Класс: 8.
УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.
Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок в теме «Первоначальные химические понятия» (продолжение раскрытия предмета изучения химии)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: проблемного обучения (проблемный диалог, создание проблемной ситуации), исследовательской деятельности (лабораторный опыт, демонстрация, видеодемонстрация, работа с учебником), ИКТ (работа с электронным приложением к учебнику, презентация).
Цель урока:
- для учителя - сформировать представления о химической реакции и признаках, отличающих химическую реакцию от физического явления;
- для ученика - научиться различать физические и химические явления, определять признаки химических реакций.
Основные понятия: физические явления, химические явления (химические реакции)
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- знать определение химической реакции, признаки и условия протекания химических реакций;
- уметь отличать физические процессы от химических реакций.
Метапредметные:
- формировать умения ставить вопросы, аргументировать собственную позицию, формировать выводы и заключения.
Личностные:
- формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки;
- развивать коммуникативную компетентность, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Формируемые УУД: Р - регулятивные, К - коммуникативные, П - познавательные, Л - личностные (прописаны по этапам урока в таблице).
Основные виды деятельности обучающихся:
- учиться наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой.
Средства обучения: учебник 8 класс Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, электронное приложение к учебнику, демонстрация, лабораторный опыт, презентация.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Этапы урока |
Деятельность учителя, приемы |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает на работу, обращая внимание на доску, где написан эпиграф «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз». |
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к учебной деятельности. |
Р: волевая саморегуляция |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
Организует подводящий к теме диалог. Прием: проблемный диалог. |
Участвуют в диалоге.
|
Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, учатся формулировать тему, определять цель и задачи урока с помощью учителя.
|
Какие явления вы изучаете на уроках географии? |
Возможные ответы обучающихся:
- природные, например, муссон, цунами и др. |
||
На уроках биологии? | - тоже природные, происходящие с живыми организмами, например, пора цветения растений. | ||
На уроках физики? |
- явления, происходящие с телами и веществами, например, движение тел, диффузия. | ||
Вспомните, что является предметом изучения химии? | - вещества. | ||
Как вы думаете, с веществами могут происходить различные явления? | - да. | ||
Испарение воды - это явление? | - да. | ||
При этом явлении происходит образование нового вещества? | - скорее всего, нет. | ||
Появление ржавчины на гвозде - это явление? | - да. | ||
Образуется ли при этом новое вещество? | - скорее всего, да. | ||
Давайте будем разбираться в этих вопросах более подробно. Итак, что мы должны сегодня узнать на уроке?
Попробуйте сформулировать тему урока, поставить цели и задачи. |
- какие явления происходят с веществами и как их отличать друг от друга.
- тема: явления, происходящие с веществами; цель: узнать, какие явления происходят с веществами и их отличия; задачи: с помощью лабораторного опыта узнать какие бывают явления, научиться распознавать явления. |
||
Корректирует ответы обучающихся, предлагает записать тему урока в тетрадь. | Записывают тему «Физические и химические явления. Химические реакции». | ||
Открытие нового знания |
Проводит инструктаж по ТБ с записью в журнале.
Лабораторные опыты:
Видеодемонстрация:
Демонстрация учителя:
Глоссарий: агрегатное состояние, физическое явление, химическая реакция, признак, осадок, газ, цвет, запах, тепло.
|
Прослушивают инструктаж по ТБ, ставят подписи в журнале.
Работают с учебником, выписывают условия возникновения и течения химических реакций.
|
Р: формирование познавательной инициативы.
|
Первичное закрепление знаний |
Организует самостоятельную работу обучающихся.
|
Выполняют самостоятельную работу. Проводят взаимопроверку (обмен тетрадями), сравнивают ответы с эталоном, на полях выставляют отметку (все правильно или допущена одна ошибка - «5», две-три ошибки - «4», четыре-пять ошибок - «3»). |
Р: оценка, контроль, коррекция |
Задание: распределить предложенные явления на две группы - физические и химические, используя знания полученные на уроке, а также факты из жизни.
1. Скисание молока
|
1. Хим.
2. Хим. 3. Физ. 4. Хим. 5. Физ. 6. Физ. 7. Хим. 8. Хим. 9. Физ. 10. Хим. |
||
Проводит беседу, определяет успешность выполнения задания, комментирует устные ответы обучающихся. | После проверки устно аргументируют свои ответы, для химических реакций называют признаки. | ||
Итоги урока. Рефлексия |
Предлагает обучающимся вернуться к цели и задачам, поставленным вначале урока, и проанализировать их достижение. В заключение обучающиеся находят свое место на лестнице успеха: после урока я |
Возвращаются к цели и задачам и делают выводы об их достижении.
|
Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности.
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
§6, стр. 24 (?) 2 (п)
|
Записывают домашнее задание. |
|