Положение азота и фосфора в периодической системе. Строение их атомов. Азот, свойства и применение

Разделы: Химия

Ключевые слова: азот


Цель:

  • Дать общую характеристику подгруппы азота в свете строения атома и положения в периодической системе,
  • конкретизировать знания о ковалентной неполярной связи на примере молекулы азота,
  • рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР,
  • расширить знания о значении азота в природе и жизни человека.

Планируемые результаты.

  • Познавательные УУД: уметь оценивать информацию, выделять в ней главное, уметь работать с периодической таблицей, переводить информацию из одной формы в другую, уметь делать выводы.
  • Регулятивные УУД: уметь организовывать выполнение заданий учителя, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, находить ответы на поставленные вопросы, развивать навыки самооценки и самоанализа.
  • Личностные УУД: формировать умения вести диалог, работать в группе, строить монологическую речь, формулировать проблему и знать пути ее решения, строить логическую цепь размышлений.
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Прочитайте текст: 5 знаменитых химиков дали этому неметаллу, который образует простое вещество в газообразном состоянии, его молекула двухатомна следующие названия.

А) 1772г. - шотландский химик Д.Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом».

Б) 1772г. - англ. химик Джозеф Пристли «дефлогестированным воздухом».

В) 1773г. - английский химик Карл Шееле - «испорченным воздухом»

Г) 1774г. - английский химик Г.Кавендиш - «удушливым воздухом».

Д) 1776г. - французский химик А.Л.Лавуазье - «безжизненным воздухом».

Чтобы было понятно, о каком веществе идет речь, прочитайте загадку об этом веществе и отгадайте ее.

Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.

3. Мотивация урока

  1. Пользуясь периодической системой, дайте характеристику азоту.
  2. Какие еще элементы находятся вместе с ним в одной подгруппе?
  3. Изобразите строение молекулы азота, определите тип химической связи в молекуле.
  4. Назовите низшие и высшие степени окисления элемента.
  5. Где встречается элемент в природе?
  6. Почему этот элемент называют биогенным элементом?
  7. Почему азота в воздухе содержится 78%, а кислорода 21%?

4. Получение новых знаний

А. Физические и химические свойства азота. (Работа с учебником с последующим обсуждением и ответы на вопросы).

  1. Перечислите физические свойства азота.
  2. Как вы думаете, азот в химическом отношении активное вещество или нет, обоснуйте свою мысль.
  3. С какими веществами будет реагировать азот? Запишите уравнения реакций в тетради. Разберите данные химические уравнения с точки зрения окисления- восстановления.
  4. Почему при обычных условиях эти реакции не протекают?
  5. Охарактеризуйте реакцию взаимодействия азота с водородом.

Б. Применение азота. (чтение статьи из учебника, составление кластера на тему «Применение азота»).

5. Применение новых знаний

А. Беседа по вопросам.

  1. Американский биохимик М.Камен об азоте сказал так: «Азот - это вечные терзания голода среди океана изобилия». Почему ученый азот связывал с проблемой голода?
  2. Вернитесь к первому тексту и объясните, почему ученые, открывшие азот называли его удушливым, «испорченным воздухом», безжизненным, «ядовитым воздухом»?
  3. На каком свойстве азота основано его применение в медицине для удаления бородавок, папиллом?

6. Рефлексия учебной деятельности

7. Подведение итогов урока

Обучающиеся - выражают собственное мнение о работе, полученных результатов, оценивают правильность выполненных действий, делают выводы.

Учитель - подводит итоги урока, выдает домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению, комментирует оценки.

Домашнее задание

  • внимательно обработать текст п.23,
  • решить №№3(стр.82),
  • подобрать интересные факты об элементе (по желанию).