Реализация образовательно-игровой программы «Мир профессий» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Ключевые слова: профориентация


Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике школьного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд - это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, учитель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта - все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.

Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде.

По данному направлению для начала с детьми была проведена беседа по теме «Что дети знают о профессиях, её особенностях, инструментах, которые используются в данной области и результатах труда», которая показала низкий уровень знаний. Это и послужило составлением разработки плана мероприятий для устранения пробелов в знаниях, и составлению игровой образовательной программы "Мир профессий", включающей в себя формулировку задач и путей их реализации, перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.

Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи профориентации детей младшего школьного возраста:

  • Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
  • Обобщать знания детей о труде.
  • Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
  • Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
  • Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.
  • Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
  • Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
  • Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т.д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т.д.).
  • Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
  • Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.
  • Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:

  • Предварительный рассказ или беседа (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
  • Экскурсия.
  • Беседа по увиденному на экскурсии.
  • Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.
  • Рисование по памяти: "Что запомнилось?"

У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Особое внимание следует обращать на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации. Это службы образовательного учреждения: труд сотрудников (директор, учитель, воспитатель, повар, врач, медсестра, дворник, шофёр, электрик и т.д.).

Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Если одна сюжетно-ролевая игра плавно переходит в другую или состоит из нескольких сюжетно-ролевых игр, то, значит, ребёнок имеет представление об этих профессиях. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей - путь познания и, наконец, это приобщение к жизни - начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.

В детской литературе много произведений, прославляющих труд. Используя эти произведения, можно дать новую информацию о профессиях, на которые нет возможности организовать экскурсию, или закрепить ранее полученные знания. Главное, чтобы была достигнута цель: познакомить младших школьников с людьми разных профессий, научить их гордиться успехами людей, раскрыть в доступной форме общественную значимость труда, воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к труду взрослых, желание принять посильное участие - для этого можно использовать любые перечисленные методы. При чтении стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М.Пришвина - с профессиями лесника, егеря.

В свободной, внеклассной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Профессия - результат», «Женские - мужские профессии», «Кто больше назовет предметов», детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др.). Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов. Для систематизации знаний о мире труда и профессий проводится игра «Путешествие по городу Мастеров», используется игровой сюжет - путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Учитель предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; «заселить» дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.

Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры типа «Чей труд важнее», «Все для всех», «Экономическая азбука» и пр. Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Основная задача педагога младших классов - сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах.

Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность. Широкие возможности для ознакомления с миром профессий имеют внеклассные мероприятия и уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать, к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

  • водитель - внимательный, ответственный, зоркий;
  • врач - добрый, заботливый, милосердный;
  • продавец - вежливый, предупредительный, знающий.

При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

- Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы.

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Кем я хочу быть?», сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности.

Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Программа трудового обучения в начальной школе включает в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Содержание различных уроков и внеклассных мероприятий позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.

Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий - это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Знакомство с миром профессий нужно начать с профессий, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации. Это службы образовательного учреждения: директор, учитель, врач, медсестра, дворник, шофёр, электрик и т.д.).

Беседа «Профессии, которые помогают мне учиться»

«Директор школы». Экскурсия в кабинет директора, знакомство, беседа.

Сюжетно-ролевая игра «Я директор». Конкурс рисунков «Портрет директора школы».

Беседа «Профессия - учитель».

Сюжетно-ролевая игра «Я работаю учителем». Конкурс рисунков «Мой любимый учитель».

Беседа «Медицинский работник». Экскурсия в медицинский кабинет.

Сюжетно-ролевая игра «Всех излечит, исцелит добрый доктор». Рисование «Врач/медсестра».

Беседа «Уважай чужой труд!» о работе технического персонала. Знакомство с уборщицей и дворником.

Трудовой десант. Уборка школы и пришкольного участка.

Следующий этап поможет сформировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

«Профессии родителей». «Работник торговли».

Экскурсия в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «Продавец». Раскраска «Какие бывают магазины».

«Профессии родителей». «Шофер».

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем». Раскраска «Виды транспорта».

«Профессии родителей». «Есть такая профессия - Родину защищать».

Конкурс рисунков «Защитники Отечества».

«Профессии родителей». «Охранник».

Экскурсия и наблюдение за работой школьного охранника.

Дать представление о видах производственного труда: шитье, производство продуктов питания, строительство.

Профессия «швея». Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

Шитьё одежды для куклы. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иголкой.

Профессия «повар». Экскурсия в школьную столовую.

Сюжетно-ролевая игра «Кондитер». Лепка из соленого теста.

Рисование «Любимые конфеты».

Профессия «Строитель». Беседа на тему «Какие бывают дома».

Конструирование из кубиков «Дом, который постою Я».

Конструирование из кубиков «Город, который построим МЫ».

На последнем этапе дидактические игры помогут формированию первичных представлений о труде взрослых.

Для систематизации знаний о мире труда и профессий проект «Путешествие по городу Мастеров», используя игровой сюжет - путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Учитель предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; «заселить» дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.

Профессии в литературе. В.В.Маяковский «Кем быть?» (знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка).

Дидактическая игра «Угадай профессию».

Дидактическая игра «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал).

Беседа на тему «Женские - мужские профессии».

Конкурс рисунков «Я хочу быть…»

Дидактическая игра «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов).

Дидактическая игра «Профессия - результат» учит детей классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др.)

Проект «Путешествие по городу Мастеров».