Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике школьного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд - это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, учитель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.
Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде.
По данному направлению для начала с детьми была проведена беседа по теме «Что дети знают о профессиях, её особенностях, инструментах, которые используются в данной области и результатах труда», которая показала низкий уровень знаний. Это и послужило составлением разработки плана мероприятий для устранения пробелов в знаниях, и составлению игровой образовательной программы "Мир профессий", включающей в себя формулировку задач и путей их реализации, перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.
Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи профориентации детей младшего школьного возраста:
- Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
- Обобщать знания детей о труде.
- Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
- Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
- Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.
- Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
- Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
- Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т.д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т.д.).
- Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
- Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.
- Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.
Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:
- Предварительный рассказ или беседа (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
- Экскурсия.
- Беседа по увиденному на экскурсии.
- Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.
- Рисование по памяти: "Что запомнилось?"
У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.
Особое внимание следует обращать на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации. Это службы образовательного учреждения: труд сотрудников (директор, учитель, воспитатель, повар, врач, медсестра, дворник, шофёр, электрик и т.д.).
Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Если одна сюжетно-ролевая игра плавно переходит в другую или состоит из нескольких сюжетно-ролевых игр, то, значит, ребёнок имеет представление об этих профессиях. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей - путь познания и, наконец, это приобщение к жизни - начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.
В детской литературе много произведений, прославляющих труд. Используя эти произведения, можно дать новую информацию о профессиях, на которые нет возможности организовать экскурсию, или закрепить ранее полученные знания. Главное, чтобы была достигнута цель: познакомить младших школьников с людьми разных профессий, научить их гордиться успехами людей, раскрыть в доступной форме общественную значимость труда, воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к труду взрослых, желание принять посильное участие - для этого можно использовать любые перечисленные методы. При чтении стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М.Пришвина - с профессиями лесника, егеря.
В свободной, внеклассной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Профессия - результат», «Женские - мужские профессии», «Кто больше назовет предметов», детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др.). Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов. Для систематизации знаний о мире труда и профессий проводится игра «Путешествие по городу Мастеров», используется игровой сюжет - путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Учитель предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; «заселить» дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.
Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры типа «Чей труд важнее», «Все для всех», «Экономическая азбука» и пр. Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.
Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Основная задача педагога младших классов - сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах.
Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность. Широкие возможности для ознакомления с миром профессий имеют внеклассные мероприятия и уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.
С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать, к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:
- водитель - внимательный, ответственный, зоркий;
- врач - добрый, заботливый, милосердный;
- продавец - вежливый, предупредительный, знающий.
При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.
Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:
- Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы.
Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Кем я хочу быть?», сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности.
Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.
На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.
Программа трудового обучения в начальной школе включает в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Содержание различных уроков и внеклассных мероприятий позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.
Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий - это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.
Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
Знакомство с миром профессий нужно начать с профессий, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации. Это службы образовательного учреждения: директор, учитель, врач, медсестра, дворник, шофёр, электрик и т.д.).
Беседа «Профессии, которые помогают мне учиться» |
«Директор школы». Экскурсия в кабинет директора, знакомство, беседа. |
Сюжетно-ролевая игра «Я директор». Конкурс рисунков «Портрет директора школы». |
Беседа «Профессия - учитель». |
Сюжетно-ролевая игра «Я работаю учителем». Конкурс рисунков «Мой любимый учитель». |
Беседа «Медицинский работник». Экскурсия в медицинский кабинет. |
Сюжетно-ролевая игра «Всех излечит, исцелит добрый доктор». Рисование «Врач/медсестра». |
Беседа «Уважай чужой труд!» о работе технического персонала. Знакомство с уборщицей и дворником. |
Трудовой десант. Уборка школы и пришкольного участка. |
Следующий этап поможет сформировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.
«Профессии родителей». «Работник торговли». |
Экскурсия в магазин. |
Сюжетно-ролевая игра «Продавец». Раскраска «Какие бывают магазины». |
«Профессии родителей». «Шофер». |
Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем». Раскраска «Виды транспорта». |
«Профессии родителей». «Есть такая профессия - Родину защищать». |
Конкурс рисунков «Защитники Отечества». |
«Профессии родителей». «Охранник». |
Экскурсия и наблюдение за работой школьного охранника. |
Дать представление о видах производственного труда: шитье, производство продуктов питания, строительство.
Профессия «швея». Экскурсия в школьную швейную мастерскую. |
Шитьё одежды для куклы. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иголкой. |
Профессия «повар». Экскурсия в школьную столовую. |
Сюжетно-ролевая игра «Кондитер». Лепка из соленого теста. |
Рисование «Любимые конфеты». |
Профессия «Строитель». Беседа на тему «Какие бывают дома». |
Конструирование из кубиков «Дом, который постою Я». |
Конструирование из кубиков «Город, который построим МЫ». |
На последнем этапе дидактические игры помогут формированию первичных представлений о труде взрослых.
Для систематизации знаний о мире труда и профессий проект «Путешествие по городу Мастеров», используя игровой сюжет - путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Учитель предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; «заселить» дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.
Профессии в литературе. В.В.Маяковский «Кем быть?» (знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка). |
Дидактическая игра «Угадай профессию». |
Дидактическая игра «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал). |
Беседа на тему «Женские - мужские профессии». |
Конкурс рисунков «Я хочу быть…» |
Дидактическая игра «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов). |
Дидактическая игра «Профессия - результат» учит детей классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др.) |
Проект «Путешествие по городу Мастеров». |