Профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания педагога

Разделы: Иностранные языки, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: профессиональное выгорание


Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова,
отсюда распространённые выражения типа «Эта работа - сплошная головная боль!»
Эрик Берн

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание. Труд педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь учащихся, воспитанников и общества в целом. О высокой стрессогенности преподавательской работы говорят многие исследования, которые обнаружили наличие специфических для педагогической деятельности стрессов и факторов дезадаптации, указывая на то, что показатели степени выраженности профессиональных деформаций и неврозов у учителей выше, чем средние показатели популяции. Кроме того, установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессиональной деформации, как «синдром эмоционального сгорания».

Исследования специалистов констатируют, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы. Установлено, что спустя 10-15 лет педагогической деятельности специалист оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание. В связи с этим неудивительно, что 39,7% педагогов в России имеют высокий уровень невротизма, а 66% учителей страдают от высокого уровня тревожности, и основная масса педагогов при этом имеет профессиональную деформацию.

Данный факт имеет глубокие исторические корни. Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г.Фрейденбергер (Н.Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». В.В.Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия". Возникает ощущение, что российское учительство закодировано самой историей на повышенный фактор риска здоровья. Чтобы разорвать этот более чем столетний заколдованный круг, сам педагог должен осознать, что здоровье - это ценность. Необходимо понять, что профессия учителя коренным образом отличается от всех других, что, в свою очередь, требует и особой заботы о себе.

Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов - всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: "Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие".

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки", или "освобождение" от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания - снижение самооценки:

  • исчезают положительные эмоции,
  • появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи,
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности;
  • возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию.Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания - одиночество:

  • возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания - эмоциональное истощение:

  • притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

В.В.Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.

  • Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
  • Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу).
    В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения.
  • Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Последствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром профессионального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка. Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников

Типы личности, которым угрожает синдром профессионального выгорания:

  • "ПЕДАНТИЧНЫЙ", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);
  • "ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
  • "ЭМОТИВНЫЙ", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Синдром профессионального выгорания имеет следующие проявления:

  • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
  • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

Существуют различные методы восстановления психологического здоровья.

Восстановление (реабилитация) здоровья педагога - это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, трудотерапия и др. (Так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно).

Пассивные средства - массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) - аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность - важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации.

Спутник стресса - это мышечный зажим. Мышечный зажим - остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний.

«Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

  • Встаньте прямо, руки свободно опущены вдоль туловища.
  • Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх.
  • Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею.
  • Затем начинайте вытягивать позвоночник.
  • Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств - лишь один фактор психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение - второй существенный фактор. Умение уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение - необходимое условие реабилитации и укрепления психологического здоровья. Снять мышечные зажимы, эмоциональное напряжение помогают аутотренинг или специальные упражнения.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

«Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье!»

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

  • дышите глубоко и медленно;
  • пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
  • постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
  • прочувствуйте это напряжение;
  • резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе;
  • сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и пр.).

III. Способы, связанные с воздействием слова

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.

IV. Способы, связанные с использованием образов

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно - это ваши ресурсные ситуации.

Для этого запоминайте:

  1. зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
  2. слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
  3. ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Выводы:

  1. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
  2. Не забывайте о том, что не только Ваши воспитанники, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
  3. Заботьтесь о своём психическом здоровье. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
  4. Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

Прививка от апатии:

  1. Расходуйте свой энергорезерв аккуратно. Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.
  2. Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.
  3. Умеренность во всём: в радости и в печали.
  4. Сделайте рабочее место максимально удобным. Приятные мелочи помогут отвлечься от рутины и заставят подумать о хорошем.
  5. Чтобы не возненавидеть работу, нужно периодически делать перерывы.
  6. В выходные - забудьте о работе!
  7. Смените обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные - дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. [3] В настоящее время разрабатываются рекомендации так как на наш взгляд необходимы организационные изменения, которые могут сыграть главную роль в профилактике профессиональных деструкций педагогов.

Литература

  1. Bessonova L., Dobrosmyslova S. Professional and personal competence as a condition for overcoming professional deformation of a social work specialist's personality. Современные исследования социальных проблем. № 1 (09). 2012.
  2. Олексюк З.Я., Боброва В.В., Профессиональные деструкции у педагогов-дефектологов. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/4/141.pdf. (дата обращения: 04.05.2015)
  3. О.А.Козырева, Профессиональные деформации педагогов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn13-11/index.php/ru/---ep13-09/1046-a. (дата обращения: 20.04.2015)
  4. Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А.В.Логинова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 1750-1752. - URL: https://moluch.ru/archive/91/19881/ (дата обращения: 12.10.2021).