Цель:
- Дать общую характеристику подгруппы азота в свете строения атома и положения в периодической системе,
- конкретизировать знания о ковалентной неполярной связи на примере молекулы азота,
- рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР,
- расширить знания о значении азота в природе и жизни человека.
Планируемые результаты.
- Познавательные УУД: уметь оценивать информацию, выделять в ней главное, уметь работать с периодической таблицей, переводить информацию из одной формы в другую, уметь делать выводы.
- Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение заданий учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, находить ответы на поставленные вопросы, развивать навыки самооценки и самоанализа.
- Личностные УУД: формировать умения вести диалог, работать в группе, строить монологическую речь, формулировать проблему и знать пути ее решения, строить логическую цепь размышлений.
- Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Прочитайте текст: 5 знаменитых химиков дали этому неметаллу, который образует простое вещество в газообразном состоянии, его молекула двухатомна следующие названия.
А) 1772г. - шотландский химик Д.Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом».
Б) 1772г. - англ. химик Джозеф Пристли «дефлогестированным воздухом».
В) 1773г. - английский химик Карл Шееле - «испорченным воздухом»
Г) 1774г. - английский химик Г.Кавендиш - «удушливым воздухом».
Д) 1776г. - французский химик А.Л.Лавуазье - «безжизненным воздухом».
Чтобы было понятно, о каком веществе идет речь, прочитайте загадку об этом веществе и отгадайте ее.
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
3. Мотивация урока
- Пользуясь периодической системой, дайте характеристику азоту.
- Какие еще элементы находятся вместе с ним в одной подгруппе?
- Изобразите строение молекулы азота, определите тип химической связи в молекуле.
- Назовите низшие и высшие степени окисления элемента.
- Где встречается элемент в природе?
- Почему этот элемент называют биогенным элементом?
- Почему азота в воздухе содержится 78%, а кислорода 21%?
4. Получение новых знаний
А. Физические и химические свойства азота. (Работа с учебником с последующим обсуждением и ответы на вопросы).
- Перечислите физические свойства азота.
- Как вы думаете, азот в химическом отношении активное вещество или нет, обоснуйте свою мысль.
- С какими веществами будет реагировать азот? Запишите уравнения реакций в тетради. Разберите данные химические уравнения с точки зрения окисления- восстановления.
- Почему при обычных условиях эти реакции не протекают?
- Охарактеризуйте реакцию взаимодействия азота с водородом.
Б. Применение азота. (чтение статьи из учебника, составление кластера на тему «Применение азота»).
5. Применение новых знаний
А. Беседа по вопросам.
- Американский биохимик М.Камен об азоте сказал так: «Азот - это вечные терзания голода среди океана изобилия». Почему ученый азот связывал с проблемой голода?
- Вернитесь к первому тексту и объясните, почему ученые, открывшие азот называли его удушливым, «испорченным воздухом», безжизненным, «ядовитым воздухом»?
- На каком свойстве азота основано его применение в медицине для удаления бородавок, папиллом?
6. Рефлексия учебной деятельности
7. Подведение итогов урока
Обучающиеся - выражают собственное мнение о работе, полученных результатов, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы.
Учитель - подводит итоги урока, выдает домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению, комментирует оценки.
Домашнее задание
- внимательно обработать текст п.23,
- решить №№3(стр.82),
- подобрать интересные факты об элементе (по желанию).