Введение
В условиях необходимости постоянного повышения качества знаний по предметам, обеспечения успешного участия учеников в предметных олимпиадах и различных конкурсах остро встаёт вопрос: как педагогу добиваться того, чтобы даже дети со средним уровнем кругозора и мотивационного настроя набирали оптимальное количество баллов на экзаменах, а способные подростки достигали высоких результатов, выполняя задания муниципального и регионального этапов Всероссийских олимпиад?
Важную роль в формировании успешного ученика играет самостоятельность: человек в любом возрасте лучше запоминает информацию, добытую собственными усилиями, также считается, что уровень сложности заданий должен быть «опережающим» [3], то есть упражнения, как минимум, должны опережать пройденные на уроке темы.
Основой успеха участия в олимпиаде и сдачи ГИА является не только сумма конкретных знаний учащегося, но и его способность логически мыслить [4], умение создать за определённый, а иногда достаточно короткий (ОГЭ, Итоговое собеседование) срок один или несколько текстов, справиться с заданиями творческого характера. Помочь учителю и школьнику в подготовке к данным испытаниям призвано поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения в основном нестандартных задач, формирующих различные УУД.
Необходимо выстроить систему обучения, позволяющую каждому ребенку проявлять свои способности, развиваться в силу заложенных способностей. Необходимо как вовремя выявить одарённых детей, так и поощрять интерес к филологии у всех учеников, создать ситуацию успеха для всех обучающихся.
Анализ ситуации
В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и «ненасилия над психикой» [3]: не стоит перегружать ребёнка интеллектуальными штурмами и индивидуальными занятиями. Куда более эффективно давать многоуровневые домашние задания по выбору или вплетать в канву обычного урока упражнения, по выполнении которых не выставляются оценки ниже «хорошо» по желанию учащихся, упражнения, создающие игровую среду со здоровой конкуренцией. Также, несомненно, необходимо постоянно давать ученику возможность совершенствоваться в развитии познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Актуальность проекта
В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает осуществление системно-деятельностного подхода, то есть организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника [6]. Следовательно, наша задача, как педагогов, в первую очередь не давать готовые знания, а мотивировать ребёнка добывать их, лично прикладывая усилия. А способствовать этому может совокупность различных упражнений и технологий, систематически используемых на уроках не только предметов гуманитарного, но и естественно-научного цикла, что позволяет считать данный проект актуальным в условиях необходимости получения таких показателей, как высокие метапредметные результаты обучения - «своеобразных мостов, соединяющих разные источники знаний» [7].
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Выявление и развитие интереса к предметам филологического цикла, формирование высокого уровня УУД, позволяющего достигать оптимальных результатов при участии в предметных олимпиадах и сдаче ГИА.
Задачи проекта:
- Изучить научную, педагогическую литературу, посвящённую проблемам подготовки учеников к олимпиадам и ГИА.
- Сделать анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам, ГИА и возможностей УМК.
- Сформировать банк заданий, разработав упражнения и техники, способствующие достижении цели проекта.
- Организовать использование данных упражнений и техник в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Целевая группа проекта: учащиеся 5-11 классов.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
В основе эффективной методики, обеспечивающей высокие результаты учеников, лежит идея демократичности, всеохватности, психология успешности любого ученика на уроке и ГИА, независимо от уровня его способностей. Также важным моментом является принцип ненавязчивого вовлечения как одарённого, так и среднестатистического ученика в познавательный процесс на уроках русского языка и литературы.
Прежде всего, необходимо помнить о том, что главная цель учителя - словесника - формирование лингвистической компетенции каждого обучающихся.
В процессе создания проекта обязательным является изучение соответствующей литературы, в том числе и электронных ресурсов, чтобы проанализировать их с точки зрения формирования УУД, соотнести задания разных уровней сложности, выделить в отдельную группу упражнения, формирующие творческую составляющую ученика.
На основе изученного материала создаются собственные упражнения и техники, предусматривающие эффективные результаты при подготовке к олимпиадам и сдаче ГИА. Этот банк заданий периодически будет пополняться как собственным, авторским материалом, так и образцами из опыта работы с одарёнными детьми. (Приложение).
Далее проводится анкетирование учеников и родителей с целью выявления уровня интереса к учёбе вообще, а также интересов и предпочтений. В начале учебного года необходимо провести мониторинг уровня усвоения учебного материала за курс начальной школы, или изученного в предыдущем учебном году, включив в КИМ задания разного уровня сложности: творческие, логические, проблемные. Обязательным условием является сотрудничество с учителями начальной школы и внутри методического объединения. Сохранение преемственности - обязательное условие достижения цели проекта. В результате вышеперечисленных мероприятий в классе определяется группа детей с высоким интеллектуальным уровнем, нестандартным мышлением; отдельное внимание необходимо будет уделить ученикам, не справляющимся как минимум с тремя заданиями, не требующими особых природных данных (пунктуационный, орфографический разбор, пересказ или письмо по памяти). Затем формируются 2 условные группы: 1) будущие участники олимпиад; 2) дети, с которыми необходимо провести 5-10 индивидуальных занятий по «западающим» темам.
Основная проблема, пути решения которой предлагают авторы проекта - организация подготовки к олимпиадам и сдаче ГИА во время уроков. Учитель предлагает детям индивидуальные и групповые задания исследовательского, творческого характера, дифференцирует домашнее задание, учитывая и психологическую составляющую подготовки (например, сокращая время создания учеником задания и подготовки к ответу), включая игровые и проблемные ситуации. Данные факторы способствуют росту мотивации школьников при изучении русского языка и литературы.
В реализации данной методики принимают участие все члены УМО учителей русского языка и литературы образовательного учреждения.
Жизненный цикл: этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: в течение 3 лет.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный - с август по сентябрь первого года реализации
- Основной - с октября по декабрь третьего учебного года
- Заключительный - декабрь третьего года проекта
Трехлетний цикл выбран потому, что именно в эти годы обучения закладываются основы база УУД средней школы, а также происходят первые проверки на эффективность проекта (участие в различных конкурсах, конференциях, этапах Всероссийских предметных олимпиад и др.)
Программа мероприятий
|
Комплекс мер |
Место проведения |
Срок |
Ответственные |
Этап 1 |
|
|||
1. |
Изучение литературы по теме проекта |
школа |
август
|
Руководитель проекта,
|
2. |
Анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам и возможностей УМК |
школа |
август
|
Руководитель проекта,
|
3. |
Формирование банка заданий |
школа |
в течение всего срока |
Руководитель проекта,
|
4. |
Беседа с учителем начальных классов, среднего и старшего звена |
школа |
август - сентябрь
|
Учителя русского языка |
5. |
Диагностика, мониторинг |
школа |
сентябрь
|
Руководитель проекта, учителя русского языка |
Этап 2 |
|
|||
1. |
Организация урока с учётом подготовки к олимпиаде |
школа |
в течение всего проекта |
Руководитель проекта, учителя русского языка |
2. |
Индивидуальные и групповые консультации одарённых детей и слабоуспевающих учеников |
школа |
каждую неделю в течение всего этапа |
УМО учителей русского языка и литературы |
3. |
Участие в школьном и муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиаде по русскому языку |
школа |
октябрь-декабрь
|
Руководитель проекта,
|
4. |
Участие в дистанционных олимпиадах различного уровня, очных конкурсах, конференциях |
Татарстан, Россия |
в течение всего этапа |
Руководитель проекта,
|
5. |
Организация научно-поисковой работы учащихся, в том числе посредством сети Интернет |
школа |
в течение всего проекта |
Руководитель проекта |
Этап 3 |
|
|||
1. |
Анализ результатов участия учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах |
школа |
декабрь
|
Руководитель проекта, УМО учителей русского языка и литературы |
3. |
Планирование работы на будущее |
школа |
январь
|
УМО учителей русского языка и литературы, администрация школы |
Ожидаемые результаты реализации проекта
- Изучена научная литература, посвящённая проблемам одарённости, олимпиадному движению, подготовке к ГИА.
- Сделан анализ дидактического материала по подготовке к олимпиадам и возможностей УМК.
- Сформирован банк олимпиадных и творческих заданий по русскому языку по всем разделам лингвистики для учащихся 5-11 классов.
- Проведена диагностика интересов, способностей и уровня знаний в предметной области.
- Сформированы группы учащихся, ориентированных на подготовку к олимпиаде по русскому языку и слабоуспевающих, проводятся дифференцированные дополнительные занятия, во время уроков и на дом детям предлагаются вариативные задания.
- Организован комплекс мероприятий в рамках урочной и внеурочной деятельности для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
- Участники олимпиадной группы результативно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня, реализуя свой творческий и интеллектуальный потенциал; дети с низким качеством знаний и УУД повысили их уровень.
Риски реализации проекта и пути их преодоления
Риски |
Условия возникновения |
Пути преодоления |
Мотивационные |
У одарённых детей пропадает интерес к предмету вследствие отсутствия результата или низкого результата. |
Переключить внимание ребёнка на другое направление, например, на творческие конкурсы или исследовательскую работу, где он может добиться успеха. Позднее можно вернуться к олимпиадному движению. |
У слабоуспевающих детей пропадает интерес к предмету вследствие отсутствия умения учиться, необходимости прилагать максимум усилий для достижения уровня ученика, знающего предмет на оценку «удовлетворительно» или «хорошо». |
Увеличить количество занятий, сократив объём заданий. |
|
Организационные |
Дети обеих групп проекта часто в силу своей загруженности, психологической напряжённости или нежелания идти на урок из-за низкого уровня знаний часто отсутствуют на занятиях |
Скоординировать работу с учителями-предметниками, провести дополнительную диагностику. Общаться во время их отсутствия посредством электронной почты, аккаунтов в интернете. |
Заключение
Индивидуальные занятия с одарёнными и отстающими - верный, проверенный, эффективный способ достижения результатов по подготовке школьников к таким серьёзным испытаниям, как этапы всероссийской олимпиады или ГИА. Не менее важно способствовать взаимодействию детей обеих групп в коллективе, способствуя поднятию их самооценки (такие психологические проблемы, как тщеславие, желание самореализоваться, повышенная тревожность, конфликтность в общении и т.д., свойственны и школьникам с любым уровнем УУД [5]), постепенному раскрепощению вследствие отсутствия страх получить низкую оценку, возможности проявить себя, удачно освоив и выполнив задания стандартного типа, требующих или творческого характера.
Постоянное выполнение предложенных заданий обеспечивает формирование у школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях реализации ФГОС ООО. Считаем важным подчеркнуть то, что данные задания актуальны и эффективны не только на уроках гуманитарного, но и естественно-научного цикла. Совместная работа учителей нескольких УМО, администрации школы, учеников и родителей должна быть направлена на выявление, обучение, развитие, стимулирование как одаренных детей, так и детей, с трудом осваивающих УУД. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении. По окончании реализации проекта работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми будет продолжена. Необходимо и дальше искать оптимальные пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Список литературы
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В.И.Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 278 с.
- Валиахметова Д.Р., Галиуллин К.Р. Республиканские олимпиады по русскому языку: вопросы и задания. Казань: Унипресс, 2000. - 68 с.
- Козлов П.Т. Рекомендации по подготовке учащихся к предметным олимпиадам. https://krasnovka.schools.by/pages/rekomendatsii-po-podgotovke-uchaschihsja-k-predmetnym-olimpiadam.
- Кувалдина Т.А. Работа с одаренными детьми через олимпиады. https://infourok.ru/rabota-s-odarennimi-detmi-cherez-olimpiadi-1670997.html
- Лостанова Р. Х. План работы с одарёнными детьми. https://infourok.ru/plan-raboti-s-odarennimi-i-slabouspevayuschimi-detmi-1314391.html
- Малюгина Т.И. Системно-деятельностный подход в образовании http://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-2015
- Метапредметные результаты - это показатели освоения программы основного общего образования. http://fb.ru/article/244904/metapredmetnyie-rezultatyi---eto-pokazateli-osvoeniya-programmyi-osnovnogo-obschego-obrazovaniya
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1995. - 320 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. - М., 1989. - 219 с.