Цель урока: ознакомление учащихся с новым понятием "периметр многоугольника".
Задачи урока на формирование у учащихся УУД:
Личностные УУД
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи;
Метапредметные УУД
- регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками
- познавательные: формулировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать, классифицировать геометрические фигуры, формировать умение находить периметр многоугольника.
- коммуникативные: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами
Предметные УУД
- пользоваться изученной математической терминологией; продолжить знакомство с величиной "длина"; знакомство с понятием "периметр многоугольника"; учить находить периметр многоугольника; продолжать закреплять умение измерять длины звеньев ломаной линии и длины сторон многоугольника различными способами (с помощью линейки, циркуля); продолжать совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование:
- сигнальные карточки, геометрические фигуры, циркули, листы клетчатой бумаги, конверты с вышитыми салфетками и отрезками тесьмы, мотки ниток,
- проектор.
- Робот Lego Mindstorms EV3.
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели,
Тихо мальчики за парты сели,
На меня все посмотрели.
II. Мотивация
Урок математики. Для чего в школе мы изучаем этот предмет? (научиться считать, измерять, сравнивать)
Где знания, полученные на уроке математики, нам могут пригодиться? (в магазине при покупки товара, в измерениях предметов, в сравнении чисел)…
Вывод: Правильно, молодцы! Без математики не обойтись, ведь математика - Царица наук. Окружает нас повсюду. На уроках нам надо быть очень внимательными, ведь математика - точная наука.
- Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке!
- Приготовьтесь, пожалуйста, к работе. .
ЗАПИСЬ Числа
III. Актуализация знаний
Смотрим на экран, на экране будут появляться фигуры. Ваша задача их запомнить. (на экране - геометрические фигуры)
- Что вы увидели на экране? (геометрические фигуры)
- Какие фигуры вы запомнили? (круг, треугольник, прямоугольник , квадрат)
- Как вы считаете, есть ли в этой группе лишняя фигура? (круг)
- Почему? (все остальные фигуры - многоугольники)
Что мы знаем о многоугольниках? (Имеются стороны, вершины и углы). Количество углов, сторон и вершин одинаковое. Как вы думаете, всё ли о многоугольниках нам известно? Хотите открыть еще один секрет о многоугольниках?
Тогда за работу.
V. Проблемная ситуация
(на партах у детей конверт с вышитыми салфетками и отрезками тесьмы, линейка, циркуль)
- Ребята, посмотрите, на партах у вас лежат салфетки. Какую геометрическую фигуру они вам напоминают? (квадрат)
Чтобы салфетка стала ещё более красивой и нарядной, ее край нужно обшить лентой.
- Назовите самый простой способ, как это можно узнать, хватит ли ленты для обшивки салфетки?
(Нужно проложить ленту по краю салфетки и убедиться, хватит ли ее.)
- Возьмите ленту и приложите по краям. Что заметили?
(Ленты для вышитой салфетки не хватает.)
VI. Открытие нового
- Ребята! Что же нам делать? (нужно взять ленту по длиннее.)
- Что ж, придётся брать другую ленту.
- Но какой же длины нужно взять ленту, чтобы её хватило для обшивания салфетки по краю?
- Как нам это узнать? (надо измерить стороны салфетки )
- На какую геометрическую фигуру похожа наша салфетка? (квадрат) Что знаем о квадрате? (все стороны равны)
- Сколько сторон у квадрата? (4 стороны)
- Можете ли вы найти длину стороны квадрата? (да)
- Как это можно сделать? Какие способы измерения длины ломаной вы знаете?
(Измерить длины всех звеньев с помощью линейки, а потом все стороны сложить, измерить с помощью циркуля, с помощью нити, при помощи листа в клеточку.)
А как измерить сторону салфетки при помощи циркуля, нити, листа в клетку?
(нужно приложить нить. Циркуль и лист в клетку к стороне салфетки, обозначить длину)
Но сможем ли мы узнать длину стороны салфетки? (нет) Как быть?
Полученные измерения приложить к линейке и вычислить длину.
Салфетка напоминает квадрат. Сколько сторон достаточно измерить у квадрата? (одну сторону, т.к. у квадрата все стороны равны)
Работа в группах 1 группа - линейка, 2 группа - циркуль, 3 - нить. 4 - при помощи листа в клеточку, 5 - при помощи линейки.
- Измерьте длину ломаной линии этими способами.
1, 5 группа работу выполнили быстрее всех. Почему?
Какой способ измерения более точный и удобный? (по линейке)
А теперь наши вычисления запишем в тетрадь.
- Сколько звеньев у квадрата? (4) Как узнать сумму длин сторон квадрата? (Все стороны сложить)
Запишем числовое выражение. 30+30+30+30=120см
- Как вы считаете, а чему будет равна сумма длин сторон многоугольника? (120 см)
- Как одним словом назвать сумму длин сторон многоугольника? (ответы детей)
А чтобы найти ответ на этот вопрос, вам нужно разгадать ребус.
(на столах карточки с ребусом) Какое слово получили?
- Что же такое периметр? (сумма длин сторон многоугольника)
Скажите, как найти периметр многоугольника? Сложить все стороны многоугольника)
- Какую единицу измерения для салфетки использовали? (см). А какие ед. измерения можно использовать? (дм, м, мм) - Молодцы!
- Запись такого длинного слова "периметр" займёт много времени. Поэтому математики - народ точный, решили это слово обозначать одной буквой - латинской буквой Р (пэ).
- Добавьте эту букву в нашу запись: Р =30+30+30+30=120 (см)
- Значит, какой длины нам нужна лента для обшивания салфетки? (Длина ленты для обшивания салфетки будет равна 120 см.) .Чему равен периметр салфетки?
Какой же секрет о многоугольниках раскрыли? (у многоугольников можно найти периметр)
Физминутка
А теперь нужно немного отдохнуть.
Раз - на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 - нагнулись до земли
И не раз, а раза три.
3 - руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 - руки в боки,
Дружно делаем подскоки.
5 - присели раза два.
6 - за парты нам пора.
VII. Первичное закрепление знаний
- Сегодня у нас интересное событие. К нам на урок пришли гости. Разрешите представить, робот Гуглик.
- Здравствуйте, ребята.
- Мы узнали, что вы изучаете тему «Периметр» и приготовили для вас интересные задания. Поиграем вместе?
- Будьте внимательны! Сейчас Гуглик по моей команде будет строить фигуры. Ваша задача ее назвать. Теперь давайте вместе попробуем найти периметр квадрата. Подскажите мне как это можно сделать?
- Сейчас, когда Гуглик будет проезжать по квадрату, он назовет нам длины сторон. Ваша задача записать их в тетрадь и вычислить периметр.
Задания:
- Квадрат - 5*5 см. (нахождение периметра записывается на доске)
- Прямоугольник - 4*2 см
- Треугольник 3*3*3 см
- Давайте сверим наши периметры с вычислениями Гуглика.
(пояснение робота)
VIII. Рефлексия
- Робот благодарит Вас за работу! Вы ему очень понравились! (О)
- А понравился ли вам наш урок? (О)
- Оцените свою работу на уроке, используя смайлик.
- А теперь робот предлагает Вам дома потренироваться в нахождении периметра. (О)
- Он подготовил для вас геометрические фигуры, периметр которых вам необходимо найти дома.
- Спасибо за урок!