  • Внутренняя мотивация - мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. Самая эффективная мотивация. Это личное желание добиться большего.
  • Положительная мотивация - мотивация, основанная на положительных стимулах. Несет в себе заряд бодрости и позитива. Иначе ее можно назвать мотиваций достижения успеха.
  • Отрицательная мотивация - мотивация, основанная на отрицательных стимулах. Полная противоположность положительной. По-другому ее называют мотивацией избегания неудач.
  • Устойчивая мотивация - мотивация, которая основана на нуждах и потребностях человека: физиологические, познавательные, эстетические; потребности в самоактуализации, уважении и любви. К ним можно отнести желание быть признанным, быть компетентным, получать знания, умения, навыки, иметь авторитет, быть в гармонии с окружающим, быть красивым.
  • Неустойчивая мотивация - мотивация, которая требует дополнительного подкрепления, постоянной внешней подпитки. Такое случается у людей, которые не уверены в собственных силах, их желания постоянно сменяют друг друга.

В настоящее время всемирная сеть Интернет богата разного рода тестами на определение уровня мотивации, в том числе и учебной. Экспериментально установлено, что существует определённый оптимальный уровень мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). А вот если уровень мотивации слишком высок, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определённые разлады и ухудшается эффективность работы. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), это неизбежно приводит к ухудшению деятельности, срывам при концертном исполнении, общему состоянию неудовлетворённости процессом обучения. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Это необходимо учитывать при работе с так называемыми «гиперответственными» детьми.

Существуют определенные возрастные особенности мотивации школьников.

Среди мотивов, побуждающих к музыкальной деятельности младших школьников, можно выделить получение удовольствия от эмоционального насыщения и творческого самовыражения в элементарном игровом музицировании; стремление к общению со сверстниками в коллективных формах музыкальной деятельности; удовлетворение любопытства и развитие познавательного интереса через занимательные музыкально-дидактические игры; стремление подражать родственникам, занимающимся музыкой; потребность в одобрении со стороны родителей; стремление к самоутверждению, признанию в глазах взрослых и сверстников через выступления в домашних и школьных концертах, успехи в обучении.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Он всегда считался критическим. Этот период характеризуется выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Подросток стремится утвердить свою независимость и самостоятельность, что создаёт благоприятную почву для поиска новых форм и средств самовыражения, занятий творчеством, развития самоконтроля и самокритичности, формированию чувства ответственности и осознанности выбора своих действий, и, в конечном счёте, для развития его личности. В этом возрасте значительно изменяется отношение к отметке как стимулу. Оценка мотивирует ученика к достижениям, если она воспринимается им как объективная и справедливая; помогает выявлять недостатки и указывает способы улучшения его деятельности. Справедливой подростки считают оценку, которая учитывает не только полученный результат, но и усилия, вложенные в выполнение задания, отношение с педагогом, поведение, трудолюбие, усидчивость.

Особенно важно сформировать у подростков позитивную и устойчивую самооценку, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений; более тщательно подходить к составлению личностно-ориентированных программ музыкального развития; привлекать детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании, особенно значимая в подростковом возрасте.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает к деятельности, направляет и организует ее, придает ей личностный смысл и значимость.

Для того, чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы поставленные перед ним задачи были не только поняты им, но и внутренне приняты, были подкреплены эмоциональным откликом учащегося, и достижение их стало для него значимым.

Более сорока лет я учу детей играть на аккордеоне и стараюсь передать им свою любовь к этому замечательному инструменту. Как многие учителя-музыканты, я постоянно задаю себе вопрос: «Что можно сделать для того, чтобы дети занимались с удовольствием, чтобы со временем интерес к музыкальным занятиям не ослабевал?»

По-моему, очень важно, чтобы с самого первого шага, с самой первой встречи учителю удалось наладить контакт с учеником. Выдающийся пианист и педагог Г.Нейгауз сказал: «Полное взаимопонимание учителя и ученика - одно из важнейших условий плодотворности педагогического процесса». Необходимо создать особую атмосферу душевного комфорта, теплоты и доверия в общении с ребенком. Важны не только внешний вид педагога, но и интонации речи, манера общения, тактичность и деликатность (конечно, помимо профессиональной компетентности). Не секрет, что очень часто любовь к педагогу перерастает в любовь к преподаваемому им предмету. В свое время и я выбрала профессию учителя-музыканта, потому что была влюблена в преподавателя музыкальной школы Балашову Аллу Михайловну и мечтала стать такой же, как она.

Я убеждена, что учителю необходимо обладать еще одним очень важным качеством - он должен верить в ученика, в его успех, даже если у ребенка очень слабые музыкальные данные. Дети это чувствуют и стараются оправдать ожидания. Необходимо поощрять, отмечать пусть даже самые маленькие успехи учащихся, стимулируя их к дальнейшим достижениям (согласно исследованиям психологов, результаты, которые достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его способностей и интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые у этого человека есть и которые побуждают его определенным образом себя вести).

Очень важно, чтобы сам педагог был увлечен своим делом. Только тогда он сможет «зажечь» и учеников. Мне посчастливилось учиться у замечательного человека и педагога Лукьяновой Н. В.. Она была беззаветно влюблена в свой предмет. Рядом с ней невозможно было оставаться «ленивым и нелюбопытным». Вместе с ней мы ходили на концерты. Наталья Валерьевна приносила нам книги (которые тогда найти было просто нереально), и мы всей группой их читали. Вместе мы слушали не исполняемых тогда в концертах С.Губайдулину, А.Шнитке… Мысль о том, чтобы пропустить ее лекции по истории музыки не могла даже возникнуть в голове. На экзаменах Наталья Валерьевна разрешала пользоваться конспектами лекций и учебниками. Но никто и никогда этим разрешением не воспользовался. Нам было стыдно прийти на экзамен неподготовленными и не знать больше, чем написано в учебнике.

Учитель должен быть в постоянном поиске, развиваться. Иначе он перестанет быть интересен своим ученикам, рискует потерять авторитет учителя-профессионала.

Я уверена в необходимости перенимать опыт других педагогов. Ведь у каждого из нас есть свои находки, свои открытия, свои маленькие хитрости, «изюминки» в работе с детьми, которые помогут сделать занятия более интересными и увлекательными. Не могу не сказать о курсах повышения квалификации. В 2020г. я была слушателем КПК «Музыкально-исполнительское искусство: проблемы и перспективы», организованных МОМК им.С.С. Прокофьева. Очень интересен и необычен формат курсов. Нам был предложен целый список мероприятий, проводимых колледжем: концерты, конкурсы, фестивали, спектакли, лекции, семинары... Каждое из этих мероприятий мы могли посетить. Но самым ценным и важным для меня стало то, что нам предоставили возможность побывать на занятиях педагогов колледжа со студентами: уроки по специальности, концертмейстерский класс, класс ансамбля, репетиции оркестра… Каждый мог выбрать то, что интересно именно ему. Это была настоящая школа мастерства, сильнейший импульс для дальнейшей работы и творческих поисков!

Основная форма работы в ДШИ - урок. Что сделать педагогу, чтобы уроки не стали скучными и однообразными? Конечно, никто не отменял работу над гаммами и этюдами, над крупной формой и полифонией. Невозможно обойтись без закрепления пройденного и изучения нового материала. Но с каким удовольствием дети читают с листа! В нашей школе стал традиционным конкурс по чтению нот с листа среди учащихся отдела народных инструментов. Принять участие в нем могут все учащиеся отдела (кроме первоклассников). В моем классе в этом конкурсе хотят участвовать все. Преподаватели делают все возможное для того, чтобы конкурс прошел празднично и красиво. В торжественной обстановке победителям вручаются грамоты. Особенно приятно, когда победителями этого конкурса становятся дети, которым не удается ярко проявить себя на уроках специальности. Участие в таких мероприятиях становится стимулом для дальнейшего роста исполнительского мастерства воспитанников.

Еще один интересный и необходимый вид деятельности - подбор по слуху. Я стараюсь всячески поощрять детей, проявляющих к нему интерес. Особенно преуспел в этом виде творчества восьмилетний Складов Авдей. Отрадно, когда ученики приходят на урок и говорят: « Я подобрал на слух песню». Прошу исполнить подобранную на слух песню на аккордеоне. Вместе исправляем ошибки, корректируем аппликатуру. Прошу детей записать нотами эту песню дома самостоятельно. Затем корректируем запись в классе, подбираем аккомпанемент.

Часто дети просят подобрать на слух любимую песню мамы или папы, бабушки или дедушки, чтобы сделать им музыкальный подарок на день рождения. Я очень рада помочь. Ведь это мощный стимул не только для музыкального развития воспитанников, но и для понимания ими значимости музыкальных занятий. Дети очень стараются, занимаются увлеченно, стремятся успеть. Особенно радует меня то, что они хотят исполнить песни с содержательными текстами и имеющие стиль, художественную ценность с музыкальной точки зрения (а в этом есть и заслуга учителей - значит мы смогли воспитать у своих учеников музыкальный вкус). Так, например, Черешнева Василина подготовила в подарок любимой бабушке песню «Домик окнами в сад» братьев Радченко. Топало Илья захотел выучить песню «Ах, ночь, голубая ночь», которую услышал в исполнении ансамбля «Балагуры». Иногда случается так, что песни, которые хотят исполнить ученики, мне не знакомы. Тогда на помощь нам «приходит» интернет. Дети находят нужные видеоролики, мы вместе их прослушиваем и начинаем работу.

Ну вот мы и подошли вплотную к теме выбора репертуара. Да, основу репертуара должны составлять высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной мировой музыкальной культуры. Но, помимо этюдов, полифонических произведений и произведений крупной формы в учебный репертуар обязательно должны включаться и песни из любимых мультфильмов и кинофильмов, а также полюбившиеся ученикам песни эстрадных исполнителей. Необходимо включать в репертуар и облегченные переложения популярной классики. Я только приветствую активность учащихся в выборе репертуара и самостоятельность детей в поиске нот полюбившихся им музыкальных произведений. Назову лишь некоторые из предложенных ими к разучиванию: С.Джоплин «Артист эстрады», Л.Бетховен «К Элизе», песня из кинофильма «Офицеры» - Р.Хозак «От героев былых времен», И.Матвиенко «Комбат», А.Журбин «Ах, эти тучи в голубом», О.Газманов «Вперед, Россия», В.Шаинский «Чунга-чанга»… Очень важно, чтобы детям нравилось то, что они играют, чтобы они хотели это играть. Когда человек чего-то хочет, он добьется этого любыми путями. К сожалению, так же это правило работает в противоположном направлении.

Одним из важнейших способов повышения учебной мотивации является, на мой взгляд, ансамблевое музицирование. С самых первых уроков юные музыканты с удовольствием играют в ансамбле с педагогом. И пусть даже это будет одна повторяющаяся нотка (но ее нужно исполнить вовремя, красивым звуком, с правильной сменой меха и т.п.), маленький музыкант уже чувствует себя настоящим артистом.

В ансамбле могут успешно играть дети с самыми разными музыкальными данными. Самое главное, чтобы партии соответствовали возможностям каждого исполнителя.

Игра в ансамбле помогает преодолеть боязнь сцены. В начале этого учебного года я получила долгожданный замечательный подарок. У меня есть яркий играющий ученик. Выступать как солист он всегда категорически отказывался, зато с удовольствием играл в ансамбле. И вот наконец Егор обратился ко мне с просьбой: «Елена Рэмовна, я очень хочу выступать. Включайте меня в концерты, я готов». Для меня это очень радостное событие.

В ансамбле могут играть дети разных возрастов. «Малыши» чувствуют себя увереннее рядом со старшеклассниками, берут с них пример и стараются играть так же ярко и выразительно. Старшеклассники понимают свою ответственность, авторитет, значимость, стараются поддержать начинающих музыкантов. В результате такого сотрудничества рождается дружный творческий коллектив, а это, на мой взгляд, крайне важно. Дети с удовольствием общаются друг с другом, что мотивирует их на дальнейшие успешные занятия.

Нам приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей. Как заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже городского уровня, не говоря об областных, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы - наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как нам поддержать и развить их заинтересованность? Нужно привлекать детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании. Участие в концертах повышает мотивацию и интерес к занятиям музыкой. Система внеклассной и внешкольной деятельности позволяет проявить креативные качества каждому ученику.

Первый шаг на пути приобретения опыта публичных выступлений - концерт класса. Зрителями здесь выступают самые дорогие детям люди - родители и близкие родственники. Это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой их дети всегда самые лучшие. Кроме того, учащиеся моего класса любят тематические родительские собрания с концертом учащихся, с викторинами, конкурсами, в которых принимают участие и взрослые. Совместное творчество приносит ученикам еще большую радость и удовлетворение.

Следующая ступенька - участие в школьных концертах. В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, могут выступать на концертах, ставших традиционными: День музыки, Посвящение в музыканты, Новый год, Рождественские святки, Вальс цветов и т.д. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, играют в ансамбле.

Еще один шаг - участие в выездных мероприятиях. Учащиеся нашей школы выступают перед ветеранами поселка Свердловский, на сцене ДК «Звездный», ДК поселка Биокомбината, ДК деревни Каблуково, на сцене ФГБУ санаторий им. Горького, перед учениками Свердловской школы №2, МБОУ Свердловская СОШ им.М.П.Марченко, НОУ «Лексис». В процессе активной исполнительской деятельности учащийся «вырастает» в собственных глазах, а уважение со стороны взрослых - учителей, педагогов, родителей, родственников, - способствует еще более интенсивным занятиям музыкой и достижению еще более значимого результата. Концертная деятельность - это путь к повышению самооценки детей.

Отдельно хочется сказать о конкурсах. Музыкальные конкурсы для детей - это прекрасный способ мотивации ребенка к обучению. Обстановка соревнования вызывает азарт, стимулирует усиленные занятия, а вместе с тем и рост мастерства в овладении избранным инструментом. В процессе подготовки к любому конкурсу проявляются такие важные качества, как сила воли, умение мобилизоваться для достижения цели, выдержка, владение собой, способность сконцентрироваться в нужный момент, проявить необходимый артистизм.

Мне хотелось бы остановиться еще на одном моменте. Прежде чем отправить ребенка на конкурс, я провожу определенную подготовительную работу. Изучаю положения конкурсов, требования к репертуару. Стараюсь сначала побывать на этих конкурсах сама как зритель, как слушатель, чтобы оценить уровень подготовки конкурсантов. Изучаю программки, чтобы иметь представление о примерном уровне исполняемого репертуара. Для чего мне это нужно? Чтобы оценить, соответствует ли наша подготовка уровню конкурса. Я стараюсь отправлять ученика на конкурс только в том случае, если у меня есть ощущение, внутренняя уверенность в том, что мы можем претендовать на призовые места. И это очень важно. Любое неудачное выступление - стресс для ребенка. Педагог должен сделать все от него зависящее, чтобы создать для своего воспитанника ситуацию успеха.

Очень важным, даже необходимым для мотивации учащихся к активным музыкальным занятиям является, на мой взгляд, совместное посещение концертов, фестивалей, конкурсов, музеев, творческие встречи с исполнителями. Каждый из нас наверняка может вспомнить ситуацию из детства: посмотришь, например, блестящие выступления наших фигуристов и хочется самому схватить коньки и научиться кататься также здорово как они. Относительно музыкантов это тоже действует. Вместе с детьми мы побывали на концерте сестер Миланы, Стешаны и Снежаны Колмогорцевых; посетили выступление студентов отдела народных инструментов МОМК им.С.С.Прокофьева; Государственного Академического оркестра солистов «Русские узоры»; встретились с солистами ансамбля русских народных инструментов «Красно Солнышко»…Но самые яркие впечатления у детей остались от поездки на Московский Международный фестиваль «Гармоника - душа России». В этом году мы планируем побывать в Музее русской гармоники А.Мирека.

Важно сказать, что в учебном процессе мотивированы должны быть все три стороны: и ученик, и учитель, и родители. Если интерес к новостям в мире искусства витает в воздухе семьи и школы, им очень трудно не заразиться.

Подводя итог, я хотела бы обратиться не только и не столько к своему личному опыту, сколько к опыту коллег и преподавателей, которые делятся своими наработками в статьях на тему повышения учебной мотивации учащихся.

В перечне самых «работающих» советов наиболее популярными стали следующие:

  • перед началом работы над новым произведением и, при необходимости, в процессе его изучения обращаться к видеозаписям, имеющимся в обилии в сети Интернет, представляющим собой яркий пример успешного воплощения музыкального образа;
  • заинтересовывать ученика личным примером, выражая искреннюю любовь к делу. Огромное значение имеет яркая, образная и эмоциональная речь учителя, фразы и обороты, которые он использует; умение грамотно владеть своим инструментом и убедительно показать в игре то, что порой сложно передать словами;
  • привлекать к учебному процессу родителей, начиная с посещения уроков для наиболее полного вникания в материал, заканчивая организацией домашних концертов и музыкальных игр;
  • создавать на уроках атмосферу доброжелательности;
  • обязательно включать в репертуар учащихся произведения, которые будут несложными в изучении, но яркими и интересными по звучанию (ситуация успеха);
  • после любого выступления в первую очередь отмечать положительные моменты и уже потом очень аккуратно и грамотно не порицать, а советовать, на что стоит обратить внимание в дальнейшем (такой совет особенно хорош при обсуждении результатов выступления подростков);
  • использовать познавательный интерес как средство обучения. Добиться возникновения и укрепления такого интереса помогут игровая деятельность и наглядные приёмы обучения;
  • необходим постоянный профессиональный рост преподавателя, выраженный в поиске нового, систематическом совершенствовании процесса обучения, анализе причин недостатков в избранных путях, умении перенимать опыт у коллег.

Этот список можно и нужно дополнять, ведь преподавательская деятельность - процесс в высшей степени творческий и живой.

Резюмируя всё, сказанное выше, можно сделать один важный вывод: мотивация действительно лежит в основе успешного освоения обучающимися навыков и умений, необходимых в ДШИ. Высшим приоритетом в развитии музыканта с первых его шагов в мире музыки необходимо ставить понятную схему обучения с расстановками целей и средств к их достижению, с обязательным учётом темперамента и индивидуальности ученика. Тогда на выходе мы получим неподдельную заинтересованность ребёнка и его родителей в музыкальных занятиях, и, как следствие - повышение количества учащихся, которые пройдут всю образовательную программу до конца, не бросая обучение, а потом, спустя годы, приведут к любимому учителю своих детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении», М., «Просвещение», 2000.
  2. Соловейчик С. «Учение с увлечением», М.,«Детская литература», 1979.
  3. Гордеева Т.О. «Психология мотивации достижения», М., 2006.
  4. Лебедев В.В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов». Теория и практика. М., АПК и ППРО, 2011.
  5. «Педагогические технологии». Учебное пособие. Авт.-сост. Сальникова Т.П. Творческий центр «Сфера», М., 2007.
  6. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». М., «Просвещение», 1982.
  7. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова», М., «Русская энциклопедия», 1998.
  8. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М., «Народное образование», 1998.
  9. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы», С-Пб., «Питер», 2000.
  10. Левитес Д.Г. «Практика обучения: Современные образовательные технологии», Мурманск, «Пазори», 1997.
  11. Лукьянова М. «Учебная мотивация как показатель качества образования», Журнал «Народное образование» №8, 2001.
  12. Антипина О.Ф. «Современные технологии в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности», Институт развития регионального образования Свердловской области, Екатеринбург, 2008.