Цель: развитие интереса ребенка к своей личности, осознание ценности уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, изучение своих особенностей, качеств.
Время: 1 академический час.
Материал и оборудование: краски, цветные карандаши, лист формата А4, игра «Танграм».
1. Упражнение «Здороваемся пальчиками»
Цель: развитие эмпатии и создание положительного эмоционального фона.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку поздороваться всеми пальцами рук.
Инструкция: сегодня мы будем здороваться необычным образом. Поздороваемся всеми пальчиками обеих рук. И так начнем с здороваться большими пальчика правой руки. Как у тебя здорово получается! А теперь левой рукой.
2. Упражнение «Минутка шалости»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, концентрация на внимания.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку пошалить: прыгать, бегать, кувыркаться.
Инструкция: по моему сигналу можешь прыгать, бегать, приседать, а когда я скажу стоп, ты сядешь на место.
3. Беседа о том, каким разным может быть один и тот же человек
Цель: создание условий для позитивного отношения к своим особенностям.
Материал и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши.
Техника проведения: педагог-психолог просит ребенка привести примеры разного поведения, а затем нарисовать двух себя:
- каким ребенок нравится и себе, и другим;
- каким ребенок не нравится ни себе ни другим.
Инструкция: а теперь побеседуем.
Я взрослый человек, но не все мои поступки мне нравятся. А тем более не все мои поступки нравятся окружающим. Например, в детстве моим друзьям не нравилось, когда я занималась музыкой, потому что это не позволяло мне гулять с ними. А мама была очень довольна, когда я занималась на пианино. Мне же конечно хотелось гулять. Такие же ситуации бывают и во взрослой жизни: все очень не просто. Расскажи:
В каких ситуациях ты не нравишься ни себе и ни окружающим? Рисунок поможет тебе лучше прочувствовать эти две ситуации.
Возможно ли такое поведение, которое будет приятным и тебе, и окружающим?
В каких случаях тебе трудно управлять своим поведением?
4. Сказка «История голубого города»
Цель: коррекция агрессивных проявлений по отношению к окружающим.
Техник проведения: педагог-психолог зачитывает ребенку сказку, и после этого идет ее обсуждение.
Инструкция: давай послушаем сказку о Драконе, который не любил голубой цвет.
Вопросы к сказке:
- Понравилась ли тебе сказка?
- О чем эта сказка?
- Чему она учит?
- Почему Дракон совершал такие поступки?
- Чего не сделал Дракон?
- Мог ли быть у сказки другой конец? Какой?
5. Рисунок по сказке
Цель: развитие творческого мышления, восприятия, воображения, мелкой моторики рук.
Материал и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, краски.
Техника проведения: после обсуждения сказки ребенку предлагается нарисовать то, что ему больше всего понравилось.
Инструкция: послушай сказку. А теперь нарисуй то, что тебе понравилось больше всего в этой сказке.
6. Игра «Танграм»
Цель: развитие внимания, восприятия, воображения, развитие навыков критического мышления.
Материал и оборудование: деревянная игра «Танграм».
Техника проведения: ребенку предлагается по рисунку собрать дракона.
Инструкция: давай попробуем собрать дракона из сказки.
7. Упражнение «Кулачок»
Цель: снятие напряжения и переутомления.
Техника проведения: по инструкции педагога-психолога ребенок сжимает и разжимает кулак.
Инструкция: сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза!
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты (сжать пальцы).
Пальчики сильней сжимаем -
Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть).
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики.
8. Обратная связь
Цель: развитие рефлексии, аналитического мышления.
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие выводы ты сделал для себя?
- Какое у тебя настроение?