Создание условий высокой результативности сдачи ГИА и подготовки к предметным олимпиадам в условиях ФГОС

Разделы: Русский язык, Профессия — педагог

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Введение

В условиях необходимости постоянного повышения качества знаний по предметам, обеспечения успешного участия учеников в предметных олимпиадах и различных конкурсах остро встаёт вопрос: как педагогу добиваться того, чтобы даже дети со средним уровнем кругозора и мотивационного настроя набирали оптимальное количество баллов на экзаменах, а способные подростки достигали высоких результатов, выполняя задания муниципального и регионального этапов Всероссийских олимпиад?

Важную роль в формировании успешного ученика играет самостоятельность: человек в любом возрасте лучше запоминает информацию, добытую собственными усилиями, также считается, что уровень сложности заданий должен быть «опережающим» [3], то есть упражнения, как минимум, должны опережать пройденные на уроке темы.

Основой успеха участия в олимпиаде и сдачи ГИА является не только сумма конкретных знаний учащегося, но и его способность логически мыслить [4], умение создать за определённый, а иногда достаточно короткий (ОГЭ, Итоговое собеседование) срок один или несколько текстов, справиться с заданиями творческого характера. Помочь учителю и школьнику в подготовке к данным испытаниям призвано поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения в основном нестандартных задач, формирующих различные УУД.

Необходимо выстроить систему обучения, позволяющую каждому ребенку проявлять свои способности, развиваться в силу заложенных способностей. Необходимо как вовремя выявить одарённых детей, так и поощрять интерес к филологии у всех учеников, создать ситуацию успеха для всех обучающихся.

Анализ ситуации

В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и «ненасилия над психикой» [3]: не стоит перегружать ребёнка интеллектуальными штурмами и индивидуальными занятиями. Куда более эффективно давать многоуровневые домашние задания по выбору или вплетать в канву обычного урока упражнения, по выполнении которых не выставляются оценки ниже «хорошо» по желанию учащихся, упражнения, создающие игровую среду со здоровой конкуренцией. Также, несомненно, необходимо постоянно давать ученику возможность совершенствоваться в развитии познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Актуальность проекта

В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает осуществление системно-деятельностного подхода, то есть организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника [6]. Следовательно, наша задача, как педагогов, в первую очередь не давать готовые знания, а мотивировать ребёнка добывать их, лично прикладывая усилия. А способствовать этому может совокупность различных упражнений и технологий, систематически используемых на уроках не только предметов гуманитарного, но и естественно-научного цикла, что позволяет считать данный проект актуальным в условиях необходимости получения таких показателей, как высокие метапредметные результаты обучения - «своеобразных мостов, соединяющих разные источники знаний» [7].

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Выявление и развитие интереса к предметам филологического цикла, формирование высокого уровня УУД, позволяющего достигать оптимальных результатов при участии в предметных олимпиадах и сдаче ГИА.

Задачи проекта:

  • Изучить научную, педагогическую литературу, посвящённую проблемам подготовки учеников к олимпиадам и ГИА.
  • Сделать анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам, ГИА и возможностей УМК.
  • Сформировать банк заданий, разработав упражнения и техники, способствующие достижении цели проекта.
  • Организовать использование данных упражнений и техник в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Целевая группа проекта: учащиеся 5-11 классов.

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

В основе эффективной методики, обеспечивающей высокие результаты учеников, лежит идея демократичности, всеохватности, психология успешности любого ученика на уроке и ГИА, независимо от уровня его способностей. Также важным моментом является принцип ненавязчивого вовлечения как одарённого, так и среднестатистического ученика в познавательный процесс на уроках русского языка и литературы.
Прежде всего, необходимо помнить о том, что главная цель учителя - словесника - формирование лингвистической компетенции каждого обучающихся.

В процессе создания проекта обязательным является изучение соответствующей литературы, в том числе и электронных ресурсов, чтобы проанализировать их с точки зрения формирования УУД, соотнести задания разных уровней сложности, выделить в отдельную группу упражнения, формирующие творческую составляющую ученика.

На основе изученного материала создаются собственные упражнения и техники, предусматривающие эффективные результаты при подготовке к олимпиадам и сдаче ГИА. Этот банк заданий периодически будет пополняться как собственным, авторским материалом, так и образцами из опыта работы с одарёнными детьми. (Приложение).

Далее проводится анкетирование учеников и родителей с целью выявления уровня интереса к учёбе вообще, а также интересов и предпочтений. В начале учебного года необходимо провести мониторинг уровня усвоения учебного материала за курс начальной школы, или изученного в предыдущем учебном году, включив в КИМ задания разного уровня сложности: творческие, логические, проблемные. Обязательным условием является сотрудничество с учителями начальной школы и внутри методического объединения. Сохранение преемственности - обязательное условие достижения цели проекта. В результате вышеперечисленных мероприятий в классе определяется группа детей с высоким интеллектуальным уровнем, нестандартным мышлением; отдельное внимание необходимо будет уделить ученикам, не справляющимся как минимум с тремя заданиями, не требующими особых природных данных (пунктуационный, орфографический разбор, пересказ или письмо по памяти). Затем формируются 2 условные группы: 1) будущие участники олимпиад; 2) дети, с которыми необходимо провести 5-10 индивидуальных занятий по «западающим» темам.

Основная проблема, пути решения которой предлагают авторы проекта - организация подготовки к олимпиадам и сдаче ГИА во время уроков. Учитель предлагает детям индивидуальные и групповые задания исследовательского, творческого характера, дифференцирует домашнее задание, учитывая и психологическую составляющую подготовки (например, сокращая время создания учеником задания и подготовки к ответу), включая игровые и проблемные ситуации. Данные факторы способствуют росту мотивации школьников при изучении русского языка и литературы.

В реализации данной методики принимают участие все члены УМО учителей русского языка и литературы образовательного учреждения.

Жизненный цикл: этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: в течение 3 лет.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный - с август по сентябрь первого года реализации
  2. Основной - с октября по декабрь третьего учебного года
  3. Заключительный - декабрь третьего года проекта

Трехлетний цикл выбран потому, что именно в эти годы обучения закладываются основы база УУД средней школы, а также происходят первые проверки на эффективность проекта (участие в различных конкурсах, конференциях, этапах Всероссийских предметных олимпиад и др.)

Программа мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок

Ответственные

Этап 1

1.

Изучение литературы по теме проекта

школа

август
первого года проекта

Руководитель проекта,
УМО учителей русского языка и литературы

2.

Анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам и возможностей УМК

школа

август
первого года проекта

Руководитель проекта,
УМО учителей русского языка и литературы

3.

Формирование банка заданий

школа

в течение всего срока

Руководитель проекта,
УМО учителей русского языка и литературы

4.

Беседа с учителем начальных классов, среднего и старшего звена

школа

август - сентябрь
первого года проекта

Учителя русского языка

5.

Диагностика, мониторинг

школа

сентябрь
каждого года проекта

Руководитель проекта, учителя русского языка

Этап 2

1.

Организация урока с учётом подготовки к олимпиаде

школа

в течение всего проекта

Руководитель проекта, учителя русского языка

2.

Индивидуальные и групповые консультации одарённых детей и слабоуспевающих учеников

школа

каждую неделю в течение всего этапа

УМО учителей русского языка и литературы

3.

Участие в школьном и муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиаде по русскому языку

школа

октябрь-декабрь
каждого учебного года проекта

Руководитель проекта,
УМО учителей русского языка и литературы

4.

Участие в дистанционных олимпиадах различного уровня, очных конкурсах, конференциях

Татарстан, Россия

в течение всего этапа

Руководитель проекта,
УМО учителей русского языка и литературы

5.

Организация научно-поисковой работы учащихся, в том числе посредством сети Интернет

школа

в течение всего проекта

Руководитель проекта

Этап 3

1.

Анализ результатов участия учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах

школа

декабрь
второго года проекта г.

Руководитель проекта, УМО учителей русского языка и литературы

3.

Планирование работы на будущее

школа

январь
второго года проекта

УМО учителей русского языка и литературы, администрация школы

Ожидаемые результаты реализации проекта

  • Изучена научная литература, посвящённая проблемам одарённости, олимпиадному движению, подготовке к ГИА.
  • Сделан анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам и возможностей УМК.
  • Сформирован банк олимпиадных и творческих заданий по русскому языку по всем разделам лингвистики для учащихся 5-11 классов.
  • Проведена диагностика интересов, способностей и уровня знаний в предметной области.
  • Сформированы группы учащихся, ориентированных на подготовку к олимпиаде по русскому языку и слабоуспевающих, проводятся дифференцированные дополнительные занятия, во время уроков и на дом детям предлагаются вариативные задания.
  • Организован комплекс мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
  • Участники олимпиадной группы результативно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня, реализуя свой творческий и интеллектуальный потенциал; дети с низким качеством знаний и УУД повысили их уровень.

Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

У одарённых детей пропадает интерес к предмету вследствие отсутствия результата или низкого результата.

Переключить внимание ребёнка на другое направление, например, на творческие конкурсы или исследовательскую работу, где он может добиться успеха. Позднее можно вернуться к олимпиадному движению.

У слабоуспевающих детей пропадает интерес к предмету вследствие отсутствия умения учиться, необходимости прилагать максимум усилий для достижения уровня ученика, знающего предмет на оценку «удовлетворительно» или «хорошо».

Увеличить количество занятий, сократив объём заданий.

Организационные

Дети обеих групп проекта часто в силу своей загруженности, психологической напряжённости или нежелания идти на урок из-за низкого уровня знаний часто отсутствуют на занятиях

Скоординировать работу с учителями-предметниками, провести дополнительную диагностику. Общаться во время их отсутствия посредством электронной почты, аккаунтов в интернете.

Заключение

Индивидуальные занятия с одарёнными и отстающими - верный, проверенный, эффективный способ достижения результатов по подготовке школьников к таким серьёзным испытаниям, как этапы всероссийской олимпиады или ГИА. Не менее важно способствовать взаимодействию детей обеих групп в коллективе, способствуя поднятию их самооценки (такие психологические проблемы, как тщеславие, желание самореализоваться, повышенная тревожность, конфликтность в общении и т.д., свойственны и школьникам с любым уровнем УУД [5]), постепенному раскрепощению вследствие отсутствия страх получить низкую оценку, возможности проявить себя, удачно освоив и выполнив задания стандартного типа, требующих или творческого характера.

Постоянное выполнение предложенных заданий обеспечивает формирование у школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях реализации ФГОС ООО. Считаем важным подчеркнуть то, что данные задания актуальны и эффективны не только на уроках гуманитарного, но и естественно-научного цикла. Совместная работа учителей нескольких УМО, администрации школы, учеников и родителей должна быть направлена на выявление, обучение, развитие, стимулирование как одаренных детей, так и детей, с трудом осваивающих УУД. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении. По окончании реализации проекта работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми будет продолжена. Необходимо и дальше искать оптимальные пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Список литературы

  1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 278 с.
  2. Валиахметова Д.Р., Галиуллин К.Р. Республиканские олимпиады по русскому языку: вопросы и задания. Казань: Унипресс, 2000. - 68 с.
  3. Козлов П.Т. Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам. https://krasnovka.schools.by/pages/rekomendatsii-po-podgotovke-uchaschihsja-k-predmetnym-olimpiadam.
  4. Кувалдина Т.А. Работа с одаренными детьми через олимпиады. https://infourok.ru/rabota-s-odarennimi-detmi-cherez-olimpiadi-1670997.html
  5. Лостанова Р. Х. План работы с одарёнными детьми. https://infourok.ru/plan-raboti-s-odarennimi-i-slabouspevayuschimi-detmi-1314391.html
  6. Малюгина Т.И. Системно-деятельностный подход в образовании http://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-2015
  7. Метапредметные результаты - это показатели освоения программы основного общего образования. http://fb.ru/article/244904/metapredmetnyie-rezultatyi---eto-pokazateli-osvoeniya-programmyi-osnovnogo-obschego-obrazovaniya
  8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1995. - 320 с.
  9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 1989. - 219 с.